Необходимость, цели и задачи регионального планирования и прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение целей и задач регионального планирования и прогнозирования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования
1.1 Прогнозирование и планирование развития регионов
1.2 Специфика региональных комплексных программ
Глава 2. Республиканская целевая программа развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы
2.1 Содержание проблемы и необходимость решения её программными методами
2.2 Цель, задачи и сроки реализации Программы
Глава 3. Система программных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

173518.rtf

— 311.31 Кб (Скачать)

слабая связь между долгосрочными и текущими планами;

неглубокий и некомплексный анализ имеющейся среды деятельности, выявления тенденций развития и имеющихся ресурсов;

слабая обоснованность блока целепологания;

недостаточное активное использование современных принципов и методов в планировании; тяготение к отжившим и устаревшим подходам в планировании.

отсутствие чёткой формулировки и научного обоснования стратегического выбора;

отсутствие в стране системы территориального планирования; взаимоотношения между центром и регионами в основном ограничены рамками бюджетного федерализма и отраслевыми каналами и, соответственно, отсутствие должной связи региональных показателей с соответствующими показателями федерального уровня;

особенное обоснование показателей социально экономического развития региона без должной увязки с другими уровнями управления, что влечет низкую эффективность такого документа;

слабая поддержка программных мер действенными механизмами и их осуществления;

отсутствие в планах механизма мониторинга.

Частью региональной системы регулирования социально - экономических отношений территории является деятельность местных (муниципальных) властей (городских, районных, сельских и поселковых). Сферой их воздействия является деятельность организаций и учреждений находящихся на их территории и входящих в их ведение. Это организации банковской системы, малого бизнеса, здравоохранения и медицинского страхования, правоохранительных органов, социальной защиты, образования, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и др. Для регулирования их деятельности местной администрацией также используются различные средства, в том числе планирование основных показателей работы. Экономическое предвидение местных властей затрагивает в основном такие сферы, как:

определение экономического потенциала муниципального образования;

состояние рынка труда (уровень безработицы, занятость населения по отраслям и секторам экономики);

состояние инфраструктуры (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.);

уровень жизни населения (динамика численности населения, отношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, децильный коэффициент, индекс потребительских цен для территории и др.).

Таким образом, региональная система планирования может включать разработку прогнозов и планов, в том числе концепций, программ, стратегических планов, бизнес-планов и др. составной частью регионального планирования являются бюджетные планы территорий: области, края или республики. В практике регионального планирования имеются свои методологические особенности, отличающие обоснование их плановых документов от методологии федерального уровня. В стране продолжается процесс становления и совершенствования механизма регионального управления, составной частью которого является планирование и прогнозирование.

 

Специфика региональных комплексных программ

 

К настоящему времени в России накоплен значительный опыт разработки разноуровневых региональных программ. Несмотря на различия в ведомственной и территориальной принадлежности, их разработка должна проводится на единой методологической основе, а различия в методических подходах к их составления должны быть обусловлены учетом специфики особенностей развития соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправданно использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надёжно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.

Разработка региональных программ - это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по федеральной целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т.д.). Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.

Совершенствование программирования предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определённой системы стимулов и экономических нормативов с учетом требования рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т.д.) программ.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно- территориального деления РФ(республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства - в том случае, когда проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона; используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.)

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объёмами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политики России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ вписывается в комплекс хозяйственно - рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка.

Основные задачи региональных программ:

Выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно - технического развития;

Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

Сбалансирование (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

Максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

Развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;

Охрана окружающей среды;

Преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

Формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;

Духовное возрождение регионов, сохранения их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

 

Глава 2. Республиканская целевая программа развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010годы

 

2.1 Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами

 

Машиностроительный комплекс - базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенном с 1 января 2005 г., отрасль "машиностроение и металлообработка" относится к разделу D "Обрабатывающие производства" и включает в себя подразделы:

DK "Производство машин и оборудования";

DL "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования";

DM "Производство транспортных средств и оборудования";

DJ "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий".

Производством машиностроительной продукции в Чувашской Республике заняты 68 крупных и средних и 189 малых промышленных предприятий. В экономике Чувашской Республики машиностроительный комплекс занимает ведущее место, обеспечивая 39% налоговых поступлений обрабатывающих производств в бюджетную систему Российской Федерации по Чувашской Республике. На предприятиях комплекса сосредоточена треть основных фондов промышленного комплекса, задействовано 49% промышленно-производственного персонала Чувашской Республики. Республиканские производители обеспечивают 27% общероссийского выпуска бульдозеров, 9,8% - насосов центробежных, паровых и приводных, 7,7% - радиаторов и конвекторов отопительных, 2,5% - прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, 2,4% - силовых трансформаторов, 2,2% - проводов обмоточных и эмалированных, 1,3% - погрузчиков строительных, 1,6% - отгруженной продукции производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Машиностроительный комплекс обеспечивает 52,7% отгруженной продукции обрабатывающих производств Чувашской Республики. Для сравнения: на долю машиностроительных производств в Германии приходится 53,6% общепромышленного производства, в Японии - 51,5%, в Англии - 39,6%, в Италии - 36,4%, в Китае - 35,2%, в России - 20%.

На территории Чувашской Республики расположен ряд крупных машиностроительных центров: г. Чебоксары (производство электрооборудования, машин и оборудования, транспортных средств, металлургическое производство), г. Алатырь (производство электрооборудования, готовых металлических изделий), г. Канаш (производство транспортных средств, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий), г. Шумерля (производство транспортных средств). Отдельные производства машиностроительной продукции находятся в Козловском, Мариинско-Посадском и Ядринском районах.

Среди крупнейших предприятий отрасли - ООО "Промтрактор-Промлит", акционерные общества "Чебоксарский агрегатный завод", "Промтрактор", "Промтрактор-Вагон", "Научно-производственный комплекс "Элара" им. Г.А. Ильенко", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Шумерлинский завод специализированных автомобилей", "Завод "Чувашкабель", "Канашский автоагрегатный завод", "АБС ЗЭиМ Автоматизация". В совокупности они обеспечивают 77,5% отгруженной продукции и занятость 65,6% работников отрасли. Это позволяет считать данные хозяйствующие субъекты стратегическими экономическими субъектами, развитие которых напрямую оказывает влияние на уровень конкурентоспособности отрасли.

(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 28.03.2008 N 77)

К подобным субъектам можно отнести ООО "Компания Корпоративного Управления "Концерн "Тракторные заводы", созданное в 2006 году на территории Чувашской Республики. Компания объединяет деятельность предприятий, входящих в ООО "Концерн "Тракторные заводы" и ОАО "Агромашхолдинг", и представляет собой управляющий центр машиностроительных предприятий, расположенных на территории Российской Федерации. Деятельность компании направлена на управление основными логистическими процессами, специализацию торгово-сервисных компаний, специализацию предприятий по типу проектируемых узлов и машин. Формирование подобных крупных корпораций в отрасли, концентрация в них финансовых ресурсов будут способствовать реструктуризации и модернизации производства.

Большинство предприятий отрасли находятся в частной собственности. В структуре уставного капитала ряда предприятий (ОАО "Элара", ОАО "Текстильмаш", ОАО "Контур", ОАО "Электроавтомат") сохранена доля федеральной собственности. В отношении акционерных обществ "Завод "Электроприбор", "Канашский автоагрегатный завод", "Канашский завод электропогрузчиков", "Шумерлинский завод специализированных автомобилей" Кабинетом Министров Чувашской Республики принято решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении обществами ("золотой акции").

Информация о работе Необходимость, цели и задачи регионального планирования и прогнозирования