Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:18, курсовая работа
Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение целей и задач регионального планирования и прогнозирования.
Введение
Глава 1. Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования
1.1 Прогнозирование и планирование развития регионов
1.2 Специфика региональных комплексных программ
Глава 2. Республиканская целевая программа развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы
2.1 Содержание проблемы и необходимость решения её программными методами
2.2 Цель, задачи и сроки реализации Программы
Глава 3. Система программных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Чувашский государственный университет имени И. И. Ульянова»
Канашский филиал
Кафедра: экономики и управления
Курсовая работа
по курсу: Региональная экономика
Тема:
Необходимость, цели и задачи регионального планирования и прогнозирования
Выполнила: студентка
3 курса экономического
Васильева И.П.
Канаш 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования
1.1 Прогнозирование и планирование развития регионов
1.2 Специфика региональных комплексных программ
Глава 2. Республиканская целевая программа развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы
2.1 Содержание проблемы и необходимость решения её программными методами
2.2 Цель, задачи и сроки реализации Программы
Глава 3. Система программных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Государственное регулирование рыночной экономики опирается на информацию о текущей хозяйственной конъюнктуре и на прогнозы разносрочного экономического развития. Региональные экономические прогнозы - это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономической структуры страны. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного периодов, вытекает из долговременности и территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологический и другие аспекты), большого влияния макроэкономической политики на регионы.
Региональные средне- и долгосрочные проектировки в комплексных прогнозах (схемах) развития и размещения производительных сил, схемах экономического и социального развития и т. п. дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной экономики, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда.
Государственные прогнозы проходят законодательную апробацию, например, при утверждении федерального бюджета, в постановлениях Правительства и т.д. Реализация прогнозных проектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций, отраженную в нормативных актах, договорах и т.п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер.
При подготовке прогнозных материалов руководствуются общими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования являются руководящие положения, установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных территориально-ресурсных предпосылок (факторов).
Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение целей и задач регионального планирования и прогнозирования
Глава 1. Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования
Прогнозирование и планирование развития регионов
Цель регионального прогнозирования и планирования - обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Усиливается его вероятностный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике.
Прогнозы любого типа немыслимы без определенной системы задач и целей. При этом следует учитывать, что все цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при составлении и реализации прогнозов следует стремиться к определенной совместимости целей, и, кроме того, требуется обстоятельный учет всех видов ресурсов, необходимых для достижения той или иной цели. Для современных экономических систем важно соблюдение следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание условий и предпосылок для достижения подобного равновесия. Внешним проявлением достижения подобной сбалансированности в рыночной экономике выступает отсутствие излишков и в меньшей степени дефицитов. Во - вторых, составление системы целей прогнозов и затем их конкретная реализация на основе достижений научно - технического прогресса и научно - технической революции. В - третьих, соблюдения соответствия между факторами производства на всех уровнях, от спецификации каждого зависит и оптимальная их комбинация. Таким образом, в условиях рыночной экономики при составлении прогнозов необходимо дать ответы на следующие вопросы: для кого осуществлять производство и реализацию; из чего осуществлять производство; каким образом должны осуществляться производство и реализация?
В важную задачу прогнозирования входит выявление и исследование потребностей всех экономических объектов и субъектов с последующим адекватным их отражением в системах прогнозов различного уровня и детализацией. При этом следует учитывать, что уровень структура частных, коллективных и общественных потребностей находится в непрерывном развитии и должны соответствовать реальным условиям воспроизводственных процессов и требованиям экономических законов рыночных отношений. Научно разработанные и обоснованные прогнозы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют оптимально достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основной для создания эффективной сбалансированности экономических систем.
Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.
Региональные власти руководят деятельностью по плановому регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования касаются прежде всего социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают прогнозы, планы и программы развития, которые могут включать следующие основные направления:
создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий, находящихся в регионе;
внедрение мер по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики;
оздоровление финансового состояния действующих на территории фирм;
обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет;
меры по приоритетному развитию местных товаропроизводителей;
проведение социально-ориентированной тарифной и ценовой политики;
обеспечение защиты социально-экономических интересов региона на федеральном уровне и др.
Нормативно-правовая база регионального планирования находится пока в стадии формирования. Лишь в третьей части регионов страны уже определены правовые основы плановой работы. В половине регионов страны имеются законы или нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку региональных целевых программ. Однако во многих регионах по-прежнему отсутствуют правила разработок прогнозов и планов, не сформулированы требования к перечню, структуре и содержанию плановых документов, которые определяются регионами самостоятельно исходя из своих нужд и интересов.
Кто и как на региональном уровне планирует показатели? В каждом регионе в рамках исполнительных органов власти выделяются структурные подразделения, занимающиеся плановой и прогнозной работой. Они разрабатывают концепции, прогнозы, программы и планы. Составлением бюджетных планов занимаются специалисты самих региональных властей. Для обоснования проектов стратегических планов, целевых программ, индикативных планов иногда привлекаются участники из других учреждений и организаций, в том числе находящиеся вовне территории. Созданные в регионе прогнозы в дальнейшем могут использоваться при принятии решений по вопросам развития территории.
Региональное планирование включает следующую примерную последовательность разработки планов:
1-й этап - составление концепции развития. Этап включает анализ среды деятельности, оценку преимуществ и недостатков, выявление имеющихся ресурсов, а также внешних и внутренних факторов воздействия, обоснование целей и задач развития, в ходе чего определяются стратегическое приоритеты и основные направления развития;
2-й этап - разработка программ развития и бизнес-планов, выявление оценки их эффективности. Большинство региональных программ социально-экономического развития, принятых за последние годы, можно условно разбить на группы: а) традиционных, б) логично увязанных с концепциями развития; в) содержащие конкретные механизмы реализации;
3-й этап - мониторинг реализации и использование механизмов обратной связи. В ходе этого этапа вносятся коррективы в действующие планы региона.
Планы региональных и местных бюджетов являются составной частью бюджетной системы страны. Для регионального уровня в бюджетном планирование характерно использование принципов: а)единства, т.е. связи с бюджетной системой страны; б) самостоятельности, что означает возможность использования полученных доходов в соответствии с приоритетами территории. Для нормального функционирования бюджетной системы региона важна правильная реализация указанных принципов и основополагающего принципа бюджетного федерализма: формирование собственной доходной базы территориальных бюджетов. А это предполагает разделение функций уровней государственной власти и наличие механизма распределения доходной базы средств между разными уровнями бюджетов страны.
Доходная часть бюджетного плана региона может состоять из собственных, заемных средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории образуются за счет региональных налогов, отчислений от регулирующих налогов и некоторых дополнительных источников, например, надбавок к федеральным и региональным налогам. Заемные средства регионального бюджета состоят из бюджетных ссуд, краткосрочных кредитов коммерческих банков и доходов от выпуска субфедеральных и муниципальных займов на инвестиционные цели. Средства бюджетного плана включают дотации, субсидии, субвенции, трансферты из фонда финансовой поддержки регионов, средства по взаимным расчетам и ряда других фондов. Основными расходами регионального бюджета вступают территориальные затраты на образование, социально- культурные мероприятия, здравоохранения и управления. В отличии от региональных местных бюджетные планы ставят целью обоснование суммы своих доходов и их использования для целей роста благосостояния отдельного муниципалитета (города, района и др.).
Региональная политика государства в сфере финансов направлена на укрепление единства государственных финансов. Так, постоянно совершенствуется практика трансфертов в рамках реформы межбюджетных отношений. Трансферты распределяются на основе на индексе бюджетных расходов, определённых по региональным нормативам финансирования основных социально значимых расходов и оценок налогового потенциала регионов. Совершенствование межбюджетных отношений в государстве направленно на нормализацию механизма финансовой поддержки регионов страны, нуждающихся в ней. Государство усиливает свою составляющую в регионах посредствам косвенных методов регулирования, когда используются методы активной доходной и налоговой политик. В этой сфере проводятся меры по:
федерально-региональному распределению финансовых средств;
упорядочению региональных отношений по вопросам собственности,
территориальной организации использования природных ресурсов, являющихся собственностью государства.
В региональном планировании и прогнозировании за последнее время стали проявляться новые тенденции:
Переход от краткосрочных и среднесрочных к долгосрочным планам и программам развития региона.
Формирование единой методологии разработки региональных планов с учетом стратегии развития территории.
Перерастание программ социально - экономического в общественные соглашения. Если раньше подавляющая часть плановых документов разрабатывалась администрациями регионов кулуарно, то сейчас после опубликования проекта в средствах массовой печати, к их обсуждению привлекаются представители бизнеса, общественности, науки и культуры.
Выбор разработчиков региональных планов документов. Региональные планы могут разрабатываться: а) силами самой власти; б) с привлечением внешних организаций; в) с созданием специальной структуры. Например, в ряде областей (Красноярский край, Орловская область и др.) создаются некоммерческие организации, в компетенцию которых входит проведения регулярного анализа и мониторинга стратегических документов территории и их научно - методическая поддержка. К числу внешних организаций могут относится научно - исследовательские центры, вузы и консалтинговые фирмы.
К ныне существующим недостаткам регионального планирования и прогнозирования можно отнести:
отсутствие четкости в стратегических планах, которые во многом пока еще напоминают общи декларации, а документы управления;
недостаточное внимание вопросам долгосрочных планов и программ, что связано с отсутствием стабильного фона для прогнозирования и планирования;
Информация о работе Необходимость, цели и задачи регионального планирования и прогнозирования