Цели, задачи и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: изучить задачи цели и функции государства.
Задачи: ,классифицировать функции государства,
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным, с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Оглавление

Введение…………………………………………………….……….….……3
Понятие и содержание функций и задач государства.…………….......4
Классификация функций государства……………………….……..…...7
2.1 Основные внутренние функции РФ…………….……...……….…...22
2.2 Основные внешние функции РФ….…………………………….…...29
Правовые формы и методы осуществления функций гос-ва. .......…..33
4. Заключение……………………….……………………………………..37
5. Список используемой литературы….………………………….…..….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.ГОТОВЫЙ ВАРИАНТ!!!!!.doc

— 191.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:…………………………………………………………....…….2

Введение…………………………………………………….……….….……3

  1. Понятие и  содержание функций и задач государства.…………….......4
  2. Классификация функций государства……………………….……..…...7

  2.1 Основные внутренние функции РФ…………….……...……….…...22

  2.2 Основные внешние функции РФ….…………………………….…...29

  1. Правовые формы и методы осуществления функций гос-ва. .......…..33

4.   Заключение……………………….……………………………………..37

5.   Список используемой литературы….………………………….…..….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

      С давних пор, вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в  обществе относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объясняется множеством причин. Во-первых, данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоёв, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии поставленных задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

      Цель  моей работы: изучить задачи цели и  функции государства.

      Задачи: ,классифицировать функции государства,

      Вопрос  о функциях государства имеет  не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным, с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

      Учитывая всё выше перечисленное, я думаю, что данная тема актуальна в наши дни и требует конкретного рассмотрения.  
 

    1. Понятие и содержание функций и задач государства

 

      Термин  «функция» имеет в отечественной  и зарубежной научной литературе далеко неодинаковое значение. В философском  и общественно-социологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции врача, прокурора и т.п.)

      Применительно к государству, термин, а вместе с  ним и понятие «функция» приобретает несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

      В отечественных и зарубежных академических  источниках существуют различные трактовки  функций государства. Например, ещё  в 60-е годы в рамках отечественной  юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности. Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение этого, можно сослаться на определение понятия «функция государства», в соответствии с которым им охватывается предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства её обеспечения.

      Ещё раньше названного варианта трактовки  функций государства в западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе, широко допускалось их отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации. Не вдаваясь в проблемы разграничения функций как основных направлений деятельности и различных аспектов самой деятельности, автор сосредоточил своё внимание лишь на попытках проведения различий между государством-корпорацией и другими, сопредельными с ним корпорациями.

      Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзен  в своей широко известной работе «Общая теория права и государства», если рассматривать его как «чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорация. «Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций».

      Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между  ним и другими корпорациями заключается  в «нормативном порядке», который  сам устанавливается государственной  корпорацией. С юридической точки зрения «проблема государства-корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка».

      Помимо  названных вариантов понимания  и трактовки функций государства по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функции иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь по «управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счёт включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов». При таком подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения. Во втором случае предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система государственных органов, как аппарат государства.

      Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемого понятия. В настоящее время, весьма популярно следующее определение.

      Функции государства – это основные направления  его деятельности государства по решению стоящих перед ним задач (как внешних, так и внутренних).1

      В различных источниках, данное определение  может встречаться в несколько другом виде, но от этого суть его не меняется. С его помощью, можно выделить следующие, наиболее существенные признаки функций государства.

  • Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе или на всём протяжении своей деятельности обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране правопорядка и др.
  • В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность. Поэтому, через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
  • Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  • Функции государства – понятие управленческое. Оно конкретизирует цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества
  • Функции реализуются в определённых формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
 

        Некоторые учёные-правоведы, выделяют ряд других признаков. Например, профессор М.Н. Марченко2, перечисляя признаки функций государства, пишет: «Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своём немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей».

      На  мой взгляд, данная формулировка очень  сходна с другой: «функция государства не любое, а именно главное направление его деятельности». Поэтому, я считаю, что вышеперечисленных признаков вполне достаточно для определения понятия «функция государства». 
 

      2. Классификация функций государства. 
 

      Классификация функций государства имеет своей  непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

      В юридической теории, а, отчасти, и  в практике существует множество критериев классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, такой критерий, как «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», ибо между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует и то, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях. Итак, функции классифицируют: 3

      1) по времени их действия:

      - постоянные функции.

      - временные функции;

      2) по их социальной значимости:

      - функции, выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев, и групп.

      - функции, выражающие преимущественно интересы всего общества.

      3) в зависимости от сферы осуществления

      -  внутренние.

      -  внешние.

      Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - эта функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

      В последние годы применяется классификации функций государства, базирующихся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на:

    • законодательные (правотворческие),
    • управленческие,
    • судебные.

      Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации  заключается, прежде всего, в том, что  «она отражает механизм реализации государственной  власти» и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной4.

      Относительно  новым критерием для классификации  функций государства является их подразделение в зависимости  не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но и в зависимости от обусловленности «природой всякого общества». В соответствии с данным критерием функции подразделяются на:

      - функции государств эксплуататорских типов,

      - функции государства демократического типа,

      - функции, вытекающие из природы всякого общества.

      Характерными  чертами функций эксплуататорских государств называются следующие:

      доминирующая роль функций прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются лишь приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется,

Информация о работе Цели, задачи и функции государства