Начала микроэкономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, реферат

Краткое описание

Микроэкономический анализ — раздел экономики, исследующий агентов рынка, которыми являются обособленные экономические единицы, такие, как домашние хозяйства, фирмы, государство, изучает отдельные рынки, цены, товары и услуги.

Файлы: 1 файл

НАЧАЛА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.docx

— 767.19 Кб (Скачать)

Предельная полезность любого блага определяется приростом совокупной полезности, получаемым в результате потребления дополнительной (следующей) единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага. В нашем примере это полезность для потребителя последнего стакана воды, которая и определит его оценку полезности пресной воды.

Концепция предельной полезности лежит в основе анализа соотношения количества и качества благ, на которые потребитель предъявляет спрос с целью максимизации своей полезности. Иначе говоря, потребляя одновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой набор их, в котором предельные полезности каждого блага равны или приносят ему одинаковое удовлетворение. Так, в наборе продовольствия, который холостяк покупает в течение недели, присутствует несколько буханок хлеба, один батон колбасы, несколько литров молока, пара килограммов яблок и, возможно, банка каких-либо деликатесов, например красной икры. Предельная полезность последней ложки этой икры для данного покупателя равна предельной полезности последнего куска колбасы, или последнего стакана молока, или последнего из купленных им яблок. Это достаточно важный момент, который позволяет понять, чем руководствуется индивидуум при покупке набора благ.

Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (берущегося за базу). Ценность имеет синоним — стоимость, и в современной экономической теории эти термины обычно не противопоставляются.

Цена — это количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой. На рис. 2.6 представлен графи к равновесия. Равновесная (рыночная) цена (РЕ) устанавливается под воздействием спроса (D) и предложения (S). При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

Равновесие означает, что  все покупатели, которые могут  и хотят приобрести данный товар  по цене РЕ, приобретуг его, а все  продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене РЕ, продадут его. При этом на рынке не будет  ни дефицита, ни излишков данного товара.

Что произойдет, если цена повысится  и станет равна Р1? В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 — Q1 представит собой излишек на рынке, который не будет куплен. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать

излишки, они предоставят  покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне РЕ.

Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной  и будет равна Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1 — Q2. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия РЕ.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

 

 

 

 

2.4. Эффект дохода  и эффект замещения

Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности.

Эффект дохода, напомним, состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или

какого-либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает  влияние, пусть незначительное, на общий  уровень цен и делает потребителей относительно богаче.

Эффект замещения. Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на курятину (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.

Для нормальных товаров, о  которых говорилось выше, действие эффектов дохода и замещения объясняет  увеличение спроса при понижении  цен и сокращение его при повышении  последних.

Для низших товаров ситуация зависит от степени воздействия  каждого из этих эффектов на потребительский  выбор. Если эффект замещения действует  сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь  ту же форму, что и на нормальный. Например, с ростом цен на сливочное  масло мы стали больше покупать относительно дешевого маргарина.

Если влияние эффекта  дохода выше, чем эффекта замещения, то наблюдается обратная картина: при  увеличении цены растет потребление  низшего товара. Например, в течение 1992 г. средняя семья в России увеличила  потребление сахара, несмотря на повышение  цены на него в 4000 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3000 раз.

Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения  привело к росту потребления  товаров низшей категории (в данном случае сахара).

ПРОИЗВОДСТВО  И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3.1. Фирма, предложение  и его факторы

Фирма. В микроэкономическом анализе одним из главных объектов является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы  для осуществления коммерческой деятельности, под которой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц (физических и юридических), приносящая предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. Под прибылью, понятие которой будет уточнено далее, понимают превышение доходов над расходами.

Максимизация  прибыли. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Максимизация прибыли является, безусловно, определяющей целью в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно.фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной  конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими  целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой  выручки (продаж) при обеспечении  удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход  на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность.

Предпринимательский риск определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

В главе 2 было дано определение  предложения и выявлена его прямая связь с ценой. Заметим, что различают  предложение фирмы и отраслевое — общее предложение фирм, выпускающих  данное благо. Предложение фирмы  есть то количество благ, которое фирма  может поставить на рынок. Оно  зависит прежде всего от цены данного блага. К неценовым факторам предложения относят: издержки, технологии, цены факторов производства, цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ, политику правительства, налоги и субсидии, ожидания участников рыночных сделок и др.

Рыночный отраслевой объем  предложения есть сумма предложения  данного товара всеми фирмами, участвующими в его выпуске. На отраслевом уровне к факторам предложения добавляются  количество производителей и количество покупателей данного блага.

 

 

3.2. Виды издержек

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую, прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос  и определит, по какой цене будет  продаваться продукция, и сравнит  предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести. Издержки фирмы представляют собой денежное выражение затрат факторов производства.

Явные и альтернативные (вмененные) издержки. К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими факторами производства являются труд, земля (естественные ресурсы), капитал и предпринимательские способности. Так или иначе, все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли — в виде ренты, капитала — в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта.

Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость  продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью — как  прибыль.

Однако сумма производственных издержек, если в них включать только явные издержки, может быть заниженной, а прибыль соответственно будет  завышенной. Для более точной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения  о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует  включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные) затраты.

Альтернативными называются издержки альтернативного использования  ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи  фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю  самостоятельно, отказывается тем самым  от сдачи ее в аренду и от дополнительного  дохода, возникающего в связи с  этим. Учет не только явных, но и альтернативных издержек позволяет точно оценить  прибыль фирмы.

Экономическая прибыль определяется как разница между валовым доходом и всеми (явными и альтернативными) издержками.

Прямые и косвенные  издержки. Деление издержек на явные и альтернативные является одной из возможных их классификаций. Существуют и другие виды классификации, такие, как деление издержек на прямые и косвенные (накладные), постоянные и переменные.

. Прямые издержки —  это такие издержки, которые можно  полностью отнести к конкретному  товару или услуге. К ним относятся:

• стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;

• заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;

• иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки — это издержки, которые не связаны  напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:

1) расходы на содержание административного аппарата;

2) арендную плату;

3) амортизацию;

4) проценты за кредит.

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

Постоянные, переменные и валовые издержки. Постоянные издержки FC (fixed costs) — это издержки, которые не зависят от объема производства. Переменные издержки VS (variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства.

Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как  комиссионные торговым посредникам, увеличиваются  пропорционально расширению бизнеса, а поэтому в данном случае относятся  к категории переменных издержек. Однако в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся  к категории переменных, а накладные  расходы — к постоянным.

Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы ТС (total costs). Динамика издержек при росте  производства иллюстрируется рис. 3.1.

Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного  периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.

Средние издержки. Под средними понимаются издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют:

1) средние постоянные издержки AFC (average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства;

Информация о работе Начала микроэкономического анализа