Начала микроэкономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, реферат

Краткое описание

Микроэкономический анализ — раздел экономики, исследующий агентов рынка, которыми являются обособленные экономические единицы, такие, как домашние хозяйства, фирмы, государство, изучает отдельные рынки, цены, товары и услуги.

Файлы: 1 файл

НАЧАЛА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.docx

— 767.19 Кб (Скачать)

2) средние переменные издержки AVC (average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства;

3) средние валовые издержки, или полная себестоимость единицы изделия АТС (average total costs), которые определяют как

сумму средних переменных и средних постоянных издержек или  как частное отделения валовых  издержек на объем выпуска.

Как правило, средние валовые  издержки уменьшаются с ростом объема выпуска продукции. Это происходит потому, что по мере расширения производства постоянные издержки фирмы относятся  на все большее и большее количество изделий, что приводит к их удешевлению.

Предельные издержки. Прирост  продукции за счет увеличения на единицу  использования какого-либо переменного  фактора называется предельным продуктом  этого фактора. Поскольку фирма  в своей деятельности сталкивается в первую очередь не с количеством  используемых ресурсов, а с их денежной оценкой, то ее интересует не количество нанятых рабочих, а затраты на заработную плату. Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, т.е. отношение  прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называется предельными издержками фирмы МС (marginal costs):

MC= ΔVC/ ΔQ,

где ΔVC — прирост переменных издержек;

ΔQ — вызванный ими прирост объема производства.

Если при росте объема продаж на 100 ед. товара издержки фирмы  возрастут на 800 руб., то предельные издержки составят 800 : 100 = 8 руб. Это означает, что дополнительная единица товара обходится фирме в дополнительные 8 руб.

 

 

3.3. Закон убывающей  предельной производительности (отдачи) и эффект масштаба

Убывающая предельная производительность. Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи. В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи. Действие закона предполагает неизменность технологического уровня производства, и поэтому переход к более прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.

Краткосрочный период. Рассмотрим действие этого закона в краткосрочном временном интервале, когда часть ресурсов или факторов производства остается постоянной. Допустим, что фирма в своей деятельности использует только один переменный ресурс — труд, отдачей которого является производительность. Как будут изменяться издержки фирмы при постепенном увеличении числа нанимаемых рабочих? Сначала рассмотрим, как будет изменяться выпуск продукции при увеличении численности рабочих. По мере загрузки оборудования выпуск продукции быстро нарастает, затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если дальше продолжать нанимать рабочих, они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

Долгосрочный  период. В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Например, стоит создавать для выпуска заданного объема товаров одно крупное предприятие или несколько мелких? Почему мы наблюдаем на практике, что в автомобильной, металлургической промышленности существуют крупные предприятия, в то время как производство одежды, сфера услуг сосредоточены, как правило, на мелких фирмах?

Рассмотрим хлебопекарню, выпускающую булочки. На имеющемся  оборудовании издержки на производство булочек являются минимальными при  объеме выпуска 1000 шт. в день. Кривая средних валовых издержек АТС1 изображена на рис. 3.3. Если пекарня будет выпускать большее количество булочек, то ее средние валовые издержки возрастут.

Нивелировать действие закона убывающей отдачи можно, только расширив масштабы производства, открыв новый  цех с новым оборудованием. На этом новом, более крупном предприятии (кривая средних валовых издержек АТС2) закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме выпуска, и минимальные издержки на одну булочку будут достигнуты при выпечке 2000 шт. ежедневно.

Если мы и дальше будем  расширять предприятие, то кривая средних  валовых издержек АТС3 поднимется вверх и минимальные издержки при выпечке 3000 булочек будут выше, нежели при выпечке 2000 булочек. Дуга АС, описывающая кривые АТС1, АТС2, АТС3, будет представлять собой кривую долгосрочных средних валовых издержек при разных масштабах производства. Минимальными издержки будут при выпечке 2000 булочек ежедневно.

Эффект масштаба. Такое положение кривой среди их долгосрочных издержек предприятия связано с положительным или отрицательным эффектом масштаба. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным — если они увеличиваются.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта  масштаба. Экономия, обусловленная  расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

• по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

• больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной  фирме:

1) снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;

2) затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

3) в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

4) с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т.п.

Эффект масштаба проявляется  в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние  издержки достигают минимума при  очень большом объеме выпуска  продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно  существование одной крупной  фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.

В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале  быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на одном уровне —  горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины. В нашем примере оптимальным  по размеру является предприятие, выпускающее 2000 булочек ежедневно. Если рыночный спрос превышает это количество, целесообразно создать новое  предприятие, а не расширять уже  работающее.

 

 

3.4. Выручка и  прибыль, принцип максимизации  прибыли

Анализ издержек фирмы  в кратко- и долгосрочном периодах, приведенный выше, является необходимым, но не достаточным условием при планировании выпуска продукции на ближайшее время и перспективу. Минимизация издержек — это лишь средство повышения прибыли или сокращения убытков. Согласно теории предпринимательского поведения, применимой ко всем фирмам (магазин здоровой пищи или гигантская корпорация), владельцы этих предприятий стремятся к максимизации прибыли, чтобы стать более состоятельными.

Прибыль представляет собой превышение доходов над издержками. Это определение прибыли в широком значении. В сущности, это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы фирмы от продажи продукции расходуются преимущественно на оплату факторов производства. В том случае, когда у фирмы есть собственные, т.е. принадлежащие ей, экономические ресурсы (например, свое месторождение полезных ископаемых), доход от них, пусть даже неявный, фактически присутствует в прибыли фирмы. Прибыль в узком значении — это доход от такого фактора производства, как реальный капитал. Доход является функцией цены производимой продукции и объема производства.

Определение оптимального с  точки зрения наибольшей прибыли  объема производства осуществляется с  помощью двух методов _ метода сопоставления  валовых (общих) показателей и метода сопоставления предельных показателей. Применение этих методов предполагает ряд допущений:

. предприятие производит  и реализует только один товар;

• целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый  период;

. оптимизируются только  цена реализации продукции и  объем производства (все иные  параметры деятельности остаются  неизменными);

. объем производства в  рассматриваемый период равен  объему реализации.

Метод сопоставления  валовых показателей предполагает расчет прибыли при различных значениях объема производства и реализации продукции путем вычета суммы общих (валовых) издержек ТС из общего дохода (валовой выручки) TR (total revenue). Общий доход исчисляется путем умножения количества реализованной продукции Q на ее рыночную цену Р:

TR = QxP.

Оптимальный объем производства и реализации определяется по максимальной величине прибыли:

TR—TC=Прибыль -> max.

Метод сопоставления предельных показателей. При оптимизации с  помощью метода сопоставления предельных показателей используются предельные издержки МС (marginal costs) и предельный доход MR (marginal revenue). Под предельным доходом  понимается изменение выручки предприятия ?TR в результате изменения величины сбыта ΔQ:

MR = ΔTR/ ΔQ.

До тех пор, пока величина предельного дохода (дополнительного  дохода на единицу продукции) превышает  величину предельных издержек (дополнительных издержек на ту же единицу продукции), увеличение производства и реализации увеличивает прибыль. Оптимальная  величина объема производства и реализации достигается тогда, когда предельные издержки становятся равными предельному  доходу. При дальнейшем увеличении объема производства величина дополнительных издержек превысит величину дополнительного  дохода на единицу продукции, вследствие чего уменьшится прибыль:

MR - МС-> 0.

В одних случаях цена продукции  — это внешний по отношеию к  фирме фактор, в других — фирма, основываясь на анализе потребительских  предпочтений, сама определяет цену продукции. Поэтому анализ выбора фирмой объема производства, обеспечивающего ей максимальную прибыль или минимальные убытки, всегда сопряжен с условиями и  типом рынка.

АНАЛИЗ И РЕГУЛИРОВАНИЕ  РЫНКОВ

4.1. Предложение  совершенно конкурентнойфирмы и  отрасли

Предложение в краткосрочном  периоде. Краткосрочный период —  это период, недостаточный для  вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее. Долгосрочный период, напротив, является достаточным  для вступления новых фирм в отрасль, если представляется возможность получения более высокой прибыли, и выхода из отрасли, если фирма начинает нести убытки. Поскольку объем продаж фирмы в условиях совершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Следовательно, совершенно конкурентная фирма может только определять количество товара, которое она предложит покупателям по сложившейся на рынке цене.

В краткосрочном периоде  оптимальный объем производства и реализации с учетом сложившейся  на рынке цены может быть определен  методом сравнения валовых показателей следующим образом. Фирма сравнивает получаемый ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов производства, и выбирает вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной и будет достигнут максимальный объем прибыли (рис. 4.1а).

На практике, когда фирма  уже занимается производством, перед  ней встает вопрос: что ей даст производство еще одной дополнительной единицы  продукции? В этой ситуации, как правило, применяют метод сопоставления  предельных показателей. Фирма будет  сравнивать предельный доход и предельные издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более  быстрый рост дохода по сравнению  с ростом издержек, фирма будет  наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет  больше добавлять к издержкам, чем  к доходу, фирма прекратит увеличивать  объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство  предельного дохода и предельных издержек. То количество продукции, при  котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой (рис. 4.16).

Если фирма работает успешно, получая прибыль, то она решает вопрос, сколько продукции надо произвести, чтобы эта прибыль была максимальной. Однако в краткосрочном периоде  фирма может столкнуться с  ситуацией убытков, например при  снижении рыночной цены. В этих условиях поведение фирмы может быть двояким: либо она продолжит производство, несмотря на убытки, либо прекратит  свою деятельность и закроется.

Поскольку закрытие является крайне нежелательным вариантом, фирма, вероятно, предпочтет производить продукцию  даже в случае возникновения временных  убытков, при этом ее задачей станет их минимизация.

Предположим, что по каким-то причинам рыночная цена продукции снизилась  и стала ниже минимума средних  валовых издержек фирмы, однако выше или равна минимуму средних переменных издержек. В этом случае фирма продолжит  производство в объеме, позволяющем  полностью возмещать средние  переменные издержки и частично компенсировать постоянные издержки, дожидаясь более  благоприятной конъюнктуры. Если же рыночная цена окажется ниже уровня минимальных  переменных издержек, то фирма не сможет компенсировать свои затраты и вынуждена  будет прекратить производство.

Следует обратить внимание, что для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, предельный доход всегда равен цене реализации продукции. Следовательно, любое изменение цены (повышение или понижение) будет приводить к изменению оптимального объема производства и реализации. Учитывая это обстоятельство, можно построить график предложения конкурентной фирмы при всех возможных вариантах рыночных цен (рис. 4.2).

Информация о работе Начала микроэкономического анализа