Начала микроэкономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, реферат

Краткое описание

Микроэкономический анализ — раздел экономики, исследующий агентов рынка, которыми являются обособленные экономические единицы, такие, как домашние хозяйства, фирмы, государство, изучает отдельные рынки, цены, товары и услуги.

Файлы: 1 файл

НАЧАЛА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.docx

— 767.19 Кб (Скачать)

НАЧАЛА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА

2.1. Рынок, спрос  и предложение

Микроэкономический  анализ — раздел экономики, исследующий агентов рынка, которыми являются обособленные экономические единицы, такие, как домашние хозяйства, фирмы, государство, изучает отдельные рынки, цены, товары и услуги.

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось содержание самого понятия. В экономической теории термин «рынок» — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов ресурсов и благ. Отношения между покупателями и продавцами — рыночные отношения — начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые появились для того, чтобы обслуживать эти отношения. По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует  его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок  является каналом сбыта и закупок  товаров и услуг. Для распределения  он является тем механизмом, который  определяет размеры доходов владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для  потребления рынок — это тот  канал, через который потребителю  поступает основная часть необходимых  ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то «место», где  определяется цена, являющаяся главным  индикатором рыночной экономики.

Условия возникновения  рынка следующие:

1) разделение труда, ведущее к специализации и обмену;

2) самостоятельность экономических агентов;

3) свобода предпринимательской деятельности.

Функции рынка. Рынок должен давать ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

1. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена.

2. Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

3. Регулирующая функция. Постоянные колебания цен регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает цена — сигнал к его сокращению.

4. Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

5. Санирующая функция. Рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.

Формирование  рыночных цен — это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели. Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкуренции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности.

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одно или другое, то не будет и спроса. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 100 тыс. руб., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.

В условиях рынка действует  закон спроса, суть которого можно  выразить следующим образом. При  прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем  выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют  существованием эффекта дохода и  эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения

состоит в том, что при  снижении цены товара потребитель стремится  заместить этим подешевевшим товаром  другие, цены на которые не изменились.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

1. При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен.

2. Для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия).

3. При переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут  купить, в зависимости от изменения  цены этого товара называют изменением величины спроса. На рис. 2.1 графически изображена зависимость между ценой  товара и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса — это движение по кривой спроса. Если цена товара снизится в 2 раза, то величина спроса на него в данном случае то же возрастет в 2 раза, и наоборот.

Неценовые факторы  спроса. Цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, происходят под действием неценовых факторов спроса. Эти факторы воздействуют

как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса. К неценовым факторам относятся:

1. Изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость.

2. Изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту,спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми.

3. Изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт-заменитель — свинину.

4. Изменение вкусов потребителей, моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.

На графике влияние  неценовых факторов на спрос (рис. 2.2) может быть изображено как сдвиг  кривой спроса вправо (рост спроса) или влево (снижение спроса).

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

На рис. 2.3 графически изображена зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения. Как  видно из приведенного графика, если цена товара повысится в 2 раза, то и количество предлагаемого ежедневно товара в данном случае увеличится в 2 раза, и наоборот.

Помимо цены на предложение  оказывают воздействие и неценовые  факторы, среди которых можно  выделить следующие:

1. Изменение издержек — затрат фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения.

2. Изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения.

3. Природные катастрофы, войны.

На графике влияние  неценовых факторов на предложение (рис. 2.4) может быть изображено как  сдвиг кривой предложений вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят  об изменении предложения.

 

 

 

 

2.2. Индивидуальный  и рыночный спрос, факторы и  эластичность спроса

Индивидуальный  и рыночный спрос. Индивидуальные потребители и домашние хозяйства являются теми единицами, которые принимают решения о расходах и, таким образом, определяют объем спроса на любой товар или вид услуг. Но именно рыночная, а не индивидуальная, кривая спроса (наряду с кривой предложения) определяет цену и, следовательно, объемы купли-продажи. Рыночная кривая спроса представляет собой сумму кривых спроса всех индивидов на рынке. На рис. 2.5 показан процесс построения рыночной кривой спроса, заключающийся в сложении объемов спроса всех индивидуумов на рынке при каждом значении цены (в данном случае только двух). Этот процесс известен как сложение кривых спроса по горизонтали.

Рыночная кривая спроса имеет  излом в точке А, так как именно в этой точке при цене в 9 руб. потребитель 2 выходит на рынок. При более высоких ценах объем спроса потребителя 2 равен нулю и весь рыночный спрос формируется потребителем 1.

Рис. 2.5. Индивидуальные и  рыночная кривые спроса

Эластичность  спроса. Спрос зависит от качества продукции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений. С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее. Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Еp равен:

Ep = ΔQ/ ΔP,

где ΔQ — изменение величины спроса(%); АР — изменение цены(%);

р — означает, что эластичность рассматривается по цене. Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой характеристике. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается, то величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1,0, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1,0, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности, равном 1,0, говорят о единичной  эластичности. В этом случае изменение  цены приводит к такому же количественному  изменению величины спроса.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью  того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости  неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при  повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки  хлеба, мяса и молока.

 

 

 

 

2.3. Потребительские  предпочтения, предельная полезность  и ценообразование

Потребительское поведение  и предпочтения определяют, как вкусы  и доходы потребителей наряду с ценами определяют их спрос на все товары и услуги. Согласно модели потребительского поведения каждый индивид выбирает объемы спроса всех товаров

и услуг так, чтобы максимизировать  свою полезность при заданных ограничениях, обусловленных имеющимся в его  распоряжении доходом. Для этого  потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.

Полезность — это удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту, то охотничье ружье представляет для него большую пользу, а для всех остальных оно малополезно. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое — менее.

Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае. По мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается. Например, в случае сильной жажды индивидуума он наиболее высоко оценивает полезность первого стакана воды, его оценка полезности второго стакана меньше, третьего — еще меньше, а четвертый стакан воды имеет для него очень низкую полезность.

Информация о работе Начала микроэкономического анализа