Начала микроэкономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, реферат

Краткое описание

Микроэкономический анализ — раздел экономики, исследующий агентов рынка, которыми являются обособленные экономические единицы, такие, как домашние хозяйства, фирмы, государство, изучает отдельные рынки, цены, товары и услуги.

Файлы: 1 файл

НАЧАЛА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.docx

— 767.19 Кб (Скачать)

Рис. 4.2. График предложения  совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Фирма начнет производство при цене не ниже минимума средних  переменных издержек Р1 и будет увеличивать выпуск до Q3 при цене Р3, минимизируя убытки, затем при росте цены до Р4 и далее до Р5 будет увеличивать выпуск от Q3 до Q5, максимизируя прибыль. Отрезок кривой Х1Х5 будет кривой предложения фирмы при всех возможных ценах от Р1 до Р5.

Предложение в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде, когда  могут меняться все виды затрат (в  том числе и те, которые в  краткосрочном периоде были постоянными), решение фирмы об объеме выпуска  продукции будет приниматься  иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в  том числе и размеры предприятия.

Если при существующей рыночной цене несколько фирм терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения (при постоянном спросе) является повышение  цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую  прибыль.

В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений для  доступа на рынок, появятся новые  фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью  дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится; при совершенной  конкуренции такие колебания  носят постоянный характер.

Равновесие на рынке будет  достигнуто, когда у фирм не будет  стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это  достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая  прибыль, таким образом, исчезнет (рис. 4.3).

На рис. 4.4 изображено рыночное равновесие спроса D на конкретный товар и предложения конкурентной отрасли (всех фирм) S; Р0 — равновесная рыночная цена; Q0 — равновесный объем производства отрасли. Если по какой-либо причине возрастет спрос на данную продукцию, кривая спроса D сдвинется вправо в положение Dx. Рынок отреагирует на увеличение спроса повышением цены. Цена возрастет до Р1. Для отдельных фирм и отрасли это будет означать, что цена окажется выше минимума средних валовых издержек, а равенство цены и предельных издержек будет достигаться при большем объеме производства. Фирмы начнут получать экономическую прибыль, что создаст стимулы для расширения производства и вступления новых производителей в отрасль.

Вступление новых фирм, привлеченных возможностью получения  экономической прибыли, сдвинет  кривую предложения oтрасли до Sv В результате цена снизится и возникнет новое рав-

новесие при цене Р2 и объеме производства Q2. Если предположить, что увеличение объема производства в отрасли не приведет к росту издержек, то кривая долгосрочного предложения будет горизонтальной. Однако в условиях ограниченности ресурсов вовлечение в производственный процесс все большего и большего их количества на вызовет рост цен на них, поэтому Р2> Р0 и кривая долгосрочного предложения Sдолг будет восходящей.

 

 

4.2. Эффективность  конкурентных рынков

Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении  ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать  удовлетворение потребностей.

Производственная  эффективность означает, что каждый товар, включенный в состав выпускаемой продукции, производится наименее дорогостоящим способом. Конкурентный рынок вынуждает фирмы в долгосрочном периоде вести производство при минимальных средних издержках. В этом суть производственной эффективности.

Эффективность распределения  ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структуру совокупного производства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду для общества. Ресурсы распределяются так, чтобы производилась совокупная продукция, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей.

Из сущности издержек утраченных возможностей следует, что предельные издержки производства продукта измеряют цену — относительную ценность других товаров, которые могли бы быть произведены  с помощью ресурсов, использованных в производстве единицы этого  продукта. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное  распределение ресурсов.

Ограниченность рынка  чистой конкуренции связана со следующими проблемами, которые им не разрешаются:

1. Проблема распределения доходов состоит том, что рыночная система вообще не регулирует распределение доходов, которое может быть очень неравномерным, вести к производству дорогостоящих пустяков для богатых, отказывая бедным в удовлетворении их основных нужд.

2. Побочные издержки и общественные блага. Существуют издержки, которых производители стараются избегать. Например,

они могут загрязнять окружающую среду. Издержки при этом несет общество, они называются побочными, или внешними издержками. Некоторые блага, например, прививки, предотвращающие эпидемии, приносят выгоды всему обществу. Они  называются внешними, или побочными, выгодами. Максимизация прибыли обеспечивает эффективное распределение ресурсов, если предельные издержки фирм включают все издержки, а цена продукта отражает все выгоды, которые общество получает от производства товара, включая побочные.

Следует также иметь в  виду, что рыночная система игнорирует производство общественных благ, например образование населения, оборону.

3. Диапазон потребительского  выбора в условиях чистой конкуренции  невелик, поскольку чистая конкуренция  возможна только на рынках, оперирующих  со стандартизованными продуктами.

Распространение чистой конкуренции  ограничено, но существуют рынки, очень  близкие к ним по своим условиям, например биржевые рынки стандартных  видов сырья, в частности металлов.

 

 

4.3. Монополия и  рыночная власть

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Это явление редкое. Для монополии характерно максимальное проявление рыночной власти — возможности диктовать цены на рынке. Рыночная власть отсутствует только при чистой конкуренции, в той или иной мере она присуща всем рынкам с несовершенной конкуренции и типична для монополии. Основные признаки чистой монополии следующие:

1. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист — это отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта. Например, монополистом является РАО «ЕЭС» — единственный поставщик электроэнергии в России.

2. Отсутствие близких заменителей. Потребитель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Продукт должен быть уникален, у него не должно быть хороших заменителей. Если, например, на рынке есть мотоциклы, то производитель мотороллеров отнюдь не монополист.

3. Возможность диктовать цену — главная характеристика монополиста. Он назначает цену, а покупателям остается лишь оп-

ределять, какое количество товара они могут позволить себе купить по такой цене.

4. Заблокированное вступление  — это причина существования  монополиста, причина отсутствия  конкуренции. Существование монополии  зависит от барьеров — препятствий  для вступления конкурентов на  рынок отрасли.

Барьеры для вступления в отрасль. Известны следующие барьеры для вступления в отрасль:

1. Экономия на масштабах производства. Некоторые технологии таковы, что эффективное производство может осуществляться только в чрезвычайно крупных масштабах. Фирме-конкуренту потребуются колоссальные капиталовложения, которые, возможно, никогда не окупятся.

2. Естественные монополии. В нескольких отраслях конкуренция неосуществима или затруднительна. Такие отрасли называются естественными монополиями. Это, в частности, предприятия общественного пользования — электрические, газовые, предприятия водоснабжения и канализации.

3. Патенты. Предоставляя собственнику изобретений исключительное право использовать их в течение продолжительного периода, патентные законы всех стран делают правообладателя монополистом в производстве нового продукта.

4. Лицензии. Вступление в отрасль может ограничивать государство путем выдачи лицензий. Например, лицензии телевизионным станциям для вещания на тех или иных частотах выдаются на государственном уровне.

5. Собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая месторождением сырья, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Например, большинство алмазных рудников находится под эффективным контролем «Де Бирс», которая много лет контролирует рынок бриллиантов.

6. Нечестная конкуренция может быть барьером вступления в отрасль. Формы ее очень различны. Это давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание персонала, резкое снижение цен с целью довести до банкротства конкурента и даже заказных убийств возможных конкурентов.

Монопольный спрос составляет главное отличие монополиста от конкурентного продавца. Чистый монополист — это целая отрасль, он сталкивается со спросом на продукцию всей отрасли. Кривая отраслевого спроса является нисходящей — спрос увеличивается при снижении цены, как показано на рис. 4.5.

Это влечет три последствия:

1. Предельный доход меньше, чем цена, — средний доход. Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции.

Снижение цены будет относиться не к дополнительно проданной  продукции, а ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли  бы быть реализованы по более высокой  цене. Поэтому изменение дохода —  валовой предельный доход будет  меньше, чем цена, причем эта разница  по мере увеличения продаж будет нарастать, как показано на рис. 4.1.

2. Объем производства и продаж товара однозначно связан с ценой — монополист, определяя цену, тем самым решает, какой объем продукции произвести. Кривая спроса монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж.

3. Монополист, максимизирующий прибыль, будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена — количество на эластичном отрезке.

Напомним, спрос считают  эластичным, если уменьшение цены будет  увеличивать валовой доход, тогда  как если спрос неэластичен, то падение  цены уменьшит валовой доход. В примере  на рис. 4.5 при сокращении цены с 800 до 400 руб. валовой доход увеличивается, при этом предельный доход положителен. Спрос эластичен в этом ценовом  диапазоне. При падении цены ниже 400 руб. валовой доход уменьшается, предельный доход отрицателен —  спрос неэластичен. Понижение цены в неэластичной области уменьшает  прибыль.

Максимизация  прибыли монополистом осуществляется путем сопоставления дохода и издержек, пример которого приведен на рис. 4.6.

Стремящийся к прибыли  монополист будет стараться производить  столько продукции, продавая ее по соответствующей  цене, сколько обеспечивает получение  максимума прибыли. В примере  на рис. 4.6 — это 3 ед. товара.

Заблуждения относительно монополистического ценообразования очень распространены, три из них заслуживают разъяснений:

1. Не самая высокая цена. Монополист избегает цен более высоких, чем те, которые позволяют получить максимальную прибыль.

2. Прибыли совокупные, а не на единицу продукции. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции.

3. Убытки. Чистая монополия не гарантирует прибылей, но вероятность получения прибыли больше, чем для чисто конкурентного производителя, поскольку она не испытывает давления конкурентов.

Экономические последствия  монополии для общества следующие.

Монополисту выгодно продавать  меньше продукции и назначать  более высокую цену, чем конкурирующему производителю, что легко объяснить. Предложение конкурентной отрасли  — это сумма кривых предельных издержек всех фирм в отрасли. Сопоставление  предложения с отраслевым спросом, как показано на рис. 4.7, определяет конкурентную цену в 200 руб. и объем  производства в 6 единиц товара на пересечении  кривых спроса и предложения.

Предположим, что отрасль  становится чистой монополией в результате слияния конкурентов. Монополист максимизирует  прибыль, уравнивая предельные издержки и свой предельный доход, который  меньше, чем величина спроса. Он, как  показано на

рис. 4.7, поднимет цену до 500 руб. и сократит выпуск до 3 единиц товара. Производственная эффективность и  эффективности распределения ресурсов будут утрачены.

 

 

4.4. Монополистическая  конкуренция и олигополия, антимонопольное  регулирование

Монополистическая конкуренция — наиболее часто наблюдаемый на практике тип конкуренции, он имеет место на неоднородном рынке с множеством покупателей и продавцов, которые совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях, сопровождая предложение различной по форме и интенсивности рекламой.

Монополистическая конкуренция  включает значительный объем конкуренции, смешанной с небольшой долей  монопольной власти, так что производитель  сталкивается со спросом, зависящим  от цены, кривая спроса является нисходящей — спрос увеличивается при  снижении цены.

Монополистическую конкуренцию  характеризует относительно большое  число фирм. Это могут быть, например, продовольственные магазины вашего города. Фирмы обладают небольшой  долей рынка, поэтому ограниченно  контролируют цены.

Легкое вступление в отрасль  возможно из-за небольших размеров фирм, так как эффект масштаба и  требующийся капитал невелики.

Неоднородный  рынок — это рынок, на котором отдельный покупатель отдает предпочтение кому-либо из продавцов или его товарам. Степень предпочтения определяет рыночную власть предприятия — возможную степень влияния на цену. Добиться предпочтения покупателей стандартизованного товара можно, например, за счет расположения своих магазинов в густонаселенных районах, вблизи транспортных магистралей. Дифференцированный товар — товар с различными потребительскими свойствами, сам по себе может являться причиной неоднородности рынка.

Информация о работе Начала микроэкономического анализа