Начала микроэкономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, реферат

Краткое описание

Микроэкономический анализ — раздел экономики, исследующий агентов рынка, которыми являются обособленные экономические единицы, такие, как домашние хозяйства, фирмы, государство, изучает отдельные рынки, цены, товары и услуги.

Файлы: 1 файл

НАЧАЛА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.docx

— 767.19 Кб (Скачать)

Цены и объемы производства. В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции подобно поведению чистого монополиста. Долговременный период при монополистической конкуренции не отличается от чистой конкуренции — легкость вступления в отрасль приводит к безубыточности и ликвидирует прибыли.

Издержки монополистической  конкуренции связаны с неэффективностью, порожденной некоторой монопольной  властью и выражающейся в избыточных производственных мощностях, что компенсируется дополнительным удовлетворением потребностей за счет дифференциации продукта.

Олигополия имеет место, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, т.е. в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. На рынке присутствует не более 5—8 крупных предприятий, при дифференцированных продуктах это еще и некоторое количество мелких предприятий, влияние которых на рынок несущественно.

Основные причины  существования олигополии следующие:

1) эффект масштаба, который требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка;

2) другие барьеры — владение патентами и контроль над сырьем, которые важны в электронике, химии, огромные расходы на рекламу, которые присущи табачной промышленности;

3) побуждение к слиянию, обусловленное стремлением существенно увеличить рыночную долю для использования эффекта масштаба, усиления рыночной власти, получения преимуществ крупного покупателя, позволяющих добиваться низких цен у поставщиков ресурсов.

Всеобщая взаимозависимость. В условиях олигополии продавцы — крупные фирмы весьма чувствительны к политике ценооб-

разования друг друга. Каждый продавец чутко реагирует на действия конкурентов. Ценовая конкуренция  при олигополии непродуктивна и  носит название ценовой войны. Фирма  не может добиться какого-то положительного результата за счет снижения или повышения  цен. Если она повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда придется снижать цены либо рисковать потерей клиентуры.

Цены и объемы производства. Существуют следующие простые модели олигополистического ценообразования:

1) ломаная кривая спроса — кривая спроса резко меняется под влиянием действий конкурентов, меняющих цену;

2) обусловленное тайным соглашением ценообразование — сговор приводит к тому, что олигополисты максимизируют общую прибыль подобно монополисту;

3) лидерство в ценах — лидер отрасли задает цену, а остальные ее принимают и ситуация приближается к монопольному ценообразованию;

4) ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль». Модели и практика показывают приближение олигополии к

монополии при очень больших  долях рынка олигополистов.

Неценовая конкуренция. Поскольку  олигополисты стараются избегать ценовой  конкуренции, наибольшее внимание они  уделяют неценовой конкуренции, основанной на дифференциации продукта.

Экономическая эффективность  олигополии для общества по традиционной точке зрения близка к эффективности монополий. Близость олигополии к монополии измеряют с помощью индексов концентрации. Наиболее известен индекс Херфиндаля, определяемый как

Н= s12 + s22 + ... + sn2,

где Н — индекс концентрации, увеличивающийся при увеличении концентрации и достигающий 10 ООО при чистой монополии; s2, sn — процентные доли рынка каждой из n фирм. По мнению известных экономистов Й. Шумпетера и Дж. Гэлбрейта, крупные олигополистические фирмы способствуют быстрым темпам научно-технического прогресса. В этом с олигополистами соперничают небольшие фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции.

Регулирование монополии. Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями, поэтому подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы желез-

ных дорог, поставщиков природного газа и электричества определяются федеральными или региональными  регулирующими комиссиями.

Порядок регулирования деятельности естественных монополий в нашей  стране определяется федеральными законами «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ, «О государственном регулировании  тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ.

Цена, обеспечивающая «справедливую  прибыль», устанавливается регулирующим органом равной средним валовым  издержкам при заданном объеме производства с добавлением к ним «справедливого»  процента прибыли.

Регулирование олигополии осуществляется путем контроля доли рынка крупнейших предприятий, порядка их слияний, контроля свободы ценообразования, направленных на предотвращение сговора, приводящего к получению монопольных прибылей. Порядок регулирования деятельности на олигополистических рынках в нашей стране определяется федеральными законами, прежде всего Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1.

 

РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

5.1. Спрос на  факторы производства

Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:

1) материальные, к которым относятся капитал и земля;

2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.

В современной экономике  рынки факторов производства выполняют  разнообразные функции, благодаря  которым обеспечивается ресурсное  обеспечение всех субъектов хозяйственной  деятельности, решаются задачи рационального  использования ограниченных ресурсов, формируются хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для  кого производить.

Наиболее просто спрос  на факторы производства — ресурсы  определяется в предположении, что  фирма приобретает какой-то ресурс на конкурентном рынке и продает  свою продукцию тоже на конкурентном рынке.

Спрос на ресурсы  как производный спрос. Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Они удовлетворяют потребности потребителя косвенно, через производство товаров и услуг.

Предельный продукт  в денежной форме (MRP). Производный характер спроса на ресурсы означает, что он будет зависеть от:

1) производительности ресурса при создании товара;

2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса.

Роль производительности и цены продукта при определении  спроса на ресурс можно видеть на примере, приведенном в табл. 5.1.

Предположим, что фирма  приобретает один переменный ресурс для своего производства, пусть это  будет труд. Данные в столбцах 1—3 табл. 5.1 определяются законом убывающей  доходности,

в соответствии с которым предельный продукт какого-либо ресурса (MP) по мере роста объемов его использования сокращается.

В столбце 4 даются сведения о цене продукта, которая на конкурентном рынке постоянна. Умножая данные в столбцах 2 и 4, получаем общий доход  в столбце 5. Тогда легко вычислить предельный продукт в денежном выражении (MRP) — прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства, который указан в столбце 6.

Правило использования ресурсов: MRP = MRC. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнитель-

ные единицы любого данного  вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост  общего дохода фирмы, а не общих издержек. Исходя из определения MRP показывает, каков прирост общего дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего.

Предельные издержки на ресурсы MRC. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек на ресурсы, называется предельными издержками на ресурсы (MRC). Для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока MRP данного ресурса не станет равен MRC. Если число рабочих таково, что MRC последнего рабочего превышает MRP, то фирма нанимает рабочих, которые не окупают себя. Таким образом, MRP отражает спрос фирмы на ресурс, в частности на рабочую силу, который иллюстрируется графиком на рис. 5.1.

MRP — спрос производителя на ресурс. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается совокупным рыночным предложением труда и рыночным спросом на труд. Отдельная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы. В этих условиях совокупные издержки на рассматриваемый период возрастают точно на величину существующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего, т.е. MRC равно ставке заработной платы.

Фирма будет нанимать рабочих  до точки, в которой ставка заработной платы (или MRC) равна их MRP, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции. Соответственно, используя данные столбца 6 табл. 5.1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 руб., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий обеспечит прирост

совокупного дохода на 14 руб. и чуть меньше — 13,95 руб. — прирост  совокупных издержек. Для каждого  последующего рабочего MRC превышает MRP, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих.

Если ставка заработной платы  составляет 11,95 руб., то, применяя ту же методику оценки, увидим, что фирме  выгодно нанимать как первого, так  и второго рабочего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 руб., то наймут трех человек; если 7,95 руб. — четырех; если 5,95 руб. — пятерых  и т.д. Очевидно, что график MRP отражает спрос фирмы на труд, так как каждая точка на этом графике показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой возможной ставке заработной платы.

 

 

5.2 Рынок труда:  спрос и предложение, заработная  плата и занятость.

Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд отличий от товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только экономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате. Предложение рабочей силы определяется в первую очередь демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой.

Помимо демографического фактора динамика рынка труда  зависит от степени экономической  активности различных групп трудоспособного  населения, оцениваемая отношением численности занятых и безработных  к общей численности трудоспособного  населения в данной группе. Главным  фактором спроса, оказывающим влияние  на динамику занятости, является состояние  экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние  на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

Максимизация  полезности. На рынке труда продавцами являются отдельные домашние хозяйства, максимизирующие полезность. Покупателями на этом рынке выступают фирмы, которые предъявляют производственный спрос на ресурс «труд». В краткосрочном периоде общая численность потенциальных работников и их квалификация остаются постоянными. Поэтому на основании решений каждого отдельного работника можно определить общий объем предложения на рынке труда в целом в экономике, а по результатам выбора профессии и места работы — количество предложения труда в разных отраслях. В краткосрочном периоде капитал фирмы является фиксированной величиной, поэтому потребности в труде она определяет исходя из рыночной ситуации, в которой действует.

Совершенно конкурентная фирма, принимающая цену своего выпуска постоянной, увеличивает спрос на основе максимизации прибыли путем найма рабочих до тех пор, пока, как было указано выше, ставка заработной платы не превышает предельный продукт в денежном выражении.

Занятые и безработные. К рабочей силе в развитых странах, в том числе и в России, относят все население страны в пределах трудоспособного возраста, включающее как занятых, так и безработных. Занятыми в России являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период:

1) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с компаньонами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников;

2) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

3) временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, других подобных причин.

Формы и принципы оплаты труда. Существует несколько наиболее распространенных форм оплаты труда, используемых в рыночной экономике, в том числе и в России. Среди них повременная оплата труда, при которой размеры заработной платы работника практически зависят от отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада). Для рабочих часто устанавливаются часовые ставки. Сдельная форма предполагает оплату труда работников по количеству (объему) произведенной продукции требуемого качества.

Среди наиболее типичных современных  форм и принципов оплаты труда  и материального стимулирования можно назвать:

• увеличение доли переменных элементов заработной платы (премии, бонусы — выплаты из прибыли), достигающих 1/з всей заработной платы и используемых в качестве поощрения за экономию сырья и материалов, прирост производительности труда и улучшение качества продукции;

Информация о работе Начала микроэкономического анализа