Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:48, курсовая работа
Задачей и целью курсовой работы, является микроэкономический анализ предприятия ОАО «Кондратьевский огнеупорный завод». Для проведения такого анализа необходимо:
- дать характеристику огнеупорного предприятия;
- изучить предложение и спрос на огнеупорные изделия;
- рассмотреть методики расчета эластичности спроса на огнеупорные изделия;
- определить процесс ценообразования, а именно, составляющих (переменных и постоянных) затрат;
- изучить факторы, влияющие на прибыльность предприятия и сделать соответствующие расчеты.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОCНОВЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ 5
1.1 Особенности олигополистического рынка 5
1.2 Теория спроса и предложения. 6
1.3 Теория эластичности спроса и ее расчет. 8
1.4 Понятие издержки производства, рентабельность и прибыль. 10
2. МИКРОЭКНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «КОНДРАТЬЕВСКИЙ ОГНЕУПОРНЫЙ ЗАВОД» В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ 13
2.1 Характеристика производства и отрасли ОАО «Кондратьевский огнеупорный завод» 13
2.2. Расчет спроса и предложения на огнеупорные изделия «кирпич прямой» и «сифон» 14
2.3 Расчет эластичности спроса на огнеупорные изделия. 18
2.4 Расчет затрат на производство, прибыли и рентабельности огнеупорных изделий. 19
ВЫВОД …………………………………………………….…………………....26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….……….…….28
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ « ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра менеджмента и хозяйственного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему: «Микроэкономический анализ предприятия в условиях олигополии»
подпись, дата
Донецк - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ВЫВОД …………………………………………………….…………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….……….…….28
ВВЕДЕНИЕ
Олигополия – тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Как правило, насчитывается от трех до десяти продавцов.
Тема является актуальной, так как в современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.
Олигополию в рыночных отношениях в Украине можно рассмотреть на примере предприятий огнеупорной промышленности – заводов по производству огнеупорной продукции. Предельное количество предприятий такого типа в государстве обусловлено спецификой выпускаемой продукции, которая используется почти исключительно в металлургической промышленности и не является товаром народного потребления.
Задачей и целью курсовой
работы, является микроэкономический
анализ предприятия ОАО «
- дать характеристику огнеупорного предприятия;
- изучить предложение и спрос на огнеупорные изделия;
- рассмотреть методики расчета эластичности спроса на огнеупорные изделия;
- определить процесс ценообразования, а именно, составляющих (переменных и постоянных) затрат;
- изучить факторы,
влияющие на прибыльность
В данной курсовой работе
при анализе
Так же будут использоваться:
- аналитические таблицы. Систему мыслей и суждений, выраженных языком цифр, представляют аналитические таблицы.
Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).
На олигополистических рынках господствуют, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
- малое число фирм
и большое число покупателей.
Это означает, что объем рыночного
предложения находится в руках
нескольких крупных фирм, которые
реализуют продукт многим
- дифференцированная или стандартизированная продукция. В территории удобнее рассматривать однородную олигополию. Если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать, как однородный агрегированный продукт;
- наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е высокие барьеры входа на рынок;
- фирмы в отрасли
сознают свою
Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.
Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы – соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска продукции.
Олигополистические ценовые войны – это цикл последовательного уменьшения цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.
К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны.
Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, что бы в перспективе избежать войн, и следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.
Существуют три модели олигополии:
- модель олигополии, основанной на сговоре. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело;
- модель ценового лидерства. На олигополистических рынках одна фирма действует, как ценовой лидер, который устанавливает цену, что бы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером;
- модель дуополии Курно. Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей.
Рыночную экономику можно представить, как бесконечное сочетание спроса и предложения.
Спрос – это потребность в товарах, подкрепленная наличием платежных средств у покупателей. (рис. 1.1) Объем (величина спроса) – характеризуется количеством продукта, которое потребители хотят и могут купить в определенное время при данной цене. Цена спроса – максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за товар.
Обратная зависимость между величиной и ценой спроса называется – законом спроса. Чем ниже цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше спрос на него. И на оборот, чем выше цена товара, тем ниже на него спрос.
Р - цена
Q - объем продаж
D - кривая спроса
Рисунок. 1.1 кривая спроса
Цены являются основным элементом рыночного механизма, влияющим на спрос. Но существуют еще несколько важнейших неценовых факторов воздействующих на спрос. Среди них выделяют следующие:
1. Доход покупателей. Например, увеличение доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса;
2. Число потребителей. Поскольку рыночный спрос равен числу сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение их числа ведет к росту спроса;
3. Цена и полезность других товаров, в частности, взаимозаменяемых товаров (субститутов) и взаимодополняющих товаров (комплиментов).
4. Инфляционные ожидания. На реальный спрос оказывает влияние не только реальное изменение в доходах и ценах, но и ожидаемое. К примеру, ожидаемое увеличение цен увеличивает спрос.
5. Субъективные вкусы и предпочтения. На вкусы потребителей большое значение оказывает мода, реклама, семейное и социальное положение потребителей, их возраст, пол, национальные традиции и т.д.
Кроме спроса состояние рыночного механизма определяет предложение.
Предложение – это количество товара, которое продавцы хотят и могут произвести и продать по определенной цене. (рис. 1.2) Цена предложения – это цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара. Закон предложения – выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Согласно закона предложения, объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар.
Р- цена
Q – объем продаж
S – кривая предложения
Рисунок. 1.2 кривая предложения
Выделяю следующие ценовые факторы предложения:
- цены экономических ресурсов. Увеличение цен на ресурсы приводит к росту затрат на производство и снижает предложение;
- степень использования достижений научно-технического прогресса (НТП). Именно НТП в наибольшей степени дает возможность снижения издержек производства, и следовательно, увеличение предложения товаров;
- цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньшее количество альтернативных товаров по причине ограниченности ресурсов может быть произведено;
- число продавцов. При прочих равных условиях рост числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается уменьшением количества продавцов, ростом цен и снижением объема выпуска.
- ожидание продавцов. Рост производства не всегда обозначает увеличение предложения. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено.
- налоги и субсидии. Налоги предприниматели воспринимают, как часть издержек производства. Поэтому рост налогов на производство приводит к уменьшению предложения товара на рынок, а снижение – к росту предложения. А за счет полученных субсидий собственные издержки производителя снижаются, поэтому предложение данного товара увеличится.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. (рис. 1.3)
Р - цена
Q - объем
D – кривая спроса
S – кривая предложения
Е – точка равновесия
Рисунок 1.3 график пересечения спроса и предложения
Действуют законы рыночного ценообразования:
- цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
- если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.
Рыночное равновесие
существует там и тогда, где и
когда уже исчерпаны
Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Выделяют различные виды эластичности спроса:
- эластичность спроса по цене. Зависимость спроса на товар от изменения его цены называется – ценовой эластичностью. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Ценовая эластичность рассчитывается по формуле:
где —коэффициент эластичности спроса;
ΔQ - процент изменения количества продаж;
ΔP - процент изменения цены.
Варианты ценовой эластичности спроса:
Информация о работе Микроэкономический анализ предприятия в условиях олигополии