Микроэкономический анализ предприятия в условиях олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Задачей и целью курсовой работы, является микроэкономический анализ предприятия ОАО «Кондратьевский огнеупорный завод». Для проведения такого анализа необходимо:
- дать характеристику огнеупорного предприятия;
- изучить предложение и спрос на огнеупорные изделия;
- рассмотреть методики расчета эластичности спроса на огнеупорные изделия;
- определить процесс ценообразования, а именно, составляющих (переменных и постоянных) затрат;
- изучить факторы, влияющие на прибыльность предприятия и сделать соответствующие расчеты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОCНОВЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ 5
1.1 Особенности олигополистического рынка 5
1.2 Теория спроса и предложения. 6
1.3 Теория эластичности спроса и ее расчет. 8
1.4 Понятие издержки производства, рентабельность и прибыль. 10
2. МИКРОЭКНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «КОНДРАТЬЕВСКИЙ ОГНЕУПОРНЫЙ ЗАВОД» В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ 13
2.1 Характеристика производства и отрасли ОАО «Кондратьевский огнеупорный завод» 13
2.2. Расчет спроса и предложения на огнеупорные изделия «кирпич прямой» и «сифон» 14
2.3 Расчет эластичности спроса на огнеупорные изделия. 18
2.4 Расчет затрат на производство, прибыли и рентабельности огнеупорных изделий. 19
ВЫВОД …………………………………………………….…………………....26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….……….…….28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 493.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ « ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра менеджмента  и хозяйственного права

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Микроэкономика»

 

на тему:  «Микроэкономический анализ предприятия в условиях олигополии»

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила студентка 1 курса

                                                                специальности «Финансы и кредит»,

                                                 экономического факультета,

                                 группы ФК оз – 12

                                                 Кравчук Ольга Геннадьевна

                                                                    ________________________

подпись, дата

 

                                                                     Проверил (а)

                                                                    к.э.н. доц.  Беркентале В. В.

                                                                    к.э.н. доц. Билоброва И. Ю.

                                                                    ______________________

                                              подпись, дата

 

 

Донецк - 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ВЫВОД …………………………………………………….…………………....26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….……….…….28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Олигополия – тип  рынка, когда в каждой отрасли  хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Как правило, насчитывается от трех до десяти продавцов.

Тема является актуальной, так как в современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.

Олигополию в рыночных отношениях в Украине можно рассмотреть на примере предприятий огнеупорной промышленности – заводов по производству огнеупорной продукции. Предельное количество предприятий такого типа в государстве обусловлено спецификой  выпускаемой продукции, которая используется почти исключительно в металлургической промышленности и не является товаром народного потребления.

Задачей и целью курсовой работы, является микроэкономический анализ предприятия ОАО «Кондратьевский  огнеупорный завод». Для проведения такого анализа необходимо:

- дать характеристику  огнеупорного предприятия;

-  изучить предложение  и спрос на огнеупорные изделия;

- рассмотреть методики  расчета эластичности спроса  на огнеупорные изделия;

- определить процесс  ценообразования, а именно, составляющих (переменных и постоянных) затрат;

- изучить факторы,  влияющие на прибыльность предприятия  и сделать соответствующие расчеты.

В данной курсовой работе при анализе конкурентоспособности     ОАО «Кондратьевский огнеупорный  завод» были использованы следующие методы исследования:

 

 

    1. Математический метод;
    2. Метод дедукции: переход от общего к частному; 
    3. Метод индукции: обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам;
    4. Нормативный анализ. Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций; 
    5. Анализ: мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно;
    6. При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции;
    7. Метод синтеза. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены;

Так же будут использоваться:

-  аналитические таблицы. Систему мыслей и суждений, выраженных языком цифр, представляют аналитические таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

1.1 Особенности олигополистического рынка

 

Олигополия – это  рыночная структура, при которой  в реализации какого-либо товара доминируют немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или  невозможно.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).

На олигополистических рынках господствуют, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Олигополистические рынки  обладают следующими признаками:

- малое число фирм  и большое число покупателей.  Это означает, что объем рыночного  предложения находится в руках  нескольких крупных фирм, которые  реализуют продукт многим мелким  покупателям;

- дифференцированная или стандартизированная продукция. В территории удобнее рассматривать однородную олигополию. Если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать, как однородный агрегированный продукт;

- наличие существенных  препятствий входа на рынок,  т.е высокие барьеры входа на  рынок;

- фирмы в отрасли  сознают свою взаимозависимость,  поэтому контроль над ценами  ограничен;

Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий  на войне. Фирмы – соперники, а  трофеем выступает прибыль. Их оружием  является контроль над ценами, реклама  и объем выпуска продукции.

Олигополистические ценовые войны – это цикл последовательного уменьшения цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны.

Олигополистические фирмы  по истечении некоторого времени  вступают между собой в сотрудничество, что бы в перспективе избежать войн, и следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.

Существуют три модели олигополии:

- модель олигополии, основанной на сговоре. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело;

-  модель ценового лидерства. На олигополистических рынках одна фирма действует, как ценовой лидер, который устанавливает цену, что бы  максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером;

- модель дуополии Курно. Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей.

1.2 Теория спроса и  предложения.

 

Рыночную экономику  можно представить, как бесконечное  сочетание спроса и предложения.

Спрос – это потребность в  товарах, подкрепленная наличием платежных  средств у покупателей. (рис. 1.1) Объем (величина спроса) – характеризуется количеством продукта, которое потребители хотят и могут купить  в определенное время при данной цене. Цена спроса – максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за товар.

Обратная зависимость между величиной и ценой спроса называется – законом спроса. Чем ниже цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше спрос на него. И на оборот, чем выше цена товара, тем ниже на него спрос.


             

Р -  цена          

Q -  объем продаж  

D - кривая спроса                                                              
     Рисунок. 1.1 кривая спроса

 

Цены являются основным элементом рыночного механизма, влияющим на спрос. Но существуют еще  несколько важнейших неценовых  факторов воздействующих на спрос. Среди  них выделяют следующие:

1. Доход покупателей. Например, увеличение доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса;

2. Число потребителей. Поскольку рыночный спрос равен числу сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение их числа ведет к росту спроса;

3. Цена и полезность других товаров, в частности, взаимозаменяемых товаров (субститутов) и взаимодополняющих товаров (комплиментов).

4. Инфляционные ожидания. На реальный спрос оказывает влияние не только реальное изменение в доходах и ценах, но и ожидаемое. К примеру, ожидаемое увеличение цен увеличивает спрос.

5. Субъективные вкусы и предпочтения. На вкусы потребителей большое значение оказывает мода, реклама, семейное и социальное положение потребителей, их возраст, пол, национальные традиции и т.д.

Кроме спроса состояние  рыночного механизма определяет предложение. 

Предложение – это количество товара, которое продавцы хотят и могут  произвести и продать по определенной цене. (рис. 1.2) Цена предложения –  это цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара. Закон предложения – выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Согласно закона предложения, объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар.


Р- цена

Q – объем продаж

S – кривая предложения

 

 

 

 

Рисунок. 1.2 кривая предложения

 

Выделяю следующие ценовые  факторы предложения:

- цены экономических ресурсов. Увеличение цен на ресурсы приводит к росту затрат на производство и снижает предложение;

- степень использования достижений научно-технического прогресса (НТП). Именно НТП в наибольшей степени дает возможность снижения издержек производства, и следовательно, увеличение предложения товаров;

- цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньшее количество альтернативных товаров по причине ограниченности ресурсов может быть произведено;

- число продавцов. При прочих равных условиях рост числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается уменьшением количества продавцов, ростом цен и снижением объема выпуска.

- ожидание продавцов. Рост производства не всегда обозначает увеличение предложения. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено.

- налоги и субсидии. Налоги предприниматели воспринимают, как часть издержек производства. Поэтому рост налогов на производство приводит к уменьшению предложения товара на рынок, а снижение – к росту предложения. А за счет полученных субсидий собственные издержки производителя снижаются, поэтому предложение данного товара увеличится.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. (рис. 1.3)


 

Р - цена

Q - объем

D – кривая спроса

S – кривая предложения

Е – точка равновесия

 

Рисунок 1.3 график пересечения спроса и предложения

Действуют законы рыночного  ценообразования:     

- цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

     -   если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

Рыночное равновесие существует там и тогда, где и  когда уже исчерпаны возможности  изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

 

1.3 Теория эластичности спроса и ее расчет.

 

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны  экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Выделяют различные виды эластичности спроса:

- эластичность спроса по цене. Зависимость спроса на товар от изменения его цены называется – ценовой эластичностью. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Ценовая эластичность рассчитывается по формуле:

   

,       (1.1)

где  —коэффициент эластичности спроса;

ΔQ - процент изменения количества продаж;

ΔP - процент изменения цены.

Варианты ценовой эластичности спроса:

Информация о работе Микроэкономический анализ предприятия в условиях олигополии