Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:48, курсовая работа
Задачей и целью курсовой работы, является микроэкономический анализ предприятия ОАО «Кондратьевский огнеупорный завод». Для проведения такого анализа необходимо:
- дать характеристику огнеупорного предприятия;
- изучить предложение и спрос на огнеупорные изделия;
- рассмотреть методики расчета эластичности спроса на огнеупорные изделия;
- определить процесс ценообразования, а именно, составляющих (переменных и постоянных) затрат;
- изучить факторы, влияющие на прибыльность предприятия и сделать соответствующие расчеты.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОCНОВЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ 5
1.1 Особенности олигополистического рынка 5
1.2 Теория спроса и предложения. 6
1.3 Теория эластичности спроса и ее расчет. 8
1.4 Понятие издержки производства, рентабельность и прибыль. 10
2. МИКРОЭКНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «КОНДРАТЬЕВСКИЙ ОГНЕУПОРНЫЙ ЗАВОД» В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ 13
2.1 Характеристика производства и отрасли ОАО «Кондратьевский огнеупорный завод» 13
2.2. Расчет спроса и предложения на огнеупорные изделия «кирпич прямой» и «сифон» 14
2.3 Расчет эластичности спроса на огнеупорные изделия. 18
2.4 Расчет затрат на производство, прибыли и рентабельности огнеупорных изделий. 19
ВЫВОД …………………………………………………….…………………....26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….……….…….28
- эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена;
- при единичной эластичности спроса цена и величина спроса изменяются одинаковыми темпами, то есть процентное изменение цены, и процентное изменение величины спроса совпадают;
- если спрос не эластичен, изменение цены товара на 1% меняет величину спроса менее, чем на 1%;
- при абсолютно эластичном спросе любое повышение цены приведет к падению величины спроса практически до нуля;
- если спрос абсолютно неэластичен, то, как бы продавец не изменял цену на товар, объем спроса будет оставаться постоянным;
На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:
- наличие заменителей. Чем больше товаров субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;
- фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, т.к покупателям нужно время, что бы найти товары – заменители;
- значимость товара. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичными – на другие группы товаров;
Эластичность спроса по доходу
где - коэффициент эластичности спроса;
ΔQ - процент изменения количества продаж;
ΔI - процент изменения дохода населения.
Если показатель эластичности
Потребитель, став богаче,
Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. (рисунок 1.4) В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой продукции.
АVC – средние переменные издержки
Рисунок 1.4 график издержек производства
Постоянные издержки (FC) не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объеме производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), некоторые налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т.д. Переменные издержки (VC) зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки
TC = FC + VC, (1.3)
где ТС – сумма постоянных и переменных издержек
FC – постоянные издержки
VC – переменные издержки
Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних:
ATC = TC / Q , (1.4)
где Q – объем выпускаемой продукции
TC – сумма постоянных и переменных издержек
ATC – издержки на выпуск дополнительной единицы продукции
Для достижения максимальной прибыли нужно определить необходимый размер выпуска продукции. Инструментом экономического анализа служит категория предельных издержек. Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек.
MC = ▲TC / ▲ Q, (1.5)
Прибыль - важнейшая финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль рассчитывается по формуле:
Прибыль = Выручка – Затраты (1.6)
Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль. Показатели рентабельности принято рассчитывать в процентах:
Рентабельность =---------------------------- х 100 % (1.7)
Вложенные средства
Рентабельность бизнеса
или предприятия — это
Экономически рентабельным предприятием можно считать любую компанию, приносящую прибыль.
ОАО «Кондратьевский огнеупорный завод» является одним из старейших предприятий огнеупорной отрасли Украины. С самого начала деятельности и по настоящее время завод специализируется на производстве алюмосиликатных изделий. Завод осуществляет отгрузку на экспорт метзаводам России, Прибалтики, Азербайджана, Молдавии, Узбекистана, а так же украинским заказчиками ПАО «Металургический комбинат «Азовсталь», ЧАО «Азовэлектросталь», ПАО «Днепропетровский маткомбинат», ПАО «Днепропетровский завод прокатных валиков», ПАО «Енакиевский металлургический завод», ПАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича», ПАО «Новокраматорский машиностроительный завод» и т.д.
ОАО «Кондратьевский огнеупорный завод имеет три рабочих цеха и штат численностью 1050человек.
ОАО «Кондратьевский огнеупорный завод» производит огнеупорные изделия для металлургических комбинатов. На данный момент завод выпускает около 50-ти видов продукции. В данной курсовой мы рассмотрим два вида продукции, такие как: кирпич нормальный и сифон. Кирпич нормальный используют для футеровки доменных печей и мартенов, а сифон – для футеровки ковшей и желобов в металлургической промышленности. Этот завод не единый производитель такой продукции в Украине. Одними из крупнейших его конкурентов являются: ПАО «Часовьярский огнеупорный завод», ПАО «Великоанадольский комбинат», ПАО «Запорожогнеупор», ПАО «Красногоровский огнеупорный завод».
Покажем динамику цен на огнеупорные изделия кирпич прямой и сифон за октябрь 2011г. – февраль 2012г. (Таблица 2.1)
Таблица 2.1 - Цены на огнеупорные изделия кирпич прямой и сифон за октябрь 2011г. – февраль 2012г
№ з/п |
Наименование огнеупорного изделия |
Октябрь 2011 |
Ноябрь 2011 |
Декабрь 2011 |
Январь 2012 |
Февраль 2012 |
1 |
Кирпич прямой грн/т |
1143,93 |
1182,03 |
1332,00 |
1447,88 |
1510,10 |
2 |
Сифон грн/т |
3150,47 |
3242,82 |
3481,3 |
3599,60 |
3600,4 |
Согласно таблицы 2.1 построим график
изменения цен огнеупорных
Рисунок 2.1 - График изменения цен огнеупорных изделий
Определим спрос на огнеупорное изделие кирпич прямой и занесем данные в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 – Спрос на огнеупорное изделие кирпич прямой
|
Октябрь 2011 |
Ноябрь 2011 |
Декабрь 2011 |
Январь 2012 |
Февраль 2012 |
Р, грн |
1143,93 |
1182,03 |
1332,00 |
1447,88 |
1510,10 |
Q, тн |
2292,10 |
2144 |
1583,40 |
1225,20 |
1120 |
Согласно таблице 2.2 построим график спроса на огнеупорное изделие кирпич прямой Рисунок 2.2.
Рисунок 2.2 - График спроса на огнеупорное изделие кирпич прямой
Определим спрос на огнеупорное изделие сифон и занесем данные в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 - Спрос на огнеупорное изделие сифон
период |
Октябрь 2011 |
Ноябрь 2011 |
Декабрь 2011 |
Январь 2012 |
Февраль 2012 |
Р, грн |
3150,47 |
3242,82 |
3481,30 |
3599,60 |
3600,40 |
Q, тн |
480,10 |
453,60 |
310 |
280,20 |
255,60 |
Построим график спроса на огнеупорное изделие сифон Рисунок 2.3 ссылаясь на таблицу 2.3.
Рисунок 2.3 - График спроса на огнеупорное изделие сифон
Мы видим, что при повышении цены спрос на огнеупорное изделие кирпич прямой и спрос на огнеупорное изделие сифон падает.
Определим предложение на огнеупорное изделие кирпич прямой (Таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Предложение на огнеупорное изделие кирпич прямой
период |
Октябрь 2011 |
Ноябрь 2011 |
Декабрь 2011 |
Январь 2012 |
Февраль 2012 |
Р, грн |
1143,93 |
1182,03 |
1332,00 |
1447,88 |
1510,10 |
Q, тн |
1120,00 |
1225,20 |
1583,40 |
2144,00 |
2292,10 |
Согласно таблице 2.4 постоим график предложения на огнеупорное изделие кирпич прямой Рисунок 2.4
Рисунок. 2.4 - График предложения на огнеупорное изделие кирпич прямой
Определим предложение на огнеупорное изделие сифон Таблица 2.5
Таблица 2.5 - Предложение на огнеупорное изделие сифон
период |
Октябрь 2011 |
Ноябрь 2011 |
Декабрь 2011 |
Январь 2012 |
Февраль 2012 |
Р, грн |
3150,47 |
3242,82 |
3481,30 |
3599,60 |
3600,40 |
Q, тн |
255,60 |
280,20 |
310 |
453,60 |
480,10 |
Согласно таблице 2.5, построим график предложения на огнеупорное изделие сифон (рис. 2.5)
Рисунок. 2.5 - График предложения на огнеупорное изделие сифон
Так как мы определили и спрос и предложения на огнеупорные изделия кирпич прямой и сифон, то мы можем определить равновесную цену на эти изделия.
Определим равновесную цену на огнеупорное изделие кирпич прямой. Для этого мы построим график рисунок 2.6 на котором пересекаются прямая спроса рисунок 2.2 и кривая предложения рисунок 2.5 огнеупорного изделия кирпич прямой.
Информация о работе Микроэкономический анализ предприятия в условиях олигополии