Микроэкономический анализ предприятия «Укртелеком», которое функционирует в условиях монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работу является исследование функционирования предприятия в условиях монополии путем анализа и определения закономерностей развития.
Задачами курсовой работы являются:
 Проанализоровать общее состояние предприятия, действующего в условиях монополии, а так же проанализировать отрасль, в которой оно функционирует.
 Определить факторы изменения спроса

Оглавление

Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1 Понятие и сущность монополии 5
1.2. Формы монополии 10
2. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1.Общая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ спроса и предложения на услуги данного предприятия 20
2.3.Анализ издержек предприятия 24
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсач микро.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Экономическая теория - наука об эффективном и рациональном использовании редких, ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих потребностей человека в условиях конкретных форм хозяйствования. Экономическая теория разрабатывает технику и инструментарий экономического анализа; выявляет и определяет количественные взаимосвязи м.экономическими явлениями, используя математические методы. Экономическая теория изучает законы экономического развития общества на основе двух уровней анализа: микроэкономического и макроэкономического.

       Макономика  - часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.

       Макроэкономический  анализ применяется для исследования экономики в целом и её основных показателей. Он используется для характеристики общего состояния экономики и связей м.отдельными составляющими национальной экономики и мировой экономики в целом.

       Микроэкономика - один из двух основных разделов экономикс, изучающий поведение отраслей, фирм, домохозяйств и других экономических единиц, а также их взаимодействие на рынках, в результате которого формируются цены на конкретные товары и услуги и на факторы производства.

       Микроэкономический  анализ - метод экономического анализа (и раздел экономической теории), в процессе которого исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, фирма или экономические показатели деятельности конкретной фирмы. Микроэкономический анализ рассматривает специфические компоненты экономической системы. Исследование экономических проблем с позиции микроанализа связывают с именем крупнейшего представителя экономической науки Маршалла А. В центре внимания его учения - индивид, поведение потребителя на рынке, теория производства фирмы, т.е. решение преимущественно практических вопросов.

       Целью данной курсовой работу является исследование функционирования предприятия в  условиях монополии путем анализа  и определения закономерностей  развития.

  Задачами  курсовой работы являются:

  • Проанализоровать общее состояние предприятия, действующего в условиях монополии, а так же проанализировать отрасль, в которой оно функционирует.
  • Определить факторы изменения спроса
  • Обобщить теоретические знания о монополии, как о типе струкруры рыночной экономики.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ

       1.1 Понятие и сущность монополии

       В настоящее время существует большое  количество определений термина "монополия", ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько  важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  • С точки зрения рыночной структуры
  • С точки зрения рыночного поведения
  • С точки зрения рыночных итогов.

       Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта . Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

       Монополия – это такое явление, когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

       Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность  воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она  готова продать. Степень, до которой  монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять-таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.

       Рыночная  структура указывает на число  покупателей и продавцов на рынке, на их доли в общем количестве покупаемого  и продаваемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа  на рынок и выхода из рынка. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка (рыночной структуры). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

       Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны1.

       Формирование  и рост монополий исторически  неразрывно связаны перерастанием  капитала свободной конкуренции  в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. «монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции».

       Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

       Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т. п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

       Есть  несколько причин существования  монополий2. Первая: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию.

       Классическим  примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т. д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

       Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может  базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого  производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

  • обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
  • определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
  • стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
  • создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

       Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

  • Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.
  • Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.
  • Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

       В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также существует закон от 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

       Нашу  экономическую политику все время  кидает из административного произвола  по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных  ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а  во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.

Информация о работе Микроэкономический анализ предприятия «Укртелеком», которое функционирует в условиях монополии