Микроэкономический анализ предприятия «Укртелеком», которое функционирует в условиях монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работу является исследование функционирования предприятия в условиях монополии путем анализа и определения закономерностей развития.
Задачами курсовой работы являются:
 Проанализоровать общее состояние предприятия, действующего в условиях монополии, а так же проанализировать отрасль, в которой оно функционирует.
 Определить факторы изменения спроса

Оглавление

Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1 Понятие и сущность монополии 5
1.2. Формы монополии 10
2. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1.Общая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ спроса и предложения на услуги данного предприятия 20
2.3.Анализ издержек предприятия 24
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсач микро.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

       Существуют  также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки

пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения  единой монопольной политики

продаж  и цен.

       Многоотраслевой концерн -это объединение десятков и даже сотенпредприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

       В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали

развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

       Опыт  показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят  увеличение  прибыльности только до определенных пор. За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что монополия – это экономическое зло. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

 

2. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

       2.1.Общая характеристика предприятия

       ОАО «Укртелеком» - украинская государственная телекоммуникационная компания, является крупнейшим в стране оператором фиксированной и мобильной связи, получившим лицензию от Государственного комитета связи Украины на строительство, техническое обслуживание и предоставление услуг телефонной, телеграфной связи, передачи данных на междугородных, международных и местных телефонных сетях общего пользования. ОАО «Укртелеком» является монополистом на данном рынке услуг и в условиях повсеместной телефонизации и развития рыночных отношений спрос на данный вид электросвязи очень высокий.

       Председателем правления ОАО «Укртелеком» с 14 мая 2004 года был избран Дзекон Георгий  Борисович.

       Открыто акционерное общество создано 5 января 2000 года. В состав общества входит 33 филиала. В открытом акционерном обществе сформирована двухуровневая централизованная вертикальная система управления; функционируют организационные специализированные структуры из эксплуатации первичной сети связи; эксплуатации местных сетей связи и радиофикации, обслуживания потребителей и продажи услуг.

       Деятельность  ОАО «Укртелеком» осуществляется с  целью полного удовлетворения потребностей предприятий и населения страны в услугах электросвязи. Одним  из важнейших показателей деятельности предприятия является Доход (выручка) от реализации товаров, работ, услуг.

       Деятельность  ОАО «Укртелеком» базируется на основе Закона Украины "О связи", принятым и введенным в действие 16 мая 1995 года. Данный закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы деятельности в области связи Украины и определяет отношения предприятий, объединений, учреждений и организаций связи с органами исполнительной государственной власти, местного самоуправления и потребителями услуг связи, а также особенности отрасли, связанные с особыми общественными интересами. Закон защищает интересы государства, граждан, предприятий, объединений, учреждений и организаций, пользующихся услугами связи, а также работников связи.

       Укртелеком  видит свою миссию в том, чтобы  быть лидером телекоммуникаций Украины:

  • удовлетворять потребности предприятий и граждан Украины в телекомуникабельных услугах высокого качества;
  • обеспечивать интересы своих акционеров путем достижения высоких финансовых результатов деятельности;
  • обеспечивать интересы общества в создании высокоразвитой информационно телекоммуникационной инфраструктуры государства;
  • обеспечивать доступность социально значимых телекоммуникационных услуг для социально впечатлительных слоев населения.

       2.2 Анализ спроса  и предложения на услуги данного предприятия

 

       Таблица 2.1 Совокупный и индивидуальный спрос  на продукцию

  Индивидуальный  спрос    
Год Городская связь(D1) Межгородская  связь (D2) Мобильная связь (D3) Цена Совокупный  спрос
2006 26820 25020 19490 78,7 71330
2007 23870 20090 22510 93,6 66470
2008 21230 15840 24110 114,5 61180
 

       Исходя  из данных таблицы можно построить  график совокупного спроса (рисунок 2.1) и график индивидуального спроса (рисунок 2.2), а также проанализировать спрос  на продукцию

       Рисунок 2.1 Совокупный спрос на продукцию

       Проанализировав график можно сказать, что спрос  на продукцию данного предприятия  большой несмотрю на высокий уровень  цен.Причиной этому является то, что  практически не существует товаров-субститутов  и товаров комплиментов, за исключением других мобильных компаний.Так же на графике индивидуального спроса на продукцию(рисунок 2.2), можно увидеть спрос на продукцию разных видов телефонной связи.

       На  этом графике видно, что спрос  на некотые виды связи уменьшается, а на другие увеличиватся. Возможно, это связано с тем, что люди стали давать предпочтение удобствам в свободном общении без каких либо ограничений и с тем, что телефонная связь является товаром первой необходимости в наше время.

       Определив спрос на продуцию предприятия «Укртелеком» необходимо так же рассчитать и проанализировать эластичность спроса, так как этот показатель является важным для реализации телефонной связи на дальнейший период.

      Для начала определим эластичность по цене для производимого продукта. Ценовая  эластичность вычесляется с помощью формулы:

     Теперь  подставим данные в формулу и  узнаем эластичен спрос или нет:

 

       Используя формулу вычисления эластичности по цене, было выявленно что в 2007 и 2008 году  , это ознаечает,что спрос на продукцию данного предприятия не эластичный.

      Определим эластичность спроса по доходу при  условии увеличения дохода на 10% по формуле:

       Доход предприятия в 2006 году составил 7894 млн.грн., в 2007 году – 7825 млн.грн., а в 2008 году доход  составил 8039 млн.грн., расчитаем спрос по доходу с условием увеличения дохода на 20% :

2006 год:  I=(7894*20)/100+7894=8683,4 млн.грн.

2007 год:  I=(7825*20)/100+7825=8607,5 млн.грн.

2008 год:  I=(8039*20)/100+8039=8842,9 млн.грн.

Подставив численные значения в формулу  получим зледующие данные:

 

       Из  расчитаных данных можно сказать, что  в 2007 году , это значит, что товар качественный или товар роскоши, а в 2008 году , это значит, что товар низкокачественный.

      Теперь  проанализируем предложение производимого  товара. В таблице 2.2 представлены данные о количестве производимого товара и его цена в разные года.

Рисунок 2.3 Кривая предложения на товар

Построив  кривую спроса и предложения на одном  графике (рисунок 2.4) можно определить равновесную цену – 90 грн, и оптимальный  оъем выпуска продукции  - 67000 тыс., которые удовлетворяют и потребителей и продавцов.  

Рисунок 2.4 Равновесие спроса и предложения

Проанализировав спрос и предложение услуг  предприятия «Укртелеком» можно  сделать вывод, что производимый данным предприятием товар, является товаром  первой необходимости.

    2.3.Анализ издержек предприятия

 

       Издержки- выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров.

       Таблица 2.3 Издержки предприятия

Года Общие издержки (ТС) Переменные  издержки (VC) Постоянные  издержки (FC) Объём произведенного товара (Q, Гкал)
2006 56294 34856 21438 61180
2007 64855 41382 23473 66470
2008 77535 50752 26783 73630
 

Рисунок 2.5 Издержки предприятия

       Издержки  на единицу производимых благ имеют  форму средних постоянных издержек, средних переменных издержек и средних  общих издержек.

       Средние постоянные издержки (AFC) - это общие  постоянные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных издержек (FC) на соответствующее количество (объем) выпущенной продукции:

AFC = FC/Q.

       Средние переменные издержки (AVC) - это общие  переменные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления  переменных издержек на соответствующее количество выпущенной продукции:

AVC = VC / Q.

       Средние (общие) издержки (АТС) - это общие  издержки производства на единицу продукции. Они определяются двумя способами:

а) путем  деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции:

ATC = TC/Q;

б) путем  суммирования средних постоянных издержек и средних переменных издержек:

АТС = AFC + AVC.

       Предельные  издержки (МС) - это издержки, связанные  с выпуском дополнительной единицы  продукции.

МС =

       Вычислим  средние издержки по предприятию и поместим в таблицу 2.4, а также отобразим их на графике (рисунок 2.6) 
 
 
 
 
 

       Таблица 2.4 Средние издержки предприятия

Года Средние общие  издержки (АТС) Средние переменные издержки (АVC) Средние постоянные издержки (АFC) Предельные  издержки (МС) Объём произведенного товара (Q, Гкал)
2006 0,92 0,57 0,35 - 61180
2007 0,98 0,62 0,35 -1,33 66470
2008 1,05 0,69 0,36 -1,83 73630

Информация о работе Микроэкономический анализ предприятия «Укртелеком», которое функционирует в условиях монополии