Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:31, курсовая работа
Целью работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
• было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
• были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
• было рассмотрено положение России на мировом рынке, а также проблемы конкурентоспособности данной страны.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Понятие конкурентоспособности…………………………….4
1.1 Понятие международной конкурентоспособности……………….4
1.2 Структурные уровни определения конкурентоспособности…...5
1.3 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран...11
Глава II. Факторы, влияющие на конкурентоспособность страны.14
2.1 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности…………………………………………………14
2.2 Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность……………………………………………….20
Глава III. Конкурентоспособность России на мировых рынках….31
3.1 Возможности и угрозы российских субъектов на мировых
рынках…………………………………………………………………….31
3.2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов (на примере предприятия)…………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………..45
Государственная политика.
По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций. В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:
1) Воздействие правительства на факторные условия
o акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);
o грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).
2) Воздействие правительства на условия спроса:
o государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);
o регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);
o воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);
o стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
o предоставление полной и качественной информации покупателям;
o введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);
o зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)
3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:
o политика правительства в отношении СМИ;
o образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);
o региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).
4) Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм:
o интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)
o воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм
o регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.)
o образование новых фирм
o торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом)
o привлечение зарубежных инвестиций.
Глава II. Факторы, влияющие на конкурентоспособность страны.
2.1 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности.
400 лет назад английский государственный деятель и философ Фрэнсис Бэкон написал, что информация означает власть. Сегодня его слова приобретают особый смысл. Информационная революция (под которой понимается стремительный технологический прогресс в компьютерной области, в сфере коммуникации и программного обеспечения, который, привел к колоссальному снижению стоимости обработки и передачи информации) сделала информацию общедоступным глобальным ресурсом. Об этом свидетельствуют следующие факты :
Стоимость нового компьютера с 1954 года падала на 19% ежегодно, а новые инвестиции в Соединенных Штатов в сферу информационных технологий поднялись с 7% до 50%
Вычислительные мощности компьютеров в последние тридцать лет удваиваются каждые 18 месяцев. Сейчас их стоимость составляет лишь 1% от стоимости начала 70-х годов.
Объем курсирующей в Интернете информации удваивается через каждые сто дней.
Скорость передачи коммуникации быстро растет, а стоимость постоянно снижается. В восьмидесятые годы медные телефонные кабели обладали передающей способностью на уровне одной страницы информации в секунду; сегодня тонковолокнистый стеклянный кабель способен "прокачивать" объем более 1.000.000 страниц в секунду.
Однако наиболее ярко выраженной характеристикой информационной революции является не скорость передачи данных, которыми обладают лучшие узлы связи: уже более 130 лет назад стала возможной практически прямая коммуникация между Европой и Северной Америкой. Суть информационной революции состоит в том, что очень сильно снизилась стоимость передачи информации. В настоящее время стоимость передачи данных стала величиной несущественной, отсюда количество информации, которая может передаваться по всему миру, ограничена не технологией коммуникации, а способностью отдельных людей получить доступ к информации или производить и обрабатывать ее, и способностью других эту информацию принимать. Управление информацией и знаниями становится все важнее, содержательные сведения необходимо отделять от "информационного мусора". Поскольку информационный поток нарастает и поскольку мир становится все сложнее, то значение образования, как фактора позволяющего человеку осуществлять грамотное управление информацией, повышается. При этом речь идет не только том, чтобы накапливать специальные знания, но и о том, чтобы учиться думать аналитически, системно, уметь видеть взаимосвязи. И если на бытовом уровне данная проблема - личное дело каждого человека, то на уровне государства образованность населения, его способность осуществлять менеджмент информации, становится одним из важнейших конкурентных преимуществ на международной арене. То что роль образования в формировании национальной конкурентоспособности постоянно возрастает, подтверждается многочисленными исследованиями. По словам Лестера Тюрлоу, профессора экономики нью-йоркского университета, "в XXI веке образование и квалификация рабочей силы станут доминирующим орудием конкуренции" Это связано с тем, что в условиях современного динамического развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информационных ресурсов потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень использования информации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности страны на международной арене. Филипп Бомард, профессор нью-йоркского университета, считает, что за последнее десятилетие ключевым фактором национальной конкурентоспособности стала экономическая образованность - умение использовать знания в качестве экономического преимущества . В то время как во всем мире геоэкономика выходит на первый план в сфере международных отношений, потеснив геополитику, важнейшим конкурентным преимуществом стран становится их способность оперативно управлять стратегической информацией во всех сферах общественно-политической и экономической жизни страны. Итак, образование становится важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности экономики государства, капиталом, который концентрируется развитыми государствами для удержания монополии в геополитическом пространстве. Роль образования в обеспечении устойчивого социально-экономического развития, роста конкурентоспособности государств и укреплении их позиций на мировом рынке и в мировом экономическом сообществе постоянно возрастает. Так Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Комиссии Европейского Союза в обстоятельном исследовании квалификационного уровня рабочей силы в Европе пришел к следующему выводу: "Без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней - конкурентоспособной экономики." Возникает естественный вопрос, какую систему образования можно считать конкурентоспособной? По мнению Йозефа С. Нейя, профессора школы управления им. Кеннеди, Гарвардского университета, хорошее образование должно выполнять три главные задачи :
во-первых, оно должно вырабатывать у человека способность превращать полученные сведения в знание;
во-вторых, оно должно создавать основу для того, чтобы человек умел отделять важное от несущественного;
в-третьих, оно должно пробуждать любознательность, интерес к новому, умение получать удовольствие от процесса обучения. Это служит предпосылками для того, чтобы эффективного учиться в дальнейшем - в течение всей жизни.
Для поддержания или повышения конкурентоспособности системы образования любой страны ее нужно привести в соответствие к требованиям все быстрее меняющегося мира профессионалов: Средняя школа должна стать плацдармом для дальнейшего образования человека, должна реально помогать ему определиться с выбором сферы своих профессиональных интересов. С этой точки зрения, идеальным является российское среднее образование, которое при всех его недостатках дает человеку самые разносторонние сведения об окружающем мире и помогает в формировании личности. В сфере высшей школы необходимо создать гибкую систему образования, которая облегчала бы смену университета (или другого Вуза) и создавала бы мотивацию как для обучения студентов за границей, так и для приглашения иностранных студентов в страну, а также делала возможным получение международно признаваемых свидетельств (аттестатов, дипломов) о прохождении отдельных ступеней образования. В развитых странах совершенствование образовательной системы уже давно идет по описанному выше пути. В Европе и Америке существует огромное количество различных фондов, предоставляющих студентам стипендии для обучения за рубежом, и организующих стажировку иностранных студентов в стране. Это обусловлено тем, что мировой рынок рабочей силы тоже стал глобальным и борьба за высококвалифицированных сотрудников ведется в глобальном масштабе. Выпускники европейских вузов конкурируют со специалистами в Пекине, Сиднее и Сан-Франциско. Сегодня в результате глобального подключения к Интернету эксперты осуществляют сотрудничество в международных коллективах - каждый у себя на родине и вместе с тем совместно над одним проектом. То есть уровень подготовки специалистов становится одним из важнейших факторов, определяющих степень экономической конкурентоспособности и ее интегрированности страны в систему мирового хозяйства. Этот факт особенно важен для нас, граждан России, так как для сохранения своего геополитического влияния и интеграции в мировое сообщество развитых государств России необходимо значительно повысить свою экономическую конкурентоспособность. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве одной из национальных точек роста. Образование, инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики.
В краткосрочной перспективе (2002-2007 гг.) необходимо сделать Россию привлекательной для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики. Это потребует:
1) Формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг; обновления профессионального образования, повышения его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда; опережающего развития начального и среднего профессионального образования, способного обеспечить повышение культуры производства.
2) Обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий. Инновационного характера развития университетской науки и на ее основе - венчурных подразделений и предприятий.
3) Резкого повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных "активных социальных наук' (права, социологии), в том числе через введение соответствующего содержания в общее образование.
В среднесрочной перспективе (2007-2012 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Сегодня мы еще конкурируем с развитыми странами по этому показателю, но уже через 10 лет, когда основную роль в экономике станут играть представители поколений, получившие образование в 90-х и 2000-х годах, России угрожает перспектива потерять конкурентоспособность. Сегодня абсолютное большинство развитых и развивающихся стран дает своим гражданам 12-13-летнее полное среднее образование, по сравнению с 10-11 годами такого образования в России. Конечно по интенсивности преподавания наши учебные курсы сильно отличаются от иностранных, но в настоящее время реформирование средней школы направлено, к сожалению, на упрощение программы обучения, что на мой взгляд совершенно нецелесообразно. Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с высоким базовым уровнем образованности, способным переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Уровень профессиональной подготовки специалиста, его образованность, становится важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях: от конкурентоспособности товара, до конкурентоспособности страны.
2.2 Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государств.
Национальная конкурентоспособность является главным показателем, отражающим состояние экономики страны и перспективы ее экономического развития. В современных условиях ускоренного развития научно-технической революции и крупномасштабного трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства конкурентоспособность товаров, предприятий и стран все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии. Факторы, влияющие на формирование национальной конкурентоспособности, анализируются на протяжении уже значительного времени. В настоящее время наиболее комплексно теория конкурентоспособности развита в работах профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера. Теория Портера основывается на так называемых детерминантах (или факторах), формирующих национальную конкурентоспособность. Она нашла практическое применение при разработке экономической политики ведущих экономически развитых государств. Свидетельством ее международного признания является также ее использование (и дальнейшее развитие) в ежегодных докладах такой влиятельной международной организации, как Всемирный экономический форум (ВЭФ). Используемый в рамках деятельности этой организации рейтинг конкурентоспособности, базирующийся на целом наборе показателей, в настоящее время считается наиболее репрезентативным, несмотря на ряд присущих ему недостатков.
Т а б л и ц а 1
Индекс конкурентоспособности и индекс перспективной конкурентоспособности
Страна | 1998 г. | 2000 г. | 2002г. | 2004 г. | 2006 г. | 2008 г. |
США | 4 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 |
Финляндия | 16 | 19 | 15 | 11 | 6 | 2 |
Тайвань | 9 | 8 | 6 | 4 | 11 | 3 |
Сингапур | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 |
Швеция | 21 | 22 | 23 | 19 | 13 | 5 |
Швейцария | 6 | 6 | 8 | 6 | 10 | 6 |
Австралия | 12 | 17 | 14 | 12 | 12 | 7 |
Канада | 8 | 4 | 5 | 5 | 7 | 8 |
Норвегия | 7 | 10 | 9 | 15 | 16 | 9 |
Дания | 11 | 20 | 16 | 17 | 14 | 10 |
Великобритания | 15 | 7 | 4 | 8 | 9 | 11 |
Исландия | 27 | 38 | 30 | 18 | 24 | 12 |
Япония | 13 | 14 | 12 | 14 | 21 | 13 |
Германия | 22 | 25 | 24 | 25 | 15 | 14 |
Нидерланды | 17 | 12 | 7 | 9 | 4 | 15 |
Информация о работе Международная конкурентноспособность государств