Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:31, курсовая работа
Целью работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
• было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
• были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
• было рассмотрено положение России на мировом рынке, а также проблемы конкурентоспособности данной страны.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Понятие конкурентоспособности…………………………….4
1.1 Понятие международной конкурентоспособности……………….4
1.2 Структурные уровни определения конкурентоспособности…...5
1.3 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран...11
Глава II. Факторы, влияющие на конкурентоспособность страны.14
2.1 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности…………………………………………………14
2.2 Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность……………………………………………….20
Глава III. Конкурентоспособность России на мировых рынках….31
3.1 Возможности и угрозы российских субъектов на мировых
рынках…………………………………………………………………….31
3.2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов (на примере предприятия)…………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………..45
При анализе наиболее конкурентоспособных, по методике ВЭФ, государств, обращает на себя внимание тот факт, что лидеры по этому показателю являются одновременно и лидерами в технологической области. Такое положение не случайно. С 2000 г. при составлении рассчитываемого ВЭФ индекса перспективной конкурентоспособности, отражающего потенциал устойчивого развития страны в среднесрочной перспективе, в расчет принимались три величины:
а) технологический (инновационный) индекс;
б) индекс государственных учреждений;
в) индекс макроэкономической среды.
Для анализа по технологическому (инновационному) индексу эксперты ВЭФ разделили все государства на основные инновационные страны (core innovators) и неосновные инновационные страны (non-core innovators). В странах первой группы за счет технологий обеспечивается 50% показателя конкурентоспособности и по 25% приходится на индекс государственных учреждений и индекс макроэкономической среды. В странах второй группы все индексы обеспечивают по 1/3 этого показателя. Таким образом, в современных условиях удельный вес инноваций в общем индексе конкурентоспособности государств составляет от 1/3 до 1/2. При этом чем ближе государство к тому, чтобы войти в число основных инноваторов, или, по классификации М. Портера, достичь инновационной стадии развития, при которой отечественные фирмы не только улучшают иностранные технологии, но и создают собственные, тем больший вес в обеспечении конкурентоспособности имеют инновации. Особенностью этой стадии является то, что если на инвестиционной стадии развития национальная конкурентоспособность "базируется на способности и готовности национальных фирм к агрессивному инвестированию", то конкурентное преимущество на инновационной стадии базируется на способности и готовности фирм к инновациям, или, иными словами, на инновационной активности. Достижение высшей, важнейшей для конкурентоспособности и в конечном счете для уровня национального дохода стадии зависит от инноваций и инновационных процессов. Существует целый ряд индикаторов, свидетельствующих о переходе мировой экономики на инновационную базу. Так, в отличие от более ранних этапов - ремесленного производства и капитализма, основанного на машинном производстве и финансах, - новая экономическая система все более и более базируется на знаниях, или на интеллектуальном капитале. Процессы глобализации мирового хозяйства привели также к усилению глобальной конкуренции не только между ТНК, но и между государствами. Правительства многих стран осознали, что присутствие ТНК на их территории способствует росту инвестиций в промышленности, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений, разнообразию предлагаемых товаров и услуг, в связи с чем были открыты границы на пути торговых потоков и инвестиций. Происходит переосмысление роли компаний на современном этапе развития международных экономических отношений (МЭО), главным образом ТНК. Неоклассическая теория традиционно рассматривала корпорации с точки зрения наиболее эффективного использования имеющихся у них трудовых, материальных и финансовых активов для производства какого-либо товара или услуги с наименьшими издержками. Однако в настоящее время коммерческий успех и конкурентоспособность ТНК все более определяются способностью к инновациям, к продвижению на рынке новых товаров, к улучшению качества уже существующих продуктов. Эта способность зависит от правильности целой вереницы стратегических решений, таких как удачный выбор страны базирования для производства и приобретения активов, приносящих доход; организация поиска и управления такими активами и т. п. Выбираемая стратегия может заключаться как в прямом инвестировании средств ТНК в активы другой страны, так и в создании стратегических альянсов или в ведении торговли. Можно выделить три основных субъекта, которые занимаются финансированием научных исследований - основы для инноваций: государство, ТНК, венчурные компании. Для успешной конкуренции на основе инноваций на стадии, основанной на знаниях, ТНК разрабатывают и применяют комплекс мер, называемый инновационной политикой. Примерами вопросов, решаемых ТНК в рамках такой политики, могут служить: выбор страны для сосредоточения интеллектуального капитала; передача новых технологий по каналам ТНК; лоббирование в государственных органах получения финансовых ресурсов, льгот и интеллектуальных ресурсов для инновационных программ; ряд других. Конечной целью конкуренции на основе инноваций для ТНК является максимизация прибыли. Д. Даннинг выделяет два основных показателя для оценки инновационной активности. Это расходы на научные исследования (НИОКР), результаты которых формируют базу для инноваций, и количество зарегистрированных патентов для оценки технологической (инновационной) активности компаний. Вероятно, наиболее полную картину инновационной активности различных субъектов МЭО предлагает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Для определения уровня технологической и инновационной активности ОЭСР применяет целый ряд показателей (main science and technology indicators - MSTI), причем методология постоянно совершенствуется. Показатели публикуются два раза в год и отражают уровень и структуру усилий, предпринимаемых как странами - членами ОЭСР, так и другими странами, в области науки и технологии. Оценка НИОКР, то есть достаточность знаний, необходимых для создания инноваций, приведена в таблице.
Т а б л и ц а 2
Наука и технологии: основные показатели в 2007 г.
Страна | Расходы на НИОКР | Количество ученых | ||||||
всего, млн долл. | процент финансирования | процент осуществления | ||||||
компа-ниями | государ-ством | компа-ниями | универ-ситетами | государ-ством | ||||
Австралия | 7764 | 46 | 46 | 47 | 27 | 23 | 65805 | |
Австрия | 4429 | 39 | 41 | 64 | 30 | 6 | 18715 | |
Бельгия | 4945 | 66 | 23 | 72 | 24 | 3 | 30219 | |
Великобритания | 27029 | 49 | 29 | 66 | 21 | 12 | 157662 | |
Венгрия | 998 | 38 | 50 | 44 | 24 | 26 | 14406 | |
Германия | 55386 | 67 | 31 | 71 | 16 | 13 | 257774 | |
Греция | 1123 | 24 | 49 | 29 | 50 | 22 | 14748 | |
Дания | 3071 | 58 | 33 | 63 | 20 | 15 | 18438 | |
Ирландия | 1171 | 64 | 22 | 73 | 21 | 6 | 8217 | |
Исландия | 240 | 43 | 41 | 61 | 16 | 22 | 1578 | |
Испания | 8116 | 50 | 39 | 54 | 29 | 16 | 76670 | |
Италия | 15844 | 43 | 51 | 50 | 31 | 19 | 66110 | |
Канада | 17437 | 42 | 32 | 56 | 33 | 11 | 90810 | |
Южная Корея | 18972 | 72 | 24 | 74 | 11 | 13 | 108370 | |
Мексика | 3505 | 24 | 61 | 26 | 26 | 45 | 21879 | |
Нидерланды | 8698 | 50 | 36 | 58 | 29 | 13 | 40390 | |
Новая Зеландия | 761 | 34 | 51 | 30 | 34 | 36 | 8 768 | |
Норвегия | 2432 | 50 | 43 | 56 | 29 | 15 | 18295 | |
Польша | 2611 | 31 | 65 | 36 | 33 | 31 | 56241 | |
Португалия | 1284 | 21 | 70 | 23 | 39 | 28 | 15752 | |
Словакия | 425 | 56 | 41 | 67 | 9 | 24 | 9585 | |
США | 282293 | 68 | 27 | 74 | 14 | 7 | 1261227 | |
Турция | 2642 | 43 | 51 | 33 | 60 | 6 | 23083 | |
Финляндия | 4460 | 70 | 26 | 71 | 18 | 11 | 34847 | |
Франция | 34250 | 53 | 39 | 62 | 19 | 18 | 172070 | |
Чехия | 1945 | 53 | 44 | 60 | 16 | 24 | 14987 | |
Швейцария | 5608 | 69 | 23 | 74 | 23 | 1 | 25755 | |
Швеция | 7865 | 68 | 25 | 75 | 21 | 3 | 39921 | |
Япония | 98560 | 72 | 20 | 71 | 15 | 10 | 647572 | |
Итого в ЕС | 174695 | 56 | 35 | 64 | 21 | 14 | 969143 | |
Итого в странах-членах ОЭСР | 602899 | 64 | 29 | 70 | 17 | 10 | 3363301 | |
Страны, не являющиеся членами ОЭСР | ||||||||
Аргентина | 1926 | 26 | 74 | 23 | 35 | 40 | 25656 | |
Израиль | 5787 | 63 | 29 | 71 | 18 | 7 | - | |
Китай | 60612 | 65 | 33 | 63 | 11 | 25 | 750522 | |
Россия | 12605 | 34 | 57 | 70 | 5 | 24 | 505778 | |
Румыния | 554 | 48 | 43 | 62 | 11 | 27 | 19726 | |
Сингапур | 1993 | 54 | 38 | 63 | 24 | 13 | 16740 | |
Словения | 512 | 53 | 40 | 56 | 17 | 26 | 4336 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведенные данные подтверждают, что именно компании являются основным субъектом МЭО в области финансирования знаний и проведения научных исследований. Государство и университеты также активно участвуют в пополнении базы знаний. Используя накопленные в экономике знания (путем сотрудничества с университетами, выделения грантов на отдельные исследования, обращения в государственные органы за информацией о запатентованных технологиях, а также обращаясь к собственным разработкам), компании стремятся превратить знания и технологии в продукт, пользующийся спросом на рынке, то есть коммерциализовать их. Под влиянием глобализации мирового хозяйства ведущая роль в этом процессе отводится ТНК. Для оценки коммерциализованных знаний и технологий, то есть инноваций, используется целый ряд показателей, таких как
· количество коммерциализованных патентов;
· количество опубликованных научных исследований;
· доходы от экспорта технологий;
· доля в экспорте высокотехнологичной продукции.
Т а б л и ц а 3
Сравнение научной и технологической активности в ведущих странах
Категория | Показатель | США | Япония | Германия | Франция | Велико-британия |
Основы | Количество исследователей на 10000 жителей | 111,4 | 72,8 | 25,5 | 16,0 | 15,9 |
Расходы на НИОКР (млрд долл.) | 239 | 137 | 42 | 25 | 24 | |
Степень сотрудничества между компаниями и университетами | Расходы университетов на НИОКР, возмещаемые компаниями, % | 7,7% | 2,5% | 11,3% | 3,4% | 7,1% |
Результат | Количество коммерциали-зованных патентов (на 10000 патентов) | 220,6 | 79,2 | 60,5 | 25,9 | 40,0 |
Количество опубликованных научных исследований | 242216 | 74050 | 66420 | 48006 | 68391 | |
Достижения | Доходы от экспорта технологий (млрд долл.) | 38,03 | 10,23 | 2,84 | 2,32 | 6,23 |
Доля в экспорте высокотехноло-гичной продукции, % | 25,5% | 13,2% | 10,0% | 7,1% | 8,7% |
Источник: Доклад о развитии науки и технологий за 2002 г. / Министерство образования, науки, спорта и культуры Японии. Ограниченность охвата приведенных данных объясняется тем, что Министерство образования, науки, спорта и культуры Японии разработало данную систему показателей в рамках разработки национальной инновационной политики, с целью повышения ее эффективности по сравнению с инновационной политикой, проводимой ближайшими конкурентами - США и ЕС. Как было отмечено выше, компании являются основным источником новых знаний и инноваций. Однако инновационный процесс зависит от целого ряда факторов, находящихся вне сферы влияния отдельных компаний. Огромное воздействие на процесс коммерциализации технологий и появления нового товара или услуги оказывают социальные и экономические условия. В каждой стране они имеют свои особенности, поэтому инновационные системы, создаваемые в каждой отдельной стране, получили название национальных инновационных систем. В настоящее время, на фоне усиления международной конкуренции, усилия компаний и государств направляются не только на увеличение вложений в НИОКР и штата занятых исследованиями сотрудников, но и на исправление системных ошибок, которые снижают эффективность НИОКР, препятствуют обмену знаниями и технологиями и затрудняют функционирование инновационных систем. Для этого необходимо создать инновационную систему, наиболее эффективную для конкретной страны, а также заставить работать все части такого механизма. Одной из наиболее эффективных является инновационная система США, которая начала формироваться после первой мировой войны. Благодаря четко сформулированным задачам национального масштаба она служит образцом для многих стран. Этой системе присущи следующие характеристики:
· огромные, по сравнению с другими странами, расходы на НИОКР;
· государственное финансирование значительной части расходов на НИОКР;
· направленность государственной инновационной политики на защиту интеллектуальной собственности (стимулирование активного патентования);
· большая доля венчурного капитала в общем финансировании НИОКР;
· тесные взаимосвязи между компаниями и университетами.
Основными субъектами системы являются университеты (создают знания), государство (финансирует и создает знания), компании (финансируют, создают, коммерциализируют знания). Важным субъектом инноваций являются венчурные фонды - компании, которые предоставляют венчурный капитал, направляемый в виде инвестиций в капитал частных компаний (private equity). Поддержка развития венчурного капитала является важным элементом государственной инновационной политики. Проведенные в США исследования говорят о том, что 4% компаний, у которых наиболее высок темп роста, создают 70% всех новых рабочих мест. Малые и средние инновационные предприятия способствуют также росту инвестиций в экономике, обеспечивают высокие налоговые сборы и доходы от экспорта. Среди развитых стран несомненным лидером по объему рынка венчурного капитала являются США. Бурный рост этого рынка наблюдался в стране с конца 70-х годов XX века и до начала XXI века. Так, по данным крупнейшей аудиторской компании "большой четверки" - "Pricewaterhouse Coopers", в целом инвестиции венчурного капитала увеличились с 7,6 млрд долл. в 1995 г. до 41,3 млрд в 2001 г. Однако в 2002 г. произошло почти двукратное снижение венчурного финансирования - до 21,2 млрд долл., что соответствует уровню, достигнутому в 1998 г. Это вызвано общеизвестными причинами: экономическим спадом в большинстве развитых стран, а также ожиданием войны в Ираке. По мнению T. Лефтероф, старшего партнера отделения венчурного капитала указанной компании, в настоящее время рынок венчурного финансирования достиг дна, и при условии улучшения в 2007 г. фондовых индексов и показателей ликвидности венчурное финансирование возобновит плавный рост. Для России проблема расширения позиций на мировом рынке наукоемких технологий весьма актуальна. По оценкам Минпромнауки, 40% мирового рынка высоких технологий контролируют США, тогда как Россия - менее 0,5%. Между тем сопоставление кадрового потенциала дает иную картину: у нас работает 12% всех ученых и инженеров-разработчиков, а в Америке всего в два раза больше - 25%. Эти цифры удручают и озадачивают одновременно и, по мнению российского экономиста Д. Медовникова, означают, что "либо слухи о качестве нашего научно-технического потенциала сильно преувеличены, либо мы оказались совершенно неспособны распорядиться одним из самых ценных наших ресурсов". По видимому, справедливо и то и другое. Большинство инновационных идей устарело, а механизмы использования еще актуальных инновационных идей из накопленной базы знаний (научно-технического потенциала) отсутствуют. Эта проблема имеет давние корни.
Глава III. Конкурентоспособность России на мировых рынках.
3.1 Возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках.
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт, поэтому на современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров и услуг, и в целом экономики России выходит на первый план.
Для того чтобы правильно оценить ситуацию, ознакомимся с результатами европейского института менеджмента «IMD».
Ведущий в Европе институт менеджмента — Institute of
Management Development (IMD), — базирующийся в Лозанне (Швейцария), опубликовал результаты очередного глобального исследования конкурентоспособности 55 стран мира — The IMD World Competitiveness Yearbook 2008. Под конкурентоспособностью страны IMD понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook (WCY) — ежегодное аналитическое исследование, которое швейцарский институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. Каждое государство оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры, а также по ряду других факторов, отражающих ключевые экономические показатели. «Мы оцениваем не только рост ВВП, но и кое что еще. Например, качество жизни и состояние экологии», — поясняет профессор IMD и директор Центра изучения мировой конкурентоспособности (World Competitiveness Center) Стефан Гарелли (Stephane Garelli). Согласно результатам нового исследования, тройка лидеров с прошлого года не изменилась: первое место занимают США, далее идут Сингапур и Гонконг — на втором и третьем местах соответственно. В первой десятке самых конкурентоспособных стран: Швейцария (4-е место), Люксембург (5-е), Дания (6- е), Австралия (7-е), Канада (8-е), Швеция (9-е), Нидерланды (10-е). Замыкают список конкурентоспособности ведущих экономик мира: Южная Африка (53-е место), Украина, опустившаяся за год с 46-го сразу на 54-е место, и Венесула, сохранившая последнюю, 55-ю позицию. Для сравнения: Германия — на 16-м месте, Китай — на 17-м, Великобритания — на 21-м, Франция — на 25-м, Индия — на 29-м, Южная Корея — на 31-м, Бразилия — на 43-м, Италия — на 46-м. Соединенные Штаты остаются мировым лидером по конкурентоспособности вот уже 15 лет. «Двадцать лет назад, когда вышел первый рейтинг The IMD World Competitiveness Yearbook, на первом месте была Япония, США были на третьем, — напоминает Гарелли. — Между ними была Швейцария. Сейчас Япония на 22-й позиции, что на две строчки выше, чем годом ранее, а Швейцария опустилась на четвертую строчку». Но уже в следующем году лидер может поменяться, прогнозирует эксперт. К США вплотную подступают «азиатские тигры» — Сингапур и Гонконг. «Будут ли США все еще номер один через год — это большой вопрос», — говорит Гарелли, уточняя, что обзор основывался на данных 2007 года, которые пока не в полной мере отражают последствия американского финансового кризиса. Тем не менее крупнейшая экономика мира все еще сохраняет наиболее благоприятные условия для развития любых видов бизнеса.
Информация о работе Международная конкурентноспособность государств