Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:31, курсовая работа
Целью работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
• было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
• были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
• было рассмотрено положение России на мировом рынке, а также проблемы конкурентоспособности данной страны.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Понятие конкурентоспособности…………………………….4
1.1 Понятие международной конкурентоспособности……………….4
1.2 Структурные уровни определения конкурентоспособности…...5
1.3 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран...11
Глава II. Факторы, влияющие на конкурентоспособность страны.14
2.1 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности…………………………………………………14
2.2 Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность……………………………………………….20
Глава III. Конкурентоспособность России на мировых рынках….31
3.1 Возможности и угрозы российских субъектов на мировых
рынках…………………………………………………………………….31
3.2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов (на примере предприятия)…………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………..45
За последние несколько лет на глобальном рынке появились новые игроки, которые поменяли правила игры, а сила мировой экономики, еще недавно сконцентрированная в США, Европе и Японии, теперь рассредоточена: доступ к финансам, интеллектуальной элите и высоким технологиям сегодня можно получить практически отовсюду. Глобальные компании, которые вошли на развивающиеся рынки главным образом чтобы понизить затраты на производство, стали ключевыми игроками на национальных рынках. Но завтра им предстоит конкурировать наравне с местными компаниями и брендами, которые неуклонно набирают вес. Кроме того, по мнению авторов отчета, одним из главных достижений последнего времени стал стремительный рост среднего класса в Азии, России, Центральной Европе, Латинской Америке и районе Персидского залива: с 2000 года около 600 млн. человек достигли статуса среднего класса, и они тратят в среднем приблизительно $ 4 млрд. каждый год. Вместе с тем большинство развивающихся экономик, в том числе лидеров по экономическому росту, по-прежнему находятся в нижней части рейтинга. Так, Китай опустился с 15-го на 17-е место и теперь уступает Тайваню, поднявшемуся на 13-ю строчку с 18-й в 2007 году. Индия снизилась с 27-го места на 29-е. Из всех стран «большой четверки» (Китай, Индия, Бразилия и Россия) только Бразилия показала рост, поднявшись с 49-го места на 43-е. «Несмотря на то, что экономики Китая, Индии и России развиваются очень быстрыми темпами — Китай на 11%, Индия и Россия на 8%, — это не дает им серьезной прибавки к рейтингу, поскольку им все еще достается очень небольшая часть от пирога мировой экономики». В этом году Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности опустилась с 43-го на 47-е место. Вместе с тем она опережает Турцию (48-е место), Хорватию (49-е), Мексику (50-е), Индонезию (51-е), Аргентину (52-е), Украину (54-е) и ряд других стран. По критерию эффективности государственной политики Россия за последний год поднялась с 39-го на 30-е место в рейтинге. Среди наиболее сильных показателей России авторы отчета назвали уровень налоговых отчислений на социальные нужды (1-е место в мире), уровень золотовалютных и иных государственных резервов (3-е место), профицит бюджета (4-е). К отрицательным показателям эксперты IMD, в частности, относят состояние пенсионной системы (54-е место). В целом по критерию эффективности государственной политики Россия опережает Японию (39-е место) и Францию (45-е), но уступает США (18-е), Австрии (20-е), Великобритании (24-е) и Германии (26-е). Первая тройка лидеров по данному критерию: Сингапур, Гонконг и Швейцария. Причем за последний год эти страны не изменили свое положение в рейтинге. По оценкам макроэкономических показателей внутренней экономики Россия поднялась с 52-го на 49-е место. Так, по уровню прямых инвестиций в собственную экономику Россия находится на 10-м месте, по инвестициям в иностранную экономику — на 11-м, по росту ВВП на душу населения (в фиксированных ценах в пересчете на национальную валюту) — на 5-м, а по реальному росту ВВП — на 8-м. Зато по уровню диверсификации экономики страна находится на предпоследнем, 54-м месте, равно как и по уровню портфельных инвестиций. В целом по критерию макроэкономических показателей России в рейтинге уступают такие страны, как Украина (50-е место), Иордания (51-е), Индонезия (52-е), Турция (53-е), Венесуэла (54-е) и Южная Африка (55-е). Лидирующее положение по этому параметру занимают США, Китай и Сингапур. По критерию эффективности бизнеса позиции России в рейтинге также остались низкими — 49-е место (в прошлом году — 48-е). Эксперты поставили ее на предпоследнее место в мире по финансовой прозрачности бизнеса, а по социальной ответственности бизнеса — на последнее. В то же время Россия опережает такие страны, как Польша, Хорватия, Венесуэла, Аргентина и Мексика. Тройка лидеров по данному параметру: Гонконг, Сингапур и США. По рейтингу стран с точки зрения развитости инфраструктуры (соответствия основных технологических, научных и трудовых ресурсов потребностям бизнеса) Россия сейчас занимает 45-е место (снижение с 37-го места в прошлом году). В частности, по данным IMD, по уровню инвестиций в телекоммуникации и стоимости широкополосной связи Россия находится на последнем месте в мире. Однако по количеству эксплуатируемых компьютеров — уже на 9-м месте, а по уровню цен на электроэнергию для бизнеса и соотношению числа учителей к числу учеников в образовательной системе — на 5-м. В целом по критерию развитости инфраструктуры Россия опережает Украину, Аргентину, Филиппины, Индию. Лидирующие места по этому параметру уже не первый год занимают США, Швейцария и Сингапур. Проблема России — в высоких прибылях от продажи нефти и газа. Это усложняет диверсификацию экономики. Также есть проблемы с прозрачностью законодательства для бизнеса. Тем не менее эксперты IMD прогнозируют для России стабильный экономический рост. The IMD World Competitiveness Ye-arbook — ежегодник мировой конкурентоспособности, который в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес решений компаний. На сегодняшний день это одно из самых полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов. Методология исследований строится на анализе и ранжировании способности государств создавать и поддерживать условия, в которых предприятия могут эффективно конкурировать. При расчете рейтинга используются материалы международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, Всемирный банк и другие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Бизнес климат в охваченных исследованием странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов. Рейтингование IMD осуществляется на основе обратного соотношения: две трети - статистические данные и одна треть - экспертные оценки.
Отечественные эксперты не спешат соглашаться с IMD World Competitiveness «Результаты исследования выглядят странно. Локомотив мирового кризиса – США, уже несколько лет катящиеся к стагнации и даже рецессии, – на первом месте в рейтинге конкурентоспособности», – недоумевает старший эксперт инвестиционного холдинга «Финам» Дмитрий Баранов. Россию, убежден он, авторы рейтинга существенно недооценивают. По сути, Россия по темпам роста большинства отраслей опережает те же США. «Конечно, рейтинг строится по формальным критериям. Как результат, высокие цены на нефть привели к росту доходов от ее продажи, что позволило сделать преувеличенные выводы о дисбалансах российской экономики. Но в целом ситуация значительно лучше, чем это показывают цифры», – говорит Баранов. «Что касается снижения эффективности бизнеса, то, на мой взгляд, недостаточно учтен тот фактор, что Россия активно занимается расширением и инвестированием в новые виды и отрасли, – добавляет генеральный директор НКГ «2К Аудит –Деловые консультации» Тамара Касьянова. – Бизнесмены в последнее время не стремятся к извлечению части прибыли из компаний, а занимаются реинвестированием: направляют средства на приобретение новых предприятий за пределами страны, занимаются модернизацией и расширением действующего производства». Неудовлетворительное состояние инфраструктуры – действительно тема для критики. Но надо учитывать, что Россия – одна из самых больших стран по территории. К тому же у нас в последнее время настоящий строительный бум, в том числе и в инфраструктурных отраслях, напоминает эксперт. Однако, поскольку сооружение дорог, сетей, портов требует значительных вложений, сроки окупаемости по которым очень длительны, то резких изменений здесь не произойдет, признает Касьянова. Но даже если оценка не вполне справедлива, учесть советы зарубежных коллег стоит.
Кроме этого можно выделить ряд других преимуществ, которыми Россия обладает в настоящее время:
1. Наша страна располагает значительной частью ресурсного потенциала планеты. Это крупные, экономически привлекательные и сравнительно недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и другие полезные ископаемые. Валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в $30 трлн. (свыше $200 тыс. на одного жителя); прогнозный потенциал природных ресурсов оценивается в $140 трлн., что более чем вдвое, превышает суммарное национальное богатство Японии; в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% - газа, 12% - угля; 1 место по дешевизне электроэнергии для промышленных потребителей (62% от уровня Китая, 47% от США, 30% от Германии и 15% от Японии), что дает ей бесспорное преимущество. Однако из этого не вытекает автоматически конкурентоспособность нашей экономики, поскольку естественными условиями нужно уметь воспользоваться. В настоящее время существуют «уникальные» российские трудовые и интеллектуальные ресурсы, а ведь именно они дают существенную возможность создания конкурентоспособного продукта;
2. значительный экологический и геоэкономический потенциал территории. Страна обладает повышенной экологической "прочностью", что позволяет с меньшими издержками реализовать концепцию устойчивого развития и получить реальные экономические выгоды в общемировом масштабе (выбросы СО2 на единицу площади РФ в 2 раза уступают среднемировому значению и в 3,5 раза величине для промышленно развитых стран;
3. на Россию приходится почти четверть всех мировых площадей, занятых лесонасаждениями;
4. огромные размеры российской территории определяют ее значительный транзитный потенциал в области транспорта, связи и телекоммуникаций;
5. евразийский статус страны создает благоприятные возможности для участия в различных торгово-экономических, интеграционных и других региональных объединениях;
6. квалифицированная и недорогая рабочая сила. 3 место по уровню грамотности населения (99,5% всего взрослого населения против 87,5% в Малайзии, 84% в Бразилии и 82,9% в Китае);
7. высокий инновационно - технологический потенциал. II место по количеству научно-исследовательского персонала (в эквиваленте полного рабочего времени) и 7 место по этому показателю в расчете на душу населения (в 2,2 раза больше Ю. Кореи, в 2,8 раза - Венгрии, в 4,9 раза - Аргентины, в 9,2 раза - Китая, в 16,1 раза - Турции, в 19,8 раза - Малайзии);
8. 5 место по количеству выданных резидентам патентов (в 4,0 раза больше Великобритании, в 11,6 раза - Китая, 47,3 раза - Бразилии, 73,1 раза - Венгрии).
9. И в завершении всего приведенного выше анализа можно сделать вывод, что Россия обладает всеми условиями, чтобы занимать достойное место в группе лидеров по рейтингу конкурентоспособности, чтобы все российские субъекты (предприятия, отрасли, регионы) могли конкурировать и были конкурентоспособны как на национальном, так и на мировом рынке.
В разделе 3.2 рассмотрены основные пути повышения конкурентоспособности российских предприятий, как основного субъекта теории конкурентоспособности.
3.2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов (на примере предприятия).
С момента создания и в процессе функционирования каждая промышленная и коммерческая компания поставлена перед проблемой обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.
Статистические исследования показывают, что среди российских компаний международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций.
В борьбе на мировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь ценовые факторы. Нередко, чтобы закрепиться на зарубежном рынке, они прибегают к продаже товаров по демпинговым ценам. Однако в долгосрочной перспективе такая политика может иметь и обратный эффект, то есть привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот – к сужению доли на рынке или полному вытеснению с него. Поэтому недостаточно использовать лишь ценовой фактор в современной борьбе за мировые рынки. Необходимо активно реализовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, которые на деле доступны лишь крупным транснациональным компаниям.
Официально пока ни одна российская компания не сырьевых отраслей не входит в списки ТНК. Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они ведут производственную деятельность за рубежом) отнести к разряду транснациональных.
К транснациональным компаниям, относятся в основном компании топливно-энергетического комплекса такие как: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», и др.
В настоящее время, наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке – это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому, основываясь на научную литературу, следует выделить шесть основных факторов, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность.
1. Структурные факторы:
в производственной структуре необходимо проектировать предприятия на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем;
миссией организации должна быть оригинальная идея, эксклюзивная сфера деятельности, конкурентоспособный продукт или популярная товарная марка и пр.;
организационная структура должна строиться на основе дерева целей предприятия, с координацией всех работ менеджера по конкретному товару;
специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов, применяя методы моделирования;
выполнять комплекс работ по унификации и стандартизации выпускаемой продукции с целью их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т.д.;
в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга, принципы пропорциональности, непрерывности, точности, параллельности, ритмичности отдельных процессов и др.;
среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности;
при проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы;
при выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т.д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентных поставщиков.
2. Ресурсные факторы:
2.2. постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших;
2.1. следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё;
2.2. стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия, т.е. вести учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов предприятия;
2.3. стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства;
2.4. поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции – экономия ресурсов и повышение качества жизни.
3. Технические факторы:
3.1. проводить работу по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованные технологии;
3.2. увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст;
3.3. следить за качеством изготовления товаров, применяя современные методы контроля.
4. Управленческие факторы:
4.1. повышать статус высококвалифицированных менеджеров;
4.2. по результатам анализа законов предприятия, разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов;
Информация о работе Международная конкурентноспособность государств