Государство как субъект международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении международно-правового статуса государств как субъектов международного права. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность признаков государства;
- проанализировать различные формы государственного устройства;
- определить международную правосубъектность государства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…5
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...10
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

 

ГОСУДАРСТВО КАК  СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…5

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ  ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...10

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ……..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Субъекты международного права — это акторы, которые  в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Таковыми являются государства, международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объеме физические лица (индивиды).

Ряд западных юристов-международников  неоправданно расширяют круг субъектов  международного права. Например, английский профессор Дж. О'Брайен считает, что субъектами международного публичного права являются государства, индивиды, транснациональные корпорации, повстанцы и национально-освободительные движения, меньшинства, коренное население, подмандатные и несамоуправляющиеся территории, кондоминиумы. А. Кассесе (Великобритания) к числу субъектов международного права также относит повстанцев, ведущих борьбу против государства, в котором проживают. В результате они либо побеждают и создают свое государство, либо терпят поражение и исчезают.

Субъекты международного права могут быть постоянными  и временными. Постоянными субъектами являются государства. Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей. В XX в. был ликвидирован ряд государственно-подобных образований (например, Данциг, Западный Берлин), а также международных организаций (например, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора).

Для понятия «субъект международного права» характерны следующие основные признаки.

Во-первых, субъекты международного права — это лица, участники  международных отношений, которые  могут быть носителями субъективных юридическихправ и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся: а) известная внешняя обособленность; б) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единою лица); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; г) участвовать в принятии норм международного права.

Во-вторых, все субъекты международного права — это такие лица, которые  приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права. И все же наиболее классическим примером субъекта международного права выступает государство.

Таким образом основная цель исследования состоит в определении  международно-правового статуса  государств как субъектов международного права. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть сущность признаков  государства;

- проанализировать различные  формы государственного устройства;

- определить международную правосубъектность государства;

- раскрыть содержание  основных прав и обязанностей государств в системе международно-правового регулирования.

При написании работы применялись как общенаучные  методы (соотношение исторического  и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование), так  и специальные правовые методы исследования. Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов как Б.М. Клименко, Г.И. Курдюков, И.И. Лукашук, Д.Б. Левин,         Д.И. Фельдман.

Курсовая работа приобрела следующую структуру: введение, три главы основной части, заключение и список использованных источников.

 

 

ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

Под государством в международном  праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы) [21, с. 103].

Первая попытка кодификации  международно-правовых признаков государства  была дана в Межамериканской конвенции  о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями: 1) постоянным населением; 2) определенной территорией; 3) властью (правительством); 4) способностью вступать в отношения с другими государствами.

Государство должно соответствовать  следующим четырем признакам: а) наличие постоянного населения; б) определенная территория; в) власть (правительство); г) способность осуществлять связи с другими государствами [8, с. 116].

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства [32, с. 121].

Суверенитетом обладает любое  государство с момента его  возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится; законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов» [32, с. 122].

В отличие от других субъектов  международного права государство  обладает универсальной правосубъектностью. Правосубъектность других участников международных правоотношений проявляется  главным образом в их взаимоотношениях с государствами.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства [4].

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Они закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства [3].

Государства — участники  Заключительною акта СБСЕ рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника [15, с. 22].

Вся законодательная, исполнительная, административная и судебная власть государства распространяется как на собственных граждан и организаций, так и на иностранных граждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства. Территориальное верховенство не исключает, поскольку государство на это согласно, некоторых изъятий из действия его законодательства по отношению к определенной категории иностранных лиц на всей государственной территории или в определенных районах действия иностранного законодательства на его территории. Такое согласие может быть выражено во внутреннем законе или в международном договоре [23, с. 105].

Территориальное верховенство выражается также в  том, что в пределах своей территории государство может применять  все соответствующие закону средства властного принуждения к своим  гражданам и иностранцам, если международными договорами не установлено иное. И если действие законов одного государства может распространяться за пределы его территории, то применение средств властного принуждения ограничено, как правило, лишь собственной территорией. Никакое государство не вправе применять свои средства властного принуждения на территории иностранного государства [15,    с. 24].

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам I960 г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В соответствии с Декларацией  о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия  и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом [2].

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве  является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета [21, с. 118].

Государства выступают в  международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иною характера [2].

В частности, понятие суверенного  равенства включает следующие элементы: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами [29, с. 41].

Таким образом, признаки государства  как субъекта международного права  с течением времени не изменились. К ним по-прежнему относятся государственный  суверенитет, территория, население  и власть.

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству: унитарные и федеративные.

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает. Республика Беларусь также является унитарным государством. В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один законодательный орган, который может быть как однопалатным, так и двухпалатным. Унитарное государство имеет административно-территориальное деление [11, с.192].

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. К таким примерам относятся штаты Северной Америки, губернии Российской Федерации и т.д.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ  ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

Международная правосубъектность  государств в международном праве  является по своему происхождению и характеру первоначальной и основной. Всеобщность международной правосубъектности государств состоит в том, что она возникает из самой сущности государства. На это указывают все признаки, свойства, стороны государства, которые проявляются в международном праве.

Универсальная международная  правосубъектность государств в  системе международного права распространяется на все ее элементы, в том числе  на регулируемые международные отношения. Международная правосубъектность государств не ограничена ни во времени, ни в пространстве, ни в предмете правового регулирования. Сложившаяся норма в международном праве исходит из того, что любое суверенное государство с момента образования приобретает качество международной правосубъектности, независимо от воли других субъектов, уже существующих на международной арене [12, с. 120].

Информация о работе Государство как субъект международного права