Государство как субъект международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении международно-правового статуса государств как субъектов международного права. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность признаков государства;
- проанализировать различные формы государственного устройства;
- определить международную правосубъектность государства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…5
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...10
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

Международная правосубъектность  государств является начальным звеном регулирующего воздействия права на международные отношения и поведение субъектов. Каждое государство, в силу своего фактического суверенного существования и в силу действия норм международного права, обладает правами и обязанностями. Юридическая природа суверенитета состоит в том, что она предполагает права и обязанности государства по отношению к другим государствам. Эти права и обязанности не являются свидетельством ограничения суверенитета государства в отношениях с другими государствами. Согласиться с концепцией ограниченного суверенитета, значит признать тот факт, что лишь то государство является суверенным, которое не связано отношениями и не принимает на себя международных прав и обязательств. Права и обязанности, непосредственно вытекающие из норм международного права, составляют правовой статус и содержание правосубъектности государств. Правосубъектность определяет способность, быть носителем правового статуса в международных правоотношениях [13,      с. 171].

Юридические аспекты правового  статуса государств возникают при  определении объема правоспособности, круга прав и обязанностей, установленных в нормах международного права. Поэтому невозможно дать однозначный ответ на вопрос о фактическом положений государств с точки зрения, правового регулирования.

В системе международного права имеются нормы и институты, относящиеся к правовому положению  государств как субъектов международного права и определяющие его правовое положение. Ими являются основные права и обязанности, признание, правопреемство, участие в международных организациях и т. д. Правовой статус государства определяется в международном праве прежде всего его суверенной основой. Современное международное право закрепило равный правовой статус суверенных государств, независимо от их общественно-экономического строя. Это закрепление возникло благодаря утверждению принципов суверенного равенства государств, равноправия, уважения государственного суверенитета. Международная правосубъектность закрепляет правовой статус государств в международном праве и является предпосылкой его участия в международных правоотношениях [19, с. 39].

В международном праве  отмечается, что для объяснения международной правосубъектности необходимо исходить из общего учения о предпосылках и структуре правового отношения, что международная правосубъектность является необходимым конструктивным элементом для каждого вида правоотношений. В общей теории права указывается на то, что правосубъектность является одним из главных каналов реализации функций общерегулятивных правоотношений, вследствие чего закрепляется круг реально существующих субъектов права. Международное правоотношение существует как отношение между государствами, оно юридически закрепляет их взаимное поведение, связь прав и обязанностей. В международных правоотношениях определяется деятельность государств, конкретные формы реализации норм международного права, иначе говоря, правоотношение — это определенный правовой статус.

Выражаясь общетеоретическим  языком, в механизме правового регулирования «различаются два звена — правовые нормы, образующие нормативную основу механизма, и правовой статус — первичный «слой» правовых отношений, неотделимых от самих субъектов». Это дает государствам возможность быть в системе международного права дестинаторами норм, обладать объемом прав и обязанностей по отношению друг к другу и являться субъектами международных правоотношений. Исходя из нормативной основы механизма МП и переходного звена — общих (общерегулятивных) и конкретных правоотношений — можно выделить общий правовой статус государств, правовой статус группы государств и индивидуальный правовой статус государства. Но, несмотря на это, международное правовое регулирование  предусматривает юридическое равенство всех государств — субъектов международного права, не исключая одновременно в процессе реализации права особенностей содержания международной правосубъектности отдельных государств [12, с. 123].

Одной из тенденций современного международного права является то, что оно регулирует не только общие  условия правосубъектности государств, но все больше различает в нормах элементы и признаки, то есть элементы, относящиеся к правовому статусу  государств, являются предметом международного правового регулирования. В частности, кодифицированное международное право признало суверенную международную правосубъектность государства, равенство правового статуса государств. В понятие суверенного равенства государств был включен элемент, устанавливающий, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств» (Декларация о принципах международного права). Международная правосубъектность государств независима от их социального, экономического, политического строя, географического положения, территориальной и военной мощи. Тем самым, косвенно дается социальная, политическая и экономическая характеристика правового статуса государства [20, с. 62].

Международное право закрепило, что государства юридически равны  и пользуются правами, присущими  полному суверенитету. Нормы международного права запрещают и осуждают последствия  фактического неравенства, которое проявляется в формах вмешательства сильных государств во внутренние дела более слабых. В Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. (2131 (XX)) установлено, что «никакое государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого осуждаются не только вооруженное вмешательство, но также все другие формы вмешательства и угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных элементов» [19, с. 40].

Правовой статус государств не меняется в зависимости от количества принимаемых прав и обязанностей, качественную характеристику международной правосубъектности государств дает лишь суверенитет.

В международном праве  утверждаются нормы активной реализации прав и обязанностей в соответствии с принципом обязанности государств сотрудничать друг с другом. При этом возросли гарантии в области соблюдения прав и защиты правового статуса государств. Все это говорит о том, что международное право закрепило равные возможности для государств в области реализации правосубъектности. Государства выступают субъектом универсального международно-правового регулирования во взаимодействии со всеми субъектами международных отношений. Хотя и велика может быть роль индивидуальной активности, инициативы того или иного государства, эффективная реализация его международной правосубъектности будет зависеть от сотрудничества государств [12, с. 125].

Международно-правовому  регулированию подверглись такие элементы правового статуса государств, как правоспособность и дееспособность. В международном праве существует принцип единой праводееспособности государств. Но он, в зависимости от участия в конкретных международных правоотношениях, иногда распадается на правоспособность и дееспособность. Правоспособность означает возможность быть носителем прав и обязанностей, осуществлять их. В конкретных правоотношениях эти права и обязанности становятся субъективными правами и обязанностями государств. Положения Устава ООН о том, что государства могут и желают выполнять принятые международные обязательства, говорят об объеме правоспособности государств. Приобретенные права и обязанности имеют значение для индивидуального правового статуса государств. Если правовой статус определяет объем международной правоспособности государств, то по количеству принимаемых прав и обязанностей государства могут быть не тождественны в своей правоспособности. Таким образом, в международном праве устанавливается общая правоспособность государств, круг общих прав и обязанностей, а впоследствии государства сами определяют реальные пути реализации правоспособности [20, с. 71].

В структурном отношении  правоспособность распадается прежде всего на правотворческую и договорную. В международном праве в принципе не имеется норм, которые бы ограничивали договорную правоспособность государства. Об этом говорится в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров: «Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры», а также в ст. ст. 102 и 103 Устава ООН (кстати, толкование их не свидетельствует о том, что они ограничивают договорную правоспособность государств). Способность каждого государства заключать международные договоры и вместе с тем его право на участие в международных договорных отношениях являются принципом суверенного равенства государств (к сожалению, этот принцип не зафиксирован в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров). Любое государство может реализовать свою способность к заключению договоров исключительно своим участием в международных договорных отношениях [1].

Дееспособность государств по международному праву может быть ограничена лишь временно, например, в  связи с оккупацией, исключением  из членов международной организации, отказом от участия в подписании международного договора, разрывом дипломатических отношений и т. д. Это ограничение или, скорее всего, частичный отказ в дееспособности должен быть основан на применении правомерных способов, поскольку в силу вступают нормы принудительного характера. Например, Генеральная Ассамблея ООН по рекомендации Совета Безопасности имеет право приостанавливать осуществление прав и привилегий государства-члена ООН, а в случае явного нарушения Устава ООН государство может быть исключено из этой организации [4].

Но соотношение равенства  правоспособности и дееспособности регулируется независимо от этих правил-исключений. Полная правоспособность государства всегда понимается как его право действовать в пределах, допускаемых международным правом». Иногда разъединение правоспособности и дееспособности проводится с целью деления государств на суверенные и несуверенные. Как уже говорилось, в международных отношениях выступают различные категории государств. Что касается международного права, то оно признает и закрепляет суверенную правосубъектность государств, в этом смысле все государства равны, они имеют лишь неодинаковый объем принимаемых прав и обязанностей. Суверенные государства обладают в системе международного  права высшей суверенной властью, и их правоспособность в принципе абсолютна [12, с. 128].

Таким образом, в системе  международного права закрепляется правовой статус государств, система его прав и обязанностей, такие элементы правового статуса, как правоспособность, дееспособность, привилегии и иммунитеты, гарантии и международно-правовая защита статуса государств.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Воздействуя на поведение  государств, международное право устанавливает основные права и обязанности. Они сложились в международном праве исторически, на основе межгосударственных отношений. Так как государства являются первичными, основными субъектами международного права, то они приобрели и основные права и обязанности. Государства стали обладателями прав и обязанностей не в силу существования какой-то надгосударствениой власти, они получили их в процессе формирования собственной государственной воли. Поэтому права и обязанности являются по своей сущности согласованной волей государств в процессе признания общеобязательных правил поведения.  Во всех международно-правовых актах основные права и обязанности исходят от государств, их взаимных отношений. Права и обязанности, определяющие вид и меру должного и возможного поведения государств, выбираются и закрепляются государствами не произвольно, не по собственному усмотрению, а на основе объективных закономерностей межгосударственных отношений [18, с. 16].

Таким образом, основные права  и обязанности государств отражают закономерности межгосударственных отношений, закрепляются в ведущих международно-правовых актах и показывают первоначальное положение государств в международном праве.

Государства имеют права  и обязанности в пределах системы международного права. В этой системе права государства называются законными, а содержание юридической обязанности состоит в необходимости уважения прав государств. В системе международного права основные права и обязанности не являются только межгосударственным институтом, они имеются у всех субъектов международного права. В системе международного права существуют общесубъектные основные права и обязанности, к которым относятся: 1) право вступать в равноправные отношения с другими субъектами международного права, право участвовать в формировании норм, право иметь международно-правовые гарантии и защищать свой международно-правовой статус; 2) обязанность добросовестно исполнять международно-правовые принципы, обязанность уважать правовой статус других субъектов международного права, обязанность сотрудничать со всеми субъектами международного права с целью поддержания международного мира и безопасности  [12, с. 130].

Основные права и обязанности  являются главным элементом правового  статуса государств. Первоначальное правовое положение государств урегулировано в международных отношениях, поскольку основные права и обязанности закрепляются в нормах международного права и составляют общий правовой статус государства. В правовом статусе устанавливается равноправие основных прав и обязанностей государств, их содержание и объем. В процессе форм реализации основных прав и обязанностей государства наделяются в международных правоотношениях субъективными правами и юридическими обязанностями. В этом положении государства приобретают индивидуальный правовой статус.

Основные права и обязанности  государств исторически обусловлены, они принадлежат государству с момента его возникновения и являются объективными по своему внутреннему содержанию, то есть они существуют независимо от действия государств во времени и пространстве. Основные права и обязанности приобретаются собственными действиями государств, вновь возникшие государства воспринимают объективную систему основных прав и обязанностей путем явно выраженного или молчаливого волеизъявления и участия в правовых отношениях системы международного права [15, с. 56].

Основные права и обязанности  нужно исследовать с позиции  всей системы прав и обязанностей, существующей в международном праве. Д. Б. Левин выделяет в зависимости от характера норм три категории прав и обязанностей субъектов международного права. К первой категории он относит основные права и обязанности государств, вытекающие из основных принципов международного права; ко второй — права ч обязанности государств, вытекающие из норм международного права, носящие общий характер, но которые могут быть изменены отдельными государствами путем взаимных соглашений; к третьей — права и обязанности государств, принадлежащие только отдельным государствам и содержащиеся в конкретных соглашениях между государствами. В этой классификации прав и обязанностей Д. Б. Левин применяет разные основания: принципы международного права, характер действий государств и конкретные виды отношений между ними [16, с. 103].

Информация о работе Государство как субъект международного права