Государство как субъект международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении международно-правового статуса государств как субъектов международного права. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность признаков государства;
- проанализировать различные формы государственного устройства;
- определить международную правосубъектность государства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…5
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...10
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

Большинство юристов единогласно  признают тот факт, что основные права и обязанности государств происходят из основных принципов международного права. Основные права и обязанности  или содержатся в принципах международного права, или совпадают с ними, или государства подтверждают их в международных договорах на основе принципов международного права.

Принципы международного права занимают высший уровень в  системе правового регулирования  международных отношений и составляют основу всего международного правопорядка. Они регулируют широкую сферу международных отношений, в них выражены глобальные интересы государств. Более того, под принципы подпадают все субъекты международных .отношений. Принципы международного права имеют силу jus co-gens, и ни одно государство не вправе изменить их или трансформировать по своему усмотрению, в иное правило поведения. В принципах заложены такие правила, от которых ни одно государство не вправе отступить и которые служат эталоном правомерного поведения участников международного общения. Особое положение принципы занимают благодаря их содержательным качествам [11,  с. 117].

Являясь нормами универсального свойства, принципы международного права закреплены в международных договорах и иных источниках. Особую значимость представляет кодификация принципов международного права в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [2].

Имея самостоятельное регулятивное значение, пронизывая всю универсальную систему международного права, принципы международного права содержат конкретные правила поведения, то есть права и обязанности. В одном принципе может содержаться несколько основных прав и обязанностей или в него могут входить лишь одни основные права или обязанности. Принципы международного права могут служить общим началом, руководящей идеей для последующего принятия и утверждения основных прав и обязанностей. Следовательно, принципы международного права, как универсальные, высшие, императивные нормы, предопределяют возникновение более конкретных правил поведения, и эти правила поведения оказывают эффективное влияние на международные отношения. В практике государств принципы индивидуализируются и конкретизируются в форме взаимных обязательств [12, с. 133].

Если принципы международного права имеют общие начала, то основные права и обязанности представляют собой конкретное выражение всеобщности требования государств. Например, принцип запрещения силы или угрозы силой предполагает основную обязанность — территориальную неприкосновенность государства и основное право — территориальное верховенство государства.

Основные права и обязанности  образуют собственную систему, самостоятельный институт международного права. Структурными элементами института являются основные права, основные обязанности. Следовательно, права и обязанности неодинаковы, принадлежат государствам и, в свою очередь, распадаются на подсистемы прав и обязанностей. Особое качество придает данной системе принцип единства, который предполагает, что а) праву одного государства соответствует обязанность другого; б) государства имеют одновременно и права, и обязанности; в) в силу суверенного равенства государств, как принципа международного права, эти права и обязанности для всех государств равны [21, с. 249].

Основные права и обязанности  создают устойчивый международный  правопорядок. Трудно представить международное право без основных прав и обязанностей государств в условиях существования противоположных систем. Основные права и обязанности одинаковы для всех государств и отвечают их взаимным интересам. Регулируя отношения между государствами, система основных прав и обязанностей является своего рода принципом действия государств в связи с реализацией ими субъективных прав и юридических обязанностей.

К основным правам государства  можно отнести права на индивидуальную и коллективную самооборону, на защиту своей суверенной правосубъектности, на нейтралитет, на применение международно-правовой ответственности. Исходя из единства прав и обязанностей, можно рассмотреть их соотношение в аспекте следующего соответствия: 1) праву на суверенитет и независимость соответствует обязанность государств не вмешиваться во внутренние дела других государств, 2) обязанности поддержания мира, отказа от агрессивной войны соответствует право коллективной защиты со стороны ООН от агрессии и право на самооборону против агрессивной войны, 3) праву на заключение договоров соответствует обязанность добросовестного исполнения заключенных договоров, 4) обязанности уважения прав человека и основных свобод без различия пола, расы, национальности, языка и религии соответствует право на оказание бескорыстной помощи слаборазвитым странам, нациям и народам в их экономическом, социальном и культурном развитии [12, с. 135].

Как подсистему можно выделить такие обязанности: обязанность  воздерживаться в международных  отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости любого государства в качестве средства урегулирования международных вопросов;

обязанность не вмешиваться  во внутренние дела, входящие в компетенцию  любого государства;

обязанность государств сотрудничать друг с другом;

обязанность добросовестно  выполнять международные обязательства;

обязанность уважать право  народов на равноправие и самоопределение [18, с. 165].

На современном этапе  развития международного права существенное значение имеет кодификация основных прав и обязанностей  государств.  Институт  основных прав и обязанностей сложился под влиянием принципов международного права, закрепления основных прав и обязанностей в Уставе ООН, Декларации о принципах, международного права, Заключительном акте, в многосторонних, двусторонних и региональных соглашениях. Дальнейшее развитие международного права, подписание важнейших международных договоров, исключающих войну, применение ядерного оружия, а также заключение основ соглашений между великими державами и другими государствами свидетельствует о том, что кодификация основных прав и обязанностей государств должна быть продолжена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, долгое время государства были единственными субъектами международно-правовых отношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом отношения между государствами, что предопределяет их положение как основных субъектов международного права.

Государство характеризуется  объективно присущим ему особым   политико-юридическим   свойством  — суверенитетом,   т.   е. верховенством государства на его  территории и независимостью в международных  отношениях. Свойство суверенности, присущее только государствам, определяет и  характерные их особенности как  субъектов международного права.

Современное международное  право исходит из суверенности каждого  государства и служит делу утверждения  и охраны суверенитета в международных отношениях, устанавливая, в частности, обязанность любого государства строго уважать суверенитет всех других государств, их суверенное равенство в международном общении.

Международная правоспособность государства не зависит от волеизъявления других участников международно-правовых отношений. Один только факт образования государства порождает его международную правосубъектность. Государство является субъектом международного права на протяжении всего периода своего существования. Она прекращается лишь с прекращением данного государства в связи, например, с его вхождением в состав другого государства или разъединением на два или несколько независимых государств.

В отличие от других субъектов  международного права государство обладает универсальной правоспособностью, не ограниченной ни в отношении предмета международного-правового регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.

Государства являются основными  субъектами современного международного права не только потому, что оно  регулирует прежде всего и главным  образом международные взаимоотношения государств, но и потому, что правосубъектность других участников международно-правовых отношений также проявляется главным образом в их взаимоотношениях с государствами. Именно эти взаимоотношения и регулируются в основном соответствующими международно-правовыми нормами.

В качестве субъектов международного права выступают государства, различные по своему устройству — унитарные и сложные (союзные).

Унитарное государство участвует  в международных отношениях как  единое государство, и вопроса о  международной правосубъектности  его  составных  частей (административно-территориальных подразделений) не возникает.

Сложными (союзными) государствами  в настоящее время являются федерации. Составляющие федерацию члены — республики, штаты, земли или единицы, носящие иное наименование,— сохраняют определенную внутригосударственную автономию. Однако только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права.

Каждое государство имеет  право на независимость и поэтому  на свободное осуществление, без диктата со стороны какого-либо другого государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления.

Каждое государство имеет  право осуществлять юрисдикцию над  своей территорией и над всеми  лицами и вещами, находящимися в  ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов.

Любое государство обязано  воздержаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства и предупреждать на своей территории организованную деятельность, направленную на разжигание такой междоусобицы.

Государство обязано относиться ко всем находящимся под его юрисдикцией лицам с уважением к правам человека и основным свободам, без различия в отношении расы, пола, языка или религии.

Каждое государство обязано  воздерживаться от использования войны в качестве орудия национальной политики и воздерживаться от угрозы силой или применения ее против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с международным правом и правопорядком.

Государство должно добросовестно  выполнять свои обязательства, возникающие  из договоров и других источников международного права и не может  ссылаться на положения своей  конституции или своих законов как на оправдание невыполнения им этой обязанности.

Любое государство обязано  поддерживать отношения с другими  государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен супрематии (верховенству) международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Венская конвенция о праве международных договоров, от 23 мая 1969 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Том 1. Разделы I-XIII / Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. –          С. 343-371.
  2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24.10.1970 г. // Действующее международное право: В 3 т. – Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права,  1996. – Раздел. III. – С. 73–92.
  3. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1970 г. // Права человека: Сборник международно-правовых документов / Сост. В.В. Щербов. – Минск Белфранс, 1999. – С. 661-674.
  4. Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 г. // Действующее международное право: В 3 т. – Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права,  1996. – Раздел. III. – С. 24–40.
  5. Бошно, С.В. Правоведение: Учебное пособие для студ. неюридических вузов / С.В. Бошно. – М.: Право и закон, 2002. – 414 с.
  6. Бровка, Ю. Международная правосубъектность Республики Беларусь в условиях интеграции / Ю. Бровка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 1999. – №1. – С. 3-6.
  7. Васильева, Л.А. Международное публичное право: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по юридическим специальностям / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 574 с.
  8. Клименко, Б.М. Государственная территория:  Вопросы теории и практики международного права / Б.М. Клименко. – М.: Международные отношения, 1974. – 168 с.
  9. Клименко, Б.М. Суверенитет правового государства / Б.М. Клименко // Московский журнал международного права. – 2000. - №3. – С. 15-22.
  10. Коннова, Е. Преждевременное признание нового государства: некоторые теоретические аспекты / Е. Коннова // Журнал международного права и международных отношений. – 2007. – №4. – C.15-20.
  11. Князев, М.А. Государство как субъект компенсации экогенного вреда: практика Европейского Суда по правам человека / М.А. Князев // Государство и право. – 2008. – № 11. – С. 116-119.
  12. Курдюков, Г.И. Государства в системе международно-правового регулирования / Г.И. Курдюков. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979. – 174 с. 
  13. Курс международного права. В 7 т. Том 1. Понятие, предмет и система международного права / Отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин. – М.: Наука, 1989. – 359 с.
  14. Лагуткин, А.В. Государственные границы в недрах / А.В. Лагуткин // Государство и право. – 2010. – № 6. – С. 105-109.
  15. Лукашук, И.И. Глобализация, государство, право, ХХI век / И.И. ЛУкашук. – М.: СПАРК, 2000. – 262 с.
  16. Левин, Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права / Д.Б. Левин. – М.: Международные отношения, 1974. – 268 с.
  17. Международное публичное право: учебник для студ. вузов по спец. «Юриспруденция» / авт.: Л.П.Ануфриева [и др.]. – М.: Проспект, 2009. –   997 с.
  18. Моджорян,  Л.А. Основные права и обязанности государств / Л.А. Моджорян. – М.: Юридическая литература, 1965. – 256 с.
  19. Полякова, Т.М. Правосубъктность государства как фактор обеспечения национальной безопасности / Т.М. Полякова // История государства и права. – 2009. – № 19. – C. 39-42.
  20. Фельдман, Д.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности / Д.И. Фельдман, Г.И. Курдюков. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1974. – 191 с.
  21. Шабуневич, С.Н. Юридическая ответственность государства как субъекта правовых отношений / С.Н. Шабуневич // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск, 2008. – Вып. 10, ч. 2. – C. 248-257.
  22. Янюк, Е.Э. Государственный суверенитет и международное право / Е.Э. Янюк // Вестник Московского университета. – 2004. – №4. – C. 119-132.

Информация о работе Государство как субъект международного права