Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении международно-правового статуса государств как субъектов международного права. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность признаков государства;
- проанализировать различные формы государственного устройства;
- определить международную правосубъектность государства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…5
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………...10
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….25
Большинство юристов единогласно признают тот факт, что основные права и обязанности государств происходят из основных принципов международного права. Основные права и обязанности или содержатся в принципах международного права, или совпадают с ними, или государства подтверждают их в международных договорах на основе принципов международного права.
Принципы международного
права занимают высший уровень в
системе правового
Являясь нормами универсального свойства, принципы международного права закреплены в международных договорах и иных источниках. Особую значимость представляет кодификация принципов международного права в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [2].
Имея самостоятельное регулятивное значение, пронизывая всю универсальную систему международного права, принципы международного права содержат конкретные правила поведения, то есть права и обязанности. В одном принципе может содержаться несколько основных прав и обязанностей или в него могут входить лишь одни основные права или обязанности. Принципы международного права могут служить общим началом, руководящей идеей для последующего принятия и утверждения основных прав и обязанностей. Следовательно, принципы международного права, как универсальные, высшие, императивные нормы, предопределяют возникновение более конкретных правил поведения, и эти правила поведения оказывают эффективное влияние на международные отношения. В практике государств принципы индивидуализируются и конкретизируются в форме взаимных обязательств [12, с. 133].
Если принципы международного права имеют общие начала, то основные права и обязанности представляют собой конкретное выражение всеобщности требования государств. Например, принцип запрещения силы или угрозы силой предполагает основную обязанность — территориальную неприкосновенность государства и основное право — территориальное верховенство государства.
Основные права и обязанности образуют собственную систему, самостоятельный институт международного права. Структурными элементами института являются основные права, основные обязанности. Следовательно, права и обязанности неодинаковы, принадлежат государствам и, в свою очередь, распадаются на подсистемы прав и обязанностей. Особое качество придает данной системе принцип единства, который предполагает, что а) праву одного государства соответствует обязанность другого; б) государства имеют одновременно и права, и обязанности; в) в силу суверенного равенства государств, как принципа международного права, эти права и обязанности для всех государств равны [21, с. 249].
Основные права и обязанности создают устойчивый международный правопорядок. Трудно представить международное право без основных прав и обязанностей государств в условиях существования противоположных систем. Основные права и обязанности одинаковы для всех государств и отвечают их взаимным интересам. Регулируя отношения между государствами, система основных прав и обязанностей является своего рода принципом действия государств в связи с реализацией ими субъективных прав и юридических обязанностей.
К основным правам государства можно отнести права на индивидуальную и коллективную самооборону, на защиту своей суверенной правосубъектности, на нейтралитет, на применение международно-правовой ответственности. Исходя из единства прав и обязанностей, можно рассмотреть их соотношение в аспекте следующего соответствия: 1) праву на суверенитет и независимость соответствует обязанность государств не вмешиваться во внутренние дела других государств, 2) обязанности поддержания мира, отказа от агрессивной войны соответствует право коллективной защиты со стороны ООН от агрессии и право на самооборону против агрессивной войны, 3) праву на заключение договоров соответствует обязанность добросовестного исполнения заключенных договоров, 4) обязанности уважения прав человека и основных свобод без различия пола, расы, национальности, языка и религии соответствует право на оказание бескорыстной помощи слаборазвитым странам, нациям и народам в их экономическом, социальном и культурном развитии [12, с. 135].
Как подсистему можно выделить такие обязанности: обязанность воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости любого государства в качестве средства урегулирования международных вопросов;
обязанность не вмешиваться во внутренние дела, входящие в компетенцию любого государства;
обязанность государств сотрудничать друг с другом;
обязанность добросовестно выполнять международные обязательства;
обязанность уважать право народов на равноправие и самоопределение [18, с. 165].
На современном этапе развития международного права существенное значение имеет кодификация основных прав и обязанностей государств. Институт основных прав и обязанностей сложился под влиянием принципов международного права, закрепления основных прав и обязанностей в Уставе ООН, Декларации о принципах, международного права, Заключительном акте, в многосторонних, двусторонних и региональных соглашениях. Дальнейшее развитие международного права, подписание важнейших международных договоров, исключающих войну, применение ядерного оружия, а также заключение основ соглашений между великими державами и другими государствами свидетельствует о том, что кодификация основных прав и обязанностей государств должна быть продолжена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, долгое время государства были единственными субъектами международно-правовых отношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом отношения между государствами, что предопределяет их положение как основных субъектов международного права.
Государство характеризуется объективно присущим ему особым политико-юридическим свойством — суверенитетом, т. е. верховенством государства на его территории и независимостью в международных отношениях. Свойство суверенности, присущее только государствам, определяет и характерные их особенности как субъектов международного права.
Современное международное право исходит из суверенности каждого государства и служит делу утверждения и охраны суверенитета в международных отношениях, устанавливая, в частности, обязанность любого государства строго уважать суверенитет всех других государств, их суверенное равенство в международном общении.
Международная правоспособность государства не зависит от волеизъявления других участников международно-правовых отношений. Один только факт образования государства порождает его международную правосубъектность. Государство является субъектом международного права на протяжении всего периода своего существования. Она прекращается лишь с прекращением данного государства в связи, например, с его вхождением в состав другого государства или разъединением на два или несколько независимых государств.
В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правоспособностью, не ограниченной ни в отношении предмета международного-правового регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.
Государства являются основными
субъектами современного международного
права не только потому, что оно
регулирует прежде всего и главным
образом международные
В качестве субъектов международного права выступают государства, различные по своему устройству — унитарные и сложные (союзные).
Унитарное государство участвует
в международных отношениях как
единое государство, и вопроса о
международной
Сложными (союзными) государствами в настоящее время являются федерации. Составляющие федерацию члены — республики, штаты, земли или единицы, носящие иное наименование,— сохраняют определенную внутригосударственную автономию. Однако только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права.
Каждое государство имеет право на независимость и поэтому на свободное осуществление, без диктата со стороны какого-либо другого государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления.
Каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов.
Любое государство обязано воздержаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства и предупреждать на своей территории организованную деятельность, направленную на разжигание такой междоусобицы.
Государство обязано относиться
ко всем находящимся под его
Каждое государство обязано воздерживаться от использования войны в качестве орудия национальной политики и воздерживаться от угрозы силой или применения ее против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с международным правом и правопорядком.
Государство должно добросовестно выполнять свои обязательства, возникающие из договоров и других источников международного права и не может ссылаться на положения своей конституции или своих законов как на оправдание невыполнения им этой обязанности.
Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен супрематии (верховенству) международного права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Государство как субъект международного права