Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.

Оглавление

1. Возникновение правового государства………………………………………………..4
2. Сущность концепций правового государства………………………………………...5
2.1.Концепции правового государства в древности………………………………..……5
2.2. Концепции правового государства в эпоху феодализма……………………………6
2.3.Концепции правового государства в период ранних буржуазных революций……6
2.4.Концепции правового государства дореволюционной России……………………..8
Список литературы………………………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

правоведение.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

                                                          

                                                           ПЛАН 

  1. Возникновение правового государства………………………………………………..4
  2. Сущность концепций правового государства………………………………………...5

    2.1.Концепции правового государства в древности………………………………..……5

     2.2. Концепции правового государства в эпоху феодализма……………………………6

      2.3.Концепции правового государства в период ранних буржуазных революций……6

      2.4.Концепции правового государства дореволюционной России……………………..8

    Список литературы………………………………………………………………………..10 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Возникновение правового государства. 

Правовое  государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.

Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,

Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и

государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних, прогрессивных учений о правовом государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел.

Центральное место  в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные  идеи правовой государственности изложили прогрессивные

мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли

на основе опыта  существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой

государственности значительный вклад внесли прогрессивные  мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов  идеи правового государства тоже

нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г.

Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.  

2. Концепции правового государства

2.1.Концепции правового государства в древности. 

Прежде всего  необходимо заметить, что различные  теоретические концепции,

выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались очень

и очень давно.

Уже в древности  начинаются поиски принципов, форм и  конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей. Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия , олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще.

Целый ряд положений, значимых для последующих представлений  о правовом

государстве, был  разработан уже античными авторами. В их числе положения о

власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); в различии правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву (некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле

справедливости  и регулирующей нормы политического  общения (Аристотель); о

государстве (республике), как «деле народа», как правовом общении и «общем правопорядке» (Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права (римские юристы). 
 
 
 

2.2. Концепции правового государства в эпоху феодализма. 

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают

проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и в публично-политических отношениях.

В период начавшегося  разложения феодализма идеи правовой государственности

с позиции историзма  изложили прогрессивные мыслители того времени Н.

Макиавелли и  Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. 

2.3. Концепции правового государства в период ранних буржуазных революций. 

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких право - установлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с

согласия всех. Источником любой формы государства  по учению Гроция является

общественный  договор, поэтому при создании государства  народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.

Т. Гоббс был  защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

В трактовке  Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному». Идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму.

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Идеи Локка  и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие

теоретические представления о правовой государственности, но и на раннее буржуазное конституционное законодательство и государственную практику.

С философским  обоснованием теории правового государства выступил И. Кант.

Центральное место  в ней занимает человек, личность. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной

свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности.

Правовую организацию Кант, так же как и Ш. Монтескье, связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно- правового строительства цивилизованного общества.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право,

так как оно  включает в себя признание «всех остальных прав личности, семьи

и общества»  Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. «Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на

правовой основе, представляющей царство реальной жизни.

В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех не правовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс и Энгельс  поддержали и на материалистической основе развили дальше

идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов.

Информация о работе Правовое государство