Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:21, реферат
Правовое государство.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.
Содержание.
1. Введение.
2. Правовое государство.
3. Признаки правового государства.
4. Гражданское общество.
5. Признаки гражданского общества.
6. Практика становления правового государства в России.
Введение.
Содержание.
1. Введение.
2. Правовое государство.
3.
Признаки правового
4. Гражданское общество.
5.
Признаки гражданского
6.
Практика становления
Введение.
Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.
В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.
Но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство и гражданское общество характеризуются по-разному.
В одних
источниках говориться о том, что
правовое государство не может возникнуть
и функционировать без
В другой
литературе мне пришлось столкнуться
с тем, что существует некая грань
между правовым государством и гражданским
обществом. Понятие “гражданское общество”
используется в сопоставлении с
понятием “государство”.
Правовое государство.
Правовое
государство - это такая форма
организации и деятельности государственной
власти, при которой государство
и граждане связаны взаимной ответственностью
при безусловном главенстве Конституции,
демократических законов и
Представления
о государстве как организации,
осуществляющей свою деятельность на
основе закона, начали формироваться
уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового
государства связывались поиски
более совершенных и
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и ( какой-либо ) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве.
Рост
производительных сил, изменение социальных
и политических отношений в обществе
в эпоху перехода от феодализма к
капитализму порождают новые
подходы к государству и
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснил принципы политики, осмыслил движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные ученые Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо
отметить, что среди русских философов
идеи правового государства тоже
нашли свое отражение. Они излагались
в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского,
Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает
следующие пути формирования и основные
параметры правового
В послеоктябрьский
период в нашей стране в силу объективных
и субъективных факторов идеи правового
государства вначале были поглощены
требованиями революционного правосознания,
а затем полностью исключены
из реальной жизни. Правовой нигилизм
при сосредоточении власти в руках
партийно-государственного аппарата,
отрыв этой власти от народа привели
к полному отрицанию в теории
и на практике правовой организации
общественной жизни на началах справедливости
и в конечном счете, к установлению
тоталитарной государственности.
Советская
государственность в период тоталитаризма
не воспринимала идею правового государства,
считая ее буржуазной, диаметрально противоположной
классовым концепциям государства.
Признаки правового государства.
1. Принцип приоритета права.
Приоритет
права означает: а) рассмотрение всех
вопросов общественной и государственной
жизни с позиций права, закона;
б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых
ценностей (разумность, справедливость)
и формально-регулятивных ценностей
права (нормативность, равенство всех
перед законом) с организационно-
2. Принцип
правовой защищенности
Названный
принцип лежит в основе всех взаимосвязей
гражданина как с государством и
его органами, так и с другими
общественными образованиями, другими
гражданами в рамках правовых отношений
по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип
правовой защищенности в содержательном
плане имеет специфические
1) Нормальные
правовые отношения
2) Поскольку
презюмируется, что правовое
3) Устойчивый,
стабильный правовой статус
Принцип единства права и закона.
В правовом
государстве любой нормативно-
4. Принцип
правового разграничения
Власть
в государстве может
Традиционная
концепция разделения властей на
законодательную, исполнительную и
судебную применительно к современным
государствам должна пониматься не как
дележ власти, а как создание системы
сдержек и противовесов, способствующих
беспрепятственному осуществлению
всеми ветвями власти своих функций.
Законодательная власть (верховная),
избранная всенародно, отражает суверенитет
государства. Исполнительная власть (производная
от законодательной), назначаемая представительным
органом власти, занимается реализацией
законов и оперативно-