Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из двух теоретических глав. В первой главе раскрыто понятие права, во второй приведено описание правового государство

Оглавление

Введение 2
1. Теория правового государства 5
1.1. Развитие идей правового государства … 5
1.2. Основные характеристики правового государства 8
2. Формирование правового государства 18
2.1. Признаки правового государства 18
2.2. Проблемы и перспективы формирования правового
государства в РФ 24
Заключение 30
Библиография 33
Глоссарий 35
Приложе-ние………………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

правовое гос-во итог.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

    оглавление 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

    В гражданском обществе господствует или закон, или насилие. 
Но насилие иногда принимает обличье закона,

    и иной закон больше говорит о насилии,

    чем о правовом равенстве.

    Ф. Бэкон  

    Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества).

    Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

      Правовое  государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

      а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

      б) верховенство правового закона;

      в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

      Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства. В  его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес.

      По  существу, создание любой общетеоретической  концепции изучения правового государства  не может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

      Существуя в рамках огромного исторического  времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации. В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели правового государства.

       Вышеизложенное  определяет актуальность рассматриваемой  темы в данной курсовой работе.

       Целью курсовой работы является изучение теоретических  основ правового государства, определение его понятия и основных признаков.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить историю развития идей правового государства;
  • рассмотреть основные характеристики правового государства;
  • раскрыть признаки правового государства;
  • выявить проблемы и перспективы формирования правового государства в РФ.

    При работе над дипломным проектом была использована различная литература, такая как:

    1. нормативные документы: Конституция  Российской Федерации, Научно-практический комментарий к ней, Сборник законопроектов РФ, Уголовный кодекс и др.

    2. научная литература различных авторов, например: Абдулаева М.И. Теория государства и права. Учебник Издание второе, дополненное; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов; Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собрание сочинений, том 4 и др.

    3. журналы: Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве. №5 за 1992 год; Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений. №11 за 1995 год и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теория правового  государства

1.1. Развитие идей правового государства

 

    Конституции ряда современных государств закрепили  их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

    К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля — «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка.

    Античные  идеи послужили основой для дальнейшего  развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.

    На  втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Греции, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

    Классическим  выразителем идей правового государства  в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека»1.

    Основоположником  теории разделения властей принято  считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

    Учения  Д. Локка и Ш. Монтескье оказали  серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.2

    Третий  этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831).

    И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник — категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.

    Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную  теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом3.

    Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.

    Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль.

    Следует отметить, что концепция правового  государства развивалась и в  трудах русских дореволюционных юристов — Г.Ф. Шершеневича (1863-1912), П.И. Новгородцева (1866-1924), В.М. Гессена (1868-1920), С.А. Котляревского (1873-1940), Н.М. Коркунова (1853-1904) и др. В частности, Г.Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С.А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответственности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием народа суда.

    Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.

    Марксистская  теория относилась к теории правового  государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социалистического правового государства.

    В Конституции Российской Федерации 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям4.

    Таким образом, из выше сказанного можно сделать  вывод, что правовое государство начало свое развитие  еще в период античности и развивается до сих пор, претерпевая концептуальные изменения. 

1.2. Основные характеристики  правового государства

 
 

    Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства5.

    В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция  правового  государства является социальной ценностью всего человечества,  удачным сочетанием общечеловеческих и  классовых интересов.  В основе правового государства,  во-первых,  должна лежать правовая экономика,  а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,  культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации,  союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных  потребностей и интересов.  Оно строится на принципе самоуправляемости,  защищено традициями,  обычаями,  моральными нормами и правом вмешательства государства.  Государство - лишь форма гражданского общества.  В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,  общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов  и организаций,  которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных  органов.  Понятие  гражданского  общества подразумевает не только «гражданственность», известную степень политической свободы,  но  и «буржуазность», т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства6.

    В основе правовой экономики лежит принцип «от  каждого  по способностям - каждому по труду». Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые  принципы в экономике,  следует возродить ряд свобод: 

Информация о работе Правовое государство