Автор: Sergey Kargin, 06 Октября 2010 в 14:43, контрольная работа
В последние годы появились работы, в которых делаются попытки проанализировать юридическую природу норм, содержащихся в международных договорах, под углом зрения конкретно международного частного права. Особое внимание уделяется двусторонним и многосторонним договорам унификационного характера, т.е. тем международно-правовым соглашениям государств, в которых имеются единообразные материальные или коллизионные гражданско-правовые нормы, поскольку договоров подобного рода в современной практике международного общения появляется все больше и больше. В свое время такому пристальному анализу были подвергнуты многосторонние Общие условия поставок стран—членов СЭВ (ОУП СЭВ), которые играли ведущую роль в правовом регулировании торгово-экономического сотрудничества хозяйственных организаций соответствующих государств. Ныне это ряд конвенций, заключенных в области международной торговли и связанных с нею областях, — конвенции о международной купле-продаже товаров, международном факторинге, международном финансовом лизинге, простом и переводном векселе и чеке, многосторонние соглашения о перевозках автомобильным и железнодорожным транспортом и многие другие, а также разнообразные двусторонние договоры, в том числе о правовой помощи; список стран, с которыми они заключаются Российской Федерацией, активно расширяется.
ВВЕДЕНИЕ
В
последние годы появились работы,
в которых делаются попытки проанализировать
юридическую природу норм, содержащихся
в международных договорах, под
углом зрения конкретно международного
частного права. Особое внимание уделяется
двусторонним и многосторонним договорам
унификационного характера, т.е. тем
международно-правовым соглашениям
государств, в которых имеются
единообразные материальные или
коллизионные гражданско-правовые нормы,
поскольку договоров подобного
рода в современной практике международного
общения появляется все больше и
больше. В свое время такому пристальному
анализу были подвергнуты многосторонние
Общие условия поставок стран—членов
СЭВ (ОУП СЭВ), которые играли ведущую
роль в правовом регулировании торгово-
1. Виды договоров,
применяемых в
международном хозяйственном
обороте. Купля-продажа
Внешнеэкономическая деятельность носит весьма разнообразный и многогранный характер. Хозяйственные отношения партнеров международного гражданского оборота могут подпадать под самые различные договорные виды.
Особенностью
правового регулирования
Наличие же неодинакового по своему содержанию регулирования, будь то в принципиальных или в более частных вопросах, выраженного в национальных правовых системах, настоятельно ставит задачу изучения и посильного обобщения деловой практики применительно к конкретным видам отношений на основе учета некоторых специфических черт права, действующего в рамках национальной регламентации соответствующих государств. Вместе с тем в случаях, когда отдельные договорные виды либо соответствующие аспекты отношений урегулированы с помощью международных соглашений, важно проследить за теми подходами и направлениями, которые возникли на базе общности национально-правовой регламентации. Небезынтересно и решение проблемы отыскания качественно новых средств правового регулирования, сконструированных международно-правовым путем.
К числу основных разновидностей внешнеторговых сделок относятся сделки международной купли-продажи товаров. Договор международной купли- продажи — один из наиболее широко используемых гражданско-правовых инструментов. Оформление отношений купли-продажи может иметь место как в общем режиме внешнеторговой деятельности государства и его национальных субъектов, так и в рамках особых ее направлений. В частности, купля-продажа товаров прочно укоренилась во встречной, а также в приграничной торговле. Договор международной купли-продажи товаров в советской науке МЧП традиционно именовался внешнеторговой поставкой. Ныне в действующих источниках гражданского права РФ по-прежнему используется последний из приведенных терминов, однако в доктрину и практику все более активно входит терминология, обусловленная вступлением в действие международных нормативных актов — договоров и соглашений унификационного характера.
Одним из наиболее известных источников в этом отношении бесспорно является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., заключенная в Вене (Венская конвенция 1980 г.). Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и к настоящему времени в ней участвуют около 60 государств. Достоинством этого документа как средства универсального действия является неимперативный характер содержащихся в нем норм. Стороны по контракту купли-продажи могут полностью или частично отступить от любого из положений Конвенции, за исключением норм ст. 12, регламентирующей специальные вопросы, относящиеся к форме сделки.
Принцип
диспозитивности и свободы
Рассматриваемое международное соглашение достаточно определенно очерчивает сферу его применения: во-первых, оно применяется к договорам международной купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, если эти государства являются договаривающимися или если согласно нормам международного частного права применимо право договаривающегося государства (ст. 1). В сферу действия документа не включен ряд сделок купли-продажи с определенными категориями товаров (воздушные, морские и речные суда, электроэнергия, продажи с аукциона, на бирже, в порядке исполнительного производства и т.д.). Конвенция относится только к договорам купли-продажи, т.е. не распространяется на некоторые их виды, заключающиеся в предоставлении услуг или выполнении работ (договоры подряда). В соответствии со ст. 3 «договоры на поставку товаров, подлежащих изготовлению или производству, считаются договорами купли-продажи, если только сторона, заказывающая товары, не берет на себя обязательств поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров».
Закрепление
в документе принципа реального
исполнения договора обеспечило соответствующий
характер регулирования достаточно широкого
круга отношений по купле-продаже, в том
числе касающихся ответственности сторон.
Во-первых, Конвенция предлагает сторонам
целый спектр действий, побуждающих к
исполнению обязательства в натуре: замена
товара, уменьшение покупной цены при
ненадлежащем качестве товара, предоставление
дополнительного срока для устранения
дефектов вещи (товара), устранение недостатков
в объекте договора купли-продажи покупателем
за счет продавца с последующим вычетом
стоимости такого устранения из покупной
цены и т.д. Лишь при невозможности получить
исполнение в надлежащие сроки и в соответствии
с требуемым контрактом качеством сторона,
потерпевшая от неисполнения, при условии
существенного нарушения условий договора,
наделяется правом на его расторжение.
2.
Подряд и техническое
содействие
Договор подряда наряду с договором об оказании технического содействия вместе с внешнеторговой поставкой (куплей-продажей) традиционно составляли наиболее распространенные виды внешнеэкономических договоров в сфере международного экономического сотрудничества, осуществляемого нашим государством.
Неотъемлемой чертой оказания технического содействия, обусловливающей его специфику, которая позволяет выделять данную категорию из совокупности правовых форм договорных отношений в международной сфере, выступает командирование специалистов и обучение персонала заказчика, как на месте осуществления объекта, так и в стране партнера. Командирование и обучение специалистов может входить в контракт как составная часть обязательств. Во многих других случаях оно является самостоятельным предметом. Представляется, что обязательства по командированию специалистов и профессионально-техническому обучению персонала заказчика составляют главную отличительную особенность, с помощью которой можно определить договор оказания технического содействия как гражданско-правовую и экономическую форму производственно-коммерческих отношений международного характера.
Если подходить к распределению прав и обязанностей сторон по рассматриваемому договору с точки зрения его типичного содержания и объема, то вырисовывается следующая картина: в обязательства поставщика входят подготовка детального графика работ по выполнению проекта; выполнение геологических изысканий по сырью силами своих специалистов, разработка и подготовка всей технической документации по проекту и его осуществлению, включая графики, чертежи, спецификации и т.д.; представление на одобрение заказчику и(или) его экспертам до начала производства материалов и оборудования всей необходимой документации, по которой они будут производиться; поставки машин, материалов, оборудования и технической документации в соответствии с утвержденными партнерами графиками; обеспечение командирования технического персонала для осуществления авторского надзора за строительством, монтажом и оснащением объекта; обучение специалистов заказчика с тем, чтобы персонал был способен самостоятельно эксплуатировать объект.
В свою очередь, в обязательства заказчика входят: производство платежей в соответствии с ценами и платежными условиями, оговоренными в контракте; обеспечение за свой счет инфраструктуры (дороги, мосты, временные здания и сооружения, жилье для специалистов, энергоснабжение, водоснабжение, стройплощадки и т.д.); осуществление общестроительных и монтажных работ под наблюдением поставщика; предоставление необходимого персонала для подготовки как на месте производства работ по объекту, так и для обучения за рубежом в стране поставщика; предоставление бытовых условий для персонала поставщика; поставка сырья и других материалов местного рынка, необходимых для реализации проекта.
Важно подчеркнуть, что в подобного рода договоре подрядчик принимает на себя обязательство возвести (либо иным образом реализовать) объект и передать его в готовом для эксплуатации виде заказчику. Подрядчик обязан выполнить взятые на себя обязательства «на свой страх и риск» в соответствии с требованиями контракта в пределах определенной этим контрактом цены и иных условий. Контракты генерального подряда, как правило, содержат формулу: «время является существом договора».
Центральными положениями договоров подряда «под ключ» выступает регулирование обязанности подрядчика по сдаче объекта заказчику. Объект первоначально проходит временную приемку — при условии, что достигнуты удовлетворительные показатели работы объекта (оборудования), т.е. в течение определенного срока, установленного в контракте, работа без аварий или с заранее предусмотренным процентом аварий. При этом выпускаемая продукция должна иметь гарантированное качество и объемы ее производства — соответствовать проектным. Временная приемка подтверждается выдачей сертификата на основе подписанного между сторонами протокола о временной приемке с указанием соответствующих недочетов, обнаруженных в ходе приемки, если они не оказывают существенного влияния на функционирование объекта. В этом случае подрядчик должен предпринять усилия для устранения дефектов в установленные протоколом или договором сроки до получения документа о постоянной приемке. Несмотря на неокончательный характер временной приемки, право собственности на объект переходит с подрядчика на заказчика именно с даты выдачи сертификата временной приемки.
Хотя
главным фактором в совокупности
договорных отношений между подрядчиком
и заказчиком по контрактам на условиях
«под ключ» выступает освобождение заказчика
от ответственности за создание объекта,
невыполнение или ненадлежащее выполнение
им своих обязанностей по контракту снимает
или в известной степени модифицирует
ответственность подрядчика.
3.
Договор международной
перевозки грузов,
пассажиров и багажа.
В настоящее время международные перевозки в области морского, автомобильного, железнодорожного и речного транспорта регулируются посредством сочетания двух элементов: национального законодательства и международно-правовых договоров. Только в области автомобильного, морского и речного транспорта действует более 110 межгосударственных и межправительственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, участницей которых является Российская Федерация.
Договор перевозки в самом общем виде может быть определен как договор, по которому одна сторона (перевозчик) берет на себя обязательство перед другой стороной (грузоотправителем или пассажиром) осуществить перевозку. Обязанность перевозчика по отношению к грузоотправителю или пассажиру по своей природе не носит личного характера, поскольку он может передать исполнение договора другому лицу, оставаясь однако ответственным за перевозку согласно договору, заключенному с отправителем груза или пассажиром.
Международной
перевозкой, согласно доктринальной
позиции, основанной на содержании норм
соответствующих международных договоров,
принято именовать перевозку грузов, пассажиров
и багажа, которая осуществляется, по крайней
мере, между двумя государствами в соответствии
с условиями, предусмотренными межгосударственными
соглашениями. Для признания перевозки
международной не обязательно, чтобы груз
или пассажир фактически пересекали территориальные
или таможенные границы государства, -достаточно
заключения договора международной перевозки.
Например, при утрате груза в пункте отправления
из государства А в государство Б перевозка
так или иначе квалифицируется международной,
однако пересечение границ не имеет места.
4.
Договор мены
Договор мены принадлежит к одному из древнейших видов оформления гражданско-правовых отношений. Применительно к сфере товарного обмена данный договорный вид распространен во встречной, а также приграничной торговле. Однако следует при этом иметь в виду и некоторые специфические особенности последней.
Операции,
включаемые во встречную торговлю,
весьма отличаются друг от друга. Среди
них наиболее характерны: товарообменные
— бартерные —сделки, встречные закупки
и встречные поставки, существующие как
составные части промышленно-производственного
сотрудничества. Классический пример
встречной поставки составляют компенсационные
сделки. В современной отечественной литературе
и практике под компенсационными соглашениями,
являющимися частью производственно-экономического
сотрудничества, понимается предоставление
(по большей части в кредит) машин, оборудования,
материалов, технологии и услуг для сооружения
или оснащения промышленных и иных объектов
и корреспондирующих этому поставок продукции,
которая производится или добывается
на таких предприятиях, в погашение задолженности.
Элементы указанных операций весьма часто
присутствуют в международных экономических
связях, обусловленных процессами хозяйственной
(производственной) кооперации гражданско-правовых
субъектов различных стран, а также в инвестиционных
отношениях, при создании предприятий
с участием иностранных лиц.