Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:18, курсовая работа
Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление . В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов , тема межбюджетных отношений всегда вызывало множество вопросов и проблем.
В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации . Проект распределения дотаций между субъектами Российской Федерации вносится Государственную Думу в составе проекта Федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.5
Субсидии.
Признаком субсидий в трансферте выступает выделение денежных средств на условиях долевого финансирования целевых расходов. Долевое финансирование целевых расходов заключается в том, что с помощью трансферта покрывается часть текущих расходов нижестоящего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (например, заработная плата работникам бюджетной сферы , оснащение школ учебной литературой, снабжение больниц медикаментами и т.д.). Трансферты не должны покрывать капитальные расходы бюджетов.
Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд финансирования расходов.
6Поляков Г.Б. Бюджетная система России – М. ЮНИТИ-ДАНО.2010
Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Порядок распределения субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и их объем устанавливаются федеральными законами о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидии в размере не более 5 процентов общего соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода и не более 10 процентов общего их объема, утвержденного на второй год Федеральным законом о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов в том числе и субсидии могут не распределяться между субъектами Российской Федерации. Средства фонда направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов Российской Федерации:
- по предоставлению гражданам субсидий на оплату живого помещения и коммунальных услуг;
-
по осуществлению мер
-
на выплату ежемесячного
- на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемного родителя;
- на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников ,проживающих за рубежом и др.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им отдельных полномочий Российской Федерации, предусмотрено выделение из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.
Субвенции.
Субвенции бюджетам субъектов РФ распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ в соответствии с требованиями БК, федеральных законов и нормативных правовых актов президента и правительства Российской Федерации. Распределение субвенций между субъектами Российской Федерации осуществляется по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп ) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг.
Указанные методики распределения субвенций представляются правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета включаются в проект федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении данного проекта во втором чтении. Допускается выделение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для их предоставления местным бюджетам. Субъекты РФ вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.
Глава 2. Анализ межбюджетных трансфертов на примере РСО-А за период 2008-2010гг.
2.1 Анализ доходов и расходов бюджета
Данные
после проведения горизонтального
и вертикального анализа
Таблица 1. анализ доходов бюджета РСО-Алания за 2008-2010 гг.
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | Абсолютные изменения | Темпы роста,% | |||||
Налоговые доходы | ||||||||||
Неналоговые доходы | ||||||||||
Безвозмездные перечисления | ||||||||||
Доходы от предпринимательской деятельности | ||||||||||
Итого доходы бюджета |
Рассматривая период за три года с 2008 -2010, очевидно, что наибольший рост доходов отмечается в 2009 году -4082 553 тыс.руб. или 36,67%, тогда как в 2010 году рост доходов от ровня 2009 года составлял 126,44% (4023688 тыс.руб.). Анализ доходов бюджета РСО-А также показал, что рост доходов в 2009 году произошел практически в равной степени за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов – 1773406 тыс.руб. соответственно при этом их доля в структуре доходов составляла - 34,42% и 31,54% соответственно. Увеличение налоговых доходов связано как с ростом инфляции, так и некоторым экономическим ростом республики. В бюджете 2008 года значительная часть доходов их безвозмездных перечислений, большая часть которых производилась из бюджетов других уровней. Можно особенно отметить в 2009 году резкое уменьшении доли безвозмездных поступлений в доходную часть бюджета, что говорит о приобретении некоторой самостоятельности бюджета республики от бюджетов других уровней, однако в 2010 году наблюдается рост безвозмездных поступления. Так же важно отметить уменьшение доли неналоговых доходов и доходов от предпринимательской и иной деятельности в бюджете 2010 как в абсолютных показателях, так и в структуре доходов. Возможно это было связано с небольшим экономическим спадом. В целом же в доходной части бюджета отмечается ежегодный рост7.
Анализ расходов бюджета РСО-А за 2008 – 2010 год
Данные после проведения горизонтального и вертикального анализа расходов бюджета РСО-А представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ расходов бюджета РСО-А представлены в таблице 2
Рассматривая период за три года с 2008 – 2010, очевидно , что наибольший рост расходов отмечается в 2010 году – 23 526 589,8 тыс.руб. или 241, 47% в сравнении с расходами 2009 года , тогда как в 2009 году рост расходов от уровня 2008 года представлялся гораздо менее значительным и составлял 136,59%(4454983 тыс.руб.). Анализ расходов бюджета РСО-А также показал, что рост доходов в 2010 году произошел за счет увеличения расходов на национальную экономику, большая часть которых пришлась на увеличение расходов в сфере транспорта, при этом доля расходов на национальную экономику в структуре расходов составила 53,06%. Большая часть транспортных расходов ,как видно из структуры бюджета РСО-А представляется очень важной. Очень маленький процент в структуре расходов бюджета в 2008 -2010 годах составляют расходы на социально политику , что свидетельствует о низкой социальной направленности бюджетов , к тому же за исследуемые три года наблюдается снижение доли этих расходов в структуре бюджета. То же самое можно сказать о затратах на культурное развитие республики , развитие образования и развитие жилищно-коммунального хозяйства. В целом ежегодно затраты по всем этим отраслям имеют тенденцию к росту , однако рост из незначителен, особенно в сравнении с ростом затрат на национальную экономику. Хочется отметит ежегодное снижение расходов на охрану окружающей среды, в целом это единственная статья в расходных частях бюджетов , где наблюдается снижение расходов. В заключении хотелось бы отметить , что исходя из структуры расходов бюджетов РСО-А 2008 -2010 годов наиболее важными и проблемными отраслями республики остаются отрасли национальной экономики – транспорт , региональные целевые программы и государственная поддержка малого предпринимательства
2.2. Анализ межбюджетных трансфертов на примере Правобережного района республики РСО-А.
На основе показателей межбюджетных трансфертов в Правобережном районе за 2008 – 2010 гг, проанализируем процент исполнения бюджета муниципальных районов ,а также бюджета городских и сельских поселений .
Процент исполнения бюджета муниципальных районов за период 2008 и 2010 гг.
Исполнение бюджета
Дотации поступили в сто процентном объеме, согласно утвержденным планам.
В 2010 году исполнение по субвенциям по сравнению с 2008 годом снизилось на 1, 21% , а по субсидиям на 3,77%.
Средства бюджетов, предаваемые бюджетам муниципальных районов на реализацию Федеральной Адресной и инвестиционной программы исполнены в сто процентном объеме в 2008 году, а прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы на 94%.
Анализ показателей представим в Таблице 3.
Таблица 3 – Процент исполнения бюджета муниципальных районов за период 2008-2010 гг.(руб.)
Показатели | 2008 год | % испол
нения |
2010 | % испол
нения | ||
план | факт | план | факт | |||
Безвозмездные поступления в т.ч.: | 355712200,0 | 354164644,2 | 99,56 | 413409455,0 | 409287541,0 | 99 |
Дотации от других бюджетов бюджетной системы РФ | 188947000,0 | 18894000,0 | 100 | 16550720,0 | 165507000,0 | 100 |
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ | 94 614 000,0 | 944573000,7 | 99,83 | 2255908555,0 | 222786641,0 | 98,62 |
Средства,
получаемые на компенсацию дополнительных
расходов,возникаюших в |
52616200,0 | 51949138,48 | 99,30 | 25000,0 | 25000,0 | 100 |
Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ | 3035000,0 | 3011205,0 | 99,22 | 21968900,0 | 20968900,00 | 95,4 |
Средства бюджетов, передаваемые бюджетам муниципальных районов на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы | 1000000,0 | 1000000,0 | 100 | - | - | - |
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы | 14800000,0 | 93,67 | - | - | - |