Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:18, курсовая работа
Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление . В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов , тема межбюджетных отношений всегда вызывало множество вопросов и проблем.
Введение
Межбюджетные
отношения играют важную роль в бюджетной
системе любого государства, имеющего
административно-
Начиная с 90-ых годов законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации постоянно пытались найти наилучшие пути и методы регулирования межбюджетных отношений, в связи с чем в бюджетное законодательство вносились изменения и дополнения.
Федеральным законом от 28.08.04 №120-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ, основополагающий закон в сфере регулирования межбюджетных отношений, были внесены существенные изменения и дополнения ,которые касаются, главным образом , именно межбюджетных отношений.
В настоящее время в России идет реформа межбюджетных отношений . Ведется поиск приоритетов, определяющих направления реформирования бюджетного устройства.1
Формируемая система межбюджетных отношений должна базироваться на принципах равноправия , согласования интересов и взаимной ответственности ее участников. Исходя из этого основными задачами являются упорядочении бюджетного устройства субъектов Российской Федерации, четкое разграничение расходных полномочий, и сокращение «нефинансируемых мандатов», четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней ,формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов , повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне. Начиная разговор об инструментах
1Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы в России и зарубежных странах.-М.:2009.
межбюджетных трансфертов хотелось изначально дать определение этого понятия.
В
бюджетной сфере под
«Межбюджетные
трансферты – это средства одного
бюджета бюджетной системы
Целью данной работы является рассмотрение межбюджетных трансфертов и их места в бюджетной практике.
Для этого нами будут рассмотрены следующие задачи:
-
содержание межбюджетных
-анализ межбюджетных трансфертов на примере РСО-А за период 2008-2010 гг.;
-совершенствование
системы предоставления
Структура работы состоит из трех глав, четырех параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы.
2Бюджетный кодекс Российской Федерации
Глава 1. Содержание межбюджетных отношений
1.1 Сущность межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирование бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения осуществляются в любом государстве, имеющем административно- территориальное деление, но складываться они могут на основе разных принципов. Например унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Для федеративных бюджетных систем характерен более высокий уровень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении общегосударственных интересов.
Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.3
Бюджетный федерализм- это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы и интересов всего общества в целом.
Основная проблема бюджетного федерализма – в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого , прежде всего, необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить за ними соответствующие им источники финансирования, сформировать систему финансовой помощи нижестоящим бюджетам, т. е. с одной стороны
бюджетный федерализм является той базой, на которой строятся
3Яндиев М.И. Уровни бюджетной системы в России //Финансы 2009,№2с.13-14.
межбюджетные отношения, а с другой сам бюджетный федерализм и его основополагающие принципы наиболее четко проявляются и реализуются именно в системе межбюджетных отношений.
Можно выделить следующие принципы межбюджетных отношений, характерных для РФ :
-
четкое законодательное
- равенство прав в межбюджетных отношениях субъектов РФ с федеральным центром и муниципальных образований во взаимоотношениях с органами власти субъектов РФ;
-
применение в межбюджетном
- наличие достоверности о финансовой обеспеченности территориальных образований , нуждающихся в финансовой поддержке от других бюджетов;
-
недопустимость изъятия или
Основными функциями межбюджетных отношений являются ;
-
выравнивание бюджетной
- стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременный и в полном объеме сбор платежей в бюджет а также рациональное и эффективное распределение бюджетных средств.
Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете. В аналогичном порядке отдельные виды расходов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ местным субъектам.
Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий , не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, передаваемые Федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.4
1.2 Основы предоставления трансфертов
Межбюджетные трансферты- бюджетные средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
Межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов в формах, установленных главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации ( от 31.07.1998 145-ФЗ, принят ГДФСРФ) (ред.ОТ 30.09.2010)
Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в виде:
-
дотаций на выравнивание
- субсидий бюджетам субъектов РФ;
- субвенций бюджетам субъектов;
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов;
-
межбюджетных трансфертов
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемые в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации , осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятым в соответствии с ним нормативными правовыми актами
4Годин А.М., Подпорина И.В Бюджет и бюджетная система Российской Федерации.- М.: Финансы и статистика , 2010.
Правительства Российской Федерации. В определенных федеральным законом случаях бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для их направления бюджетам отдельных муниципальных образований.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:
- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);
- субсидий местным бюджетам;
- субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской
5Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы в России и зарубежных странах. – М.:2009.
Федерации, передаваемых на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- иных межбюджетных трансфертов бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
-
дотаций из бюджетов
- субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения и межмуниципального характера;
-
,субсидий, перечисляемых в бюджеты
субъектов РФ для формирования
региональных фондов
Дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой , утвержденной Правительством Российской Федерации ст.131.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Признаком дотации в трансферте является определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего законодательного (представительного) органа власти в нижестоящий бюджет в форме безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи в целях выравнивания его минимальной бюджетной обеспеченности (при недостаточности собственных и регулирующих доходов).
Объем указанных дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень бюджетной обеспеченности с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется а порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя которые могут быть получены консолидированным бюджетом , субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения , социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.