Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:36, курсовая работа
Сложности российской экономики проявляются не только в снижении
объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных
характеристиках. Технология отечественного производства, технический
уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в
индустриально развитых странах. Технология отечественного производства,
технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно
ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно
оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска и реализации конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.
Введение
1. Экономическая сущность качества продукции………………………………………..3
1.1 Необходимость контроля качества продукции…………………………………….3
1.2 Понятие,значение,факторы и показатели обеспечения качества продукции..5
1.3. Свойства продукции, определяющие ее качество………………………………12
2. Методы оценки качества продукции…………………………………………………...13
2.1 Методы определения значений показателей качества…………………………13
2.2 Цена качества и оценка его уровня………………………………………………...14
2.3 Системы управления качеством продукции………………………………………16
2.4. Новая стратегия в управлении качеством………………………………………..22
2.5. Правовое регулирование качества продукции………………………………….26
3. Анализ качества…………………………………………………………………………...30
Заключение
Список использованной литературы
Стандарты предприятий разрабатываются предприятием и утверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдение требований стандартизации от других хозяйствующих субъектов, если это предусмотрено в договоре с ними.
Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций разрабатываются этими организациями и утверждаются соответствующим органом государственного управления по стандартизации. Основная цель таких стандартов — распространение знаний о достижениях науки и техники. Такие стандарты могут использоваться субъектами хозяйственной деятельности (заказчик, исполнитель) при заключении договоров между ними соответствующего уровня, в которых предусматриваются условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Рассмотренные стандарты составляются на основе требований госстандартов и не должны нарушать нормы и правила, предусмотренные в них. Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельности обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.
В условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям государственных стандартов.
Существуют два способа
Практика показывает, что основным инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям госстандартов, является сертификация.
Маркировка любой продукции
регламентируется
Маркировка продукции
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Знак соответствия устанавливается организацией, имеющей лицензию, выдаваемую в порядке, установленном Госстандартом Российской Федерации. Организации, получившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.
В Российской Федерации создана
комплексная система
Интеграция стран ЕС затронула вопросы сертификации продукции и маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям европейских норм и стандартов. Как уже сказано выше, страны ЕС ввели единый знак соответствия, который изображается символом СЕ.
Дня организаций, производящих продукцию, наиболее важным является обязательная маркировка продукции — «марка производственная». Производственные требования к маркировке продукции регламентируются соответствующими стандартами на продукцию, упаковку, маркировку. В этом производственном знаке указан изготовитель продукции. Символика марки производственной (МП) помещается на самом изделии или в крайнем случае на его упаковке. Знак МП должен содержать необходимую исходную информацию об организации, сорте товара и номере государственного стандарта. Знак МП не регистрируется и применяется независимо от товарного знака. Однако он служит средством усиления ответственности организаций за качество выпускаемой продукции. Отсутствие МП или неправильная маркировка влечет за собой ответственность организации, а для ее руководителей — дисциплинарную или уголовную ответственность.
3. Анализ качества
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико–химических показателей, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность этого метода оценки в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции, и путем фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.
При анализе качества продукции характеризуется сортностью, определяется средний коэффициент, который рассчитывается несколькими способами. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта.
Сортовые коэффициенты характеризуют отношение цены изделий каждого сорта к цене тех же изделий высшего сорта. Сортовые коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные веса изделий соответствующего сорта, переводя всю продукцию в условный высшей сорт; полученные результаты суммируются. Чем выше сортность продукции, тем ближе значение среднего коэффициента приближается к единице.
Для того чтобы определить влияние изменения сортности на объем товарной продукции, необходимо отклонение по среднему коэффициенту сортности умножить на фактический выпуск продукции в денежном выражении и разделить на фактический средний сортности, т.е. расчет производится по формуле
Где /\Kс - изменение среднего коэффициента сортности (Кс1 – Кс0 ).
На объем производства некоторых видов продукции (например, производство стройматериалов) оказывает влияние коэффициент выхода годной продукции:
где ТП – стоимость годной продукции, тыс.руб;
где .
На выпуск продукции оказывает влияние уровень производственного брака. Обычно на предприятиях брак анализируют по отдельным видам продукции и полуфабрикатов, по местам его обнаружения и возникновения, по виновникам и причинам, по размерам нанесенного ущерба.
Брак – это изделия или работы, которые не отвечают установленным требованиям и непригодны для использования по прямому назначению.
В зависимости от характера дефекта различают исправимый (частичный) брак и неисправимый (окончательный) брак, когда исправление невозможно по техническим причинам или экономически не выгодно.
По месту обнаружения
Различают также брак по виновникам:
брак по вине работников предприятия
и брак по вине поставщиков. Знание
этих различий необходимо для точного
определения экономических
Объем произведенного брака определяется путем суммирования себестоимости окончательно забракованных изделий и расходов на исправление брака. При этом внутренний окончательный брак оценивается по цеховой или производственной себестоимости, внешний брак учитывается по полной себестоимости. Расходы на исправление брака включают в себя дополнительные затраты на материалы, заработную плату, а также и общехозяйственные расходы.
Аналитическая оценка размера производственного брака дается исходя из его абсолютной величины в рублях и относительной величины в процентах к производственной себестоимости товарной продукции.
Размер потерь продукции из-за производственного брака определяется путем умножения процента производственного брака по себестоимости продукции на фактический объем товарной продукции предприятий.
На некоторых предприятиях (например, при производстве керамических изделий) производственный брак предусматривается в плане. Это так называемый планируемый брак. Потери продукции из-за производственного брака в этом случае определяются путем умножения процента сверхпланового брака на фактический объем товарной продукции в оптовых ценах.
При анализе следует выявить основные причины брака (недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки и т.д.).
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.
Расчет влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:
где
Ц1,0- соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0,1 –себестоимость изделия;
К1 – количество произведенной
продукции повышенного
В - продукция повышенного
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась среднегодовая цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам рассчитывать влияние сотового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Среднегодовая цена определяется:
Для расчета влияния сотового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Этот расчет производится способом абсолютных разниц.
Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Отметим, что на предприятиях электронной промышленности из-за миниатюрных размеров изделий часто брак исправить вообще невозможно. Поэтому современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией “регулирование качества”.
Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы. Целью методов статистического контроля является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить. Статистические методы контроля качества подразделяются на:
Анализ качества и регулирование качества продукции хорошо известны в нашей стране. В этой области наши ученые имеют несомненный приоритет.
Заключение
Из выше всего сказанного я выделю,
что качественная продукция для
предпринимателя - это ключ к успеху
и прибыли. Любой человек из двух
товаров выберет более