Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:36, курсовая работа
Сложности российской экономики проявляются не только в снижении
объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных
характеристиках. Технология отечественного производства, технический
уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в
индустриально развитых странах. Технология отечественного производства,
технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно
ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно
оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска и реализации конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.
Введение
1. Экономическая сущность качества продукции………………………………………..3
1.1 Необходимость контроля качества продукции…………………………………….3
1.2 Понятие,значение,факторы и показатели обеспечения качества продукции..5
1.3. Свойства продукции, определяющие ее качество………………………………12
2. Методы оценки качества продукции…………………………………………………...13
2.1 Методы определения значений показателей качества…………………………13
2.2 Цена качества и оценка его уровня………………………………………………...14
2.3 Системы управления качеством продукции………………………………………16
2.4. Новая стратегия в управлении качеством………………………………………..22
2.5. Правовое регулирование качества продукции………………………………….26
3. Анализ качества…………………………………………………………………………...30
Заключение
Список использованной литературы
Показатели энергомичности продукции характеризуют удобства и
комфорт потребления продукции в производительных и бытовых процессах
системы «человек-предмет-среда». В эту группу показателей входят подгруппы
гигиенических, антропометрических, психологических и психофизических
показателей.
Гигиенические показатели – это показатели качества продукции и
элементов их конструкций, которые при эксплуатации влияют на организм
человека и его работоспособность: уровень освещенности, вентилируемости,
температуры, влажности, гигроскопичности, запыленности, шума, вибрации и
т.д.
Антропометрические показатели – это показатели качества продукции и
элементов ее конструкции, которые обеспечивают рациональную и удобную
рабочую позу, правильную осанку и т.д. путем учета размеров, формы и массы
человеческого тела.
Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое
воздействие на человека и предназначены для оценки эстетической ценности,
степени соответствия продукции эстетическим запросам тех или иных групп
потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы
показателей художественной выразительности, рациональности формы,
целостности композиций, совершенства производственного исполнения и
сохранности товарного вида. Художественная выразительность определяет
способность продукции отражать в форме эстетические представления и нормы.
Рациональность формы определяет соответствие формы объективным
условиям эксплуатации продукции, а также отражение в ней функционально-
конструкторской сущности продукции.
Целостность композиции определяет гармоничное единство частей и
целого, органическую взаимосвязь элементов формы изделия, его
согласованность с другими изделиями.
Совершенство
производственного исполнения
вида продукции оказывают
формы продукции.
Каждая из рассмотренных подгрупп показателей эстетичности может
быть охарактеризована одним комплексным показателем качества
(эстетичности), который охватывает единичные показатели свойств, присущих
каждой из этих подгрупп.
Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции,
которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и
применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы
технологичности и ресурсопотребления.
Показатели
технологичности выражают
продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии,
труда и времени для производства (добычи) продукции и/или ее потребления
(эксплуатации).
Показатели ресурсопотребления характеризуют затраты материалов,
топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании
продукции по назначению.
Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее
свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они
объединяются в две группы показателей – безопасности и экологичности.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции,
обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации,
транспортировании, хранении и утилизации продукции.
Показатели экологичности характеризуют свойства продукции,
определяющие вредные воздействия на окружающую среду при производстве,
монтаже, потреблении и эксплуатации, а также при ее хранении и утилизации.
Качество для потребителей определяется по формуле
Qc = f(Qp;Qstg;Qs)
Где Qc- качество для потребителя;
Qp- качество продукции;
Qstg – качество сопутствующих товаров им услуг;
Qs – качество сервисного
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.
Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.
Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.
Качество товара является основной
составляющей его конкурентоспособности.
При определении качества продукта
следует пытаться выделить наиболее
предпочтительные свойства товара для
потребителя. Следует иметь в
виду, что придать все желаемые
качества товару практически невозможно,
да и не имеет смысла с точки
зрения требований конкретных сегментов
рынка, а также с точки зрения
обеспечения эффективности
Качество включает в себя множество
компонентов. Прежде всего к ним
относятся технико-
В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.
При определении уровня качества товара
следует учитывать нормативные
составляющие: соответствие продукции
обязательным стандартам качества, принятым
в законодательном порядке в
странах-партнерах, куда предполагается
се поставлять. Это особенно важно
в связи с тем, что уже сам
по себе факт несоответствия выпускаемого
изделия принятым на конкретном рынке
стандартам качества снимает вопрос
о возможности поставки и сводит
на нет всю остальную работу по
повышению уровня качества изделия.
Таким образом, при планировании
выхода на новый рынок в первую
очередь следует получить информацию
по утвержденным в законодательном
порядке или принятым в торговой
практике стандартам качества и учесть
их в работе по совершенствованию
продукта. Особенному ужесточению подлежат
в настоящее время в
Важным критерием определения
качества изделия и соответственно
его конкурентоспособности
Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:
1. Экономические
1.1. Потеря материальных и
1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум — плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).
1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.
1.4. Дополнительные затраты
1.5. Потери природных ресурсов
в результате использования
1.6. Недополученная валютная
1.7. Дополнительная потеря
1.8. Дополнительные затраты
2. Социальные
2.1. Дефицитность отечественной продукции.
2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.
2.3. Недостаточное удовлетворение
потребностей производственно-
2.4. Снижение темпов роста
2.5. Нерациональная трата
2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.
2.7. Уменьшение прибыли
3. Дополнительные затраты
на очистку: воздушного
3.1. Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.
3.2. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.
3.3. Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.
Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.