Методы оценки качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Сложности российской экономики проявляются не только в снижении
объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных
характеристиках. Технология отечественного производства, технический
уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в
индустриально развитых странах. Технология отечественного производства,
технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно
ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно
оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска и реализации конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.

Оглавление

Введение
1. Экономическая сущность качества продукции………………………………………..3
1.1 Необходимость контроля качества продукции…………………………………….3
1.2 Понятие,значение,факторы и показатели обеспечения качества продукции..5
1.3. Свойства продукции, определяющие ее качество………………………………12
2. Методы оценки качества продукции…………………………………………………...13
2.1 Методы определения значений показателей качества…………………………13
2.2 Цена качества и оценка его уровня………………………………………………...14
2.3 Системы управления качеством продукции………………………………………16
2.4. Новая стратегия в управлении качеством………………………………………..22
2.5. Правовое регулирование качества продукции………………………………….26
3. Анализ качества…………………………………………………………………………...30
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ МОЙ.docx

— 141.88 Кб (Скачать)

Показатели технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции  стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.

Эстетические показатели характеризуют  информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного  вида изделия.

Показатели транспортабельности  выражают приспособленность продукции для транспортирования.

Патентно-правовые показатели характеризуют  патентную защиту и патентную  чистоту продукции и являются существенным фактором при определении  конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта. Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют  особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей  формирует качество продукции. Изделие  должно быть надежным, эстетически  радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

 Под экономически оптимальным  качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

 

К опт = Q/C ,

 

Где К опт — экономически оптимальное качество;

Q  — качество изделия;

С — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы  несложно, поскольку он включает продажную  цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее  определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством

.

1.3. Свойства продукции,  определяющие ее качество

                   Свойства продукции, определяющие ее качество, можно разбить на две группы:

- свойства, образующиеся как результат  преобразований, происходящих в  природе (механические, электрические,  химические и др.);

- свойства, образующиеся как результат  производственной деятельности  людей.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы качественно и  количественно. Качественные характеристики: цвет материала, форма изделия и  т.д. Количественные характеристики: мощность, производительность, размер и т.д. Количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая  применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

От показателя качества следует  отличать параметр продукции. Параметры  продукции количественно характеризуют  как свойства продукции, входящие в  состав ее качества, так и все  прочие свойства. Следовательно, понятие "параметр" является более широким, чем понятие "показатель качества". Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы оценки качества  продукции

 

2.1 Методы определения  значений показателей качества

 

Методы определения значений показателей  качества продукции подразделяются по способам и источникам получения  информации. В зависимости от способа  получения информации различают  измерительный, регистрационный, органолептический  и расчетный методы.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п. С помощью измерительного метода определяются значения: масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др.

Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятии органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических средств (лупа, микрофон и т. д.). С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя.

Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.

В зависимости от источника информации методы определений значений показателей  качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.

Определение значений показателей  качества продукции традиционным методом  осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций. К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п., а к расчетным — конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др. Работники лабораторий определяют и поставляют информацию, например, о механической прочности металлов, массовой доле серы, вязкости, массовой доле золы в угле, кислотности веществ и др.

Определение значений показателей  качества продукции экспертным методом  осуществляется группой специалистов-экспертов, например, товароведов, дизайнеров, дегустаторов и т. п. С помощью экспертного  метода определяются значения таких  показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых  эргономических и эстетических показателей.

Определение значений показателей  качества продукции социологическим  методом осуществляется фактическими или потенциальными потребителями  продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с  помощью распространения специальных  анкет-вопросников, а также путем  организации конференций, выставок и т. п. При необходимости используются совместно несколько методов  определения значений показателей  качества продукции.

 

2.2 Цена качества и  оценка его уровня

 

Оценка уровня качества продукции  представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей  качества оцениваемой продукции, определение  значений этих показателей и сравнение  их с базовыми значениями соответствующих  пока' зателей.

Оценка уровня качества продукции  необходима при решении следующих  задач:

    • прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
    • планирование повышения качества и объемов производства;
    • обоснование освоения новых видов;
    • выбор наилучших образцов;
    • обоснование целесообразности снятия с производства;
    • аттестация качества;
    • обоснование возможностей реализации за рубежом;
    • оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;
    • контроль качества;
    • стимулирование повышения качества;
    • анализ динамики уровня качества;
    • анализ информации о качестве и др.

Оценка уровня качества продукции  может производиться на различных  стадиях жизненного цикла.

  1. На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к качеству продукции и производится нормирование показателей.
  2. На этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытании, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.
  3. На этапе эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам эксплуатации или потребления ее принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

Уровень качества продукции можно  охарактеризовать совокупностью единичных  и (или) комплексных показателей. Сравнив  с базовыми показателями, в зависимости  от цели оценки можно сделать выводы:

    • качество оцениваемой продукции выше, ниже или на уровне базового образца;
    • оцениваемую продукцию следует отнести к высшей или первой категории качества.

Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции  является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержек, понесенных предприятием вследствие отказов изделий.

Сумма расходов на качество составляет значительную часть от оборота предприятия. Согласно опросу высших руководителей  во Франции, 47% считают цену качества равной 5 - 19% оборота; по мнению 26% опрошенных, цена качества составляет меньше 5% оборота; 10% предпринимателей определяют цену качества в 20 - 30% оборота.

Цена качества слагается из двух групп расходов: расходы на обеспечение  качества продукции и издержки, связанные  с неудовлетворительным качеством  продукции. В этой связи в процессе обеспечения качества в системе  производственного менеджмента  возникает вопрос: как изменяются расходы по каждой группе в связи  с изменением качества?

Для обеспечения качества с оптимальными затратами в системе производственного  менеджмента целесообразно воспользоваться  приемом, когда все затраты по обеспечению качества делят на цену соответствия продукции требованиям  потребителя и цену несоответствия.

Цена несоответствия складывается из затрат на переделки, расходов на ремонт в течение гарантийного периода, расходов, связанных с окончательным  браком. Сюда следует также отнести  затраты, связанные с просрочкой платежей по счетам, затраты на внесение изменений в технологию, плату  за задержку поставок и т. д. Цена несоответствия по данным ряда зарубежных фирм может  доходить до 75% от цены качества. Цена соответствия включает в себя расходы на обнаружение  или предотвращение брака, на испытания  и тестирование, обучение и подготовку кадров, составление отчетов и  т. д. Она составляет примерно 25% общих  затрат по обеспечению качества или 5-6% объема товарооборота фирмы.

Информация о работе Методы оценки качества продукции