Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:05, курс лекций

Краткое описание

Введение в экономику
Экономическая теория: предмет, методы, функции. Основные методологические принципы

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 987.12 Кб (Скачать)

 

Особенности фискальной политики в России.

Важнейший элемент фискальной политики — налоговая система. Она представляет собой совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения.

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с плательщиков в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Объект, с которого взимается налог, называется налоговой базой, которая включает доходы, имущество, виды деятельности и другие объекты.

Налоги подразделяют на прямые (налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов и  имущества), и косвенные (налоги на товары и услуги, которые частично или  полностью переносятся на цену этого товара). По степени пропорциональности к налогооблагаемой базе выделяют пропорциональные, прогрессивные, регрессивные налоги.

Основными функциями налогов являются:

• фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;

• распределительная — перераспределение финансовых ресурсов;

• регулирующая — государственное регулирование экономики путем установления системы налогообложения.

Налоги как средство государственного регулирования оказывают влияние  на формирование отраслевой и региональной структуры хозяйства, на хозяйственный  цикл, капиталовложения, цены, внешнеэкономические связи и др.

К современным принципам налогообложения  относят: дифференциацию налоговой  ставки, однократный характер налогообложения, обязательность и неотвратимость уплаты налогов

 

Изменение величины государственных  расходов и налогов отражается на состоянии государственного бюджета. Превышение государственных расходов над доходами образует дефицит госбюджета

Рассмотрим фискальную политику проводимую в России

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета обеспечивают поступления налога на прибыль организаций — 31,6%, налога на добычу полезных ископаемых — 21,5%, налога на доходы физических лиц — 21,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации — 12,6%.

Однако в России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговой  задолженностью. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2010г. составила 559,1 млрд.рублей. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009г. составила 407,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1%.

Налоги составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную  часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Если рассматривать  долю налоговых поступлений в  ВВП, то тут их доля составляет 28,4 %.

Исходя из вышеприведенных значений, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.

В этой связи хотелось бы выделить основные направления налоговой  политики в период с 2010 по 2012 гг.

К настоящему времени в  Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации  широко используемых инструментов налоговой  политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц.

 


Информация о работе Лекции по "Экономике"