Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:05, курс лекций
Введение в экономику
Экономическая теория: предмет, методы, функции. Основные методологические принципы
Особенности фискальной политики в России.
Важнейший элемент фискальной политики — налоговая система. Она представляет собой совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения.
Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с плательщиков в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Объект, с которого взимается налог, называется налоговой базой, которая включает доходы, имущество, виды деятельности и другие объекты.
Налоги подразделяют на прямые (налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов и имущества), и косвенные (налоги на товары и услуги, которые частично или полностью переносятся на цену этого товара). По степени пропорциональности к налогооблагаемой базе выделяют пропорциональные, прогрессивные, регрессивные налоги.
Основными функциями налогов являются:
• фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;
• распределительная — перераспределение финансовых ресурсов;
• регулирующая — государственное регулирование экономики путем установления системы налогообложения.
Налоги как средство государственного
регулирования оказывают
К современным принципам
Изменение величины государственных расходов и налогов отражается на состоянии государственного бюджета. Превышение государственных расходов над доходами образует дефицит госбюджета
Рассмотрим фискальную политику проводимую в России
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета обеспечивают поступления налога на прибыль организаций — 31,6%, налога на добычу полезных ископаемых — 21,5%, налога на доходы физических лиц — 21,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации — 12,6%.
Однако в России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговой задолженностью. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2010г. составила 559,1 млрд.рублей. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009г. составила 407,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1%.
Налоги составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Если рассматривать долю налоговых поступлений в ВВП, то тут их доля составляет 28,4 %.
Исходя из вышеприведенных значений, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.
В этой связи хотелось бы выделить основные направления налоговой политики в период с 2010 по 2012 гг.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц.