Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:41, курс лекций

Краткое описание

Тема 2 Организационное построение торговли РБ
Тема 2 Организационное построение торговли РБ
2 Система потребительской кооперации
3 Организационно-правовые формы торговых организаций
4 Организация контроля за работой торговых организаций

Файлы: 1 файл

Тема 2 Организационное построение торговли РБ.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Тема 2 Организационное  построение торговли РБ                                                                                             

Тема 2 Организационное  построение торговли РБ

2 Система потребительской  кооперации

3 Организационно-правовые  формы торговых организаций

4 Организация контроля за работой торговых организаций

 

2 Система потребительской  кооперации

Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Основными задачами  потребительских кооперативов являются:

  • создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами,
  • закупка сельскохозяйственной и другой подобной продукции и сырья и их последующая переработка и реализация,
  • производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей реализацией через организации розничной торговли,
  • оказание производственных и бытовых услуг.

Доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской  деятельности, после внесения предусмотренных законодательством обязательных платежей, направляются в фонды потребительского общества для осуществления расчетов с кредиторами и кооперативных выплат.

Потребительская кооперация Беларуси существует с 1869 г. За годы своего становления  и развития она сформировалась в крупную, многоотраслевую систему, осуществляющую деятельность по 14 отраслевым направлениям, основными из которых являются: розничная и оптовая торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленность, строительство, звероводство.

Потребительские кооперативы в  РБ объединены в Белорусский республиканский  союз потребительских обществ (Белкоопсоюз). Белорусский республиканский союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ; некоммерческая организация. В настоящее время основу потребительской кооперации республики составляют некоммерческие организации — 118 потребительских обществ и 6 облпотребсоюзов. При этом списочная численность работающих составляет примерно 100 тыс. чел. Из них 10,6% имеют высшее образование.

Белкоопсоюз осуществляет свою деятельность преимущественно в сельской местности  — средних и малых городах, поселениях и деревнях, где рентабельность работы невысока из-за низкой плотности  жителей, низкой их покупательной способности и территориальной рассредоточенности населенных пунктов. В этом качестве потребительская кооперация Беларуси выступает неотъемлемым элементом системы жизнеобеспечения населения страны.

Подготовкой специалистов высшей квалификации и научным обеспечением деятельности Белкоопсоюза занимаются Научно-исследовательский институт Белкоопсоюза (НИИ Белкоопсоюза) и Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (г. Гомель).

Высшим органом управления Белкоопсоюза является общее собрание представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ. Оно созывается Правлением по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В период между общими Собраниями представителей управление Белкоопсоюзом  осуществляет Правление во главе с председателем Правления. Члены Правления и Председатель избираются на общем Собрании представителей сроком на пять лет. Органом контроля является Ревизионная комиссия, её члены избираются на общем Собрании представителей потребительских обществ сроком на пять лет.

На январь 2010 года в системе Белорусского союза потребительских обществ (Белкоопсоюза): пайщиков– 1,3 млн. человек, районных потребительских  обществ -118, городских потребительских  обществ – 2, областных союзов потребительских обществ – 6.

Деятельность потребительских  обществ и их союзов регулируется Законом Республики Беларусь «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».

Его организационное построение (Белорусский  республиканский союз потребительских обществ, областные потребительские союзы, районные потребительские общества).

 

Пайщики


 

 

Потребительские общества (городские, районные)


 

 

Союзы потребительских обществ

(областные союзы и Белорусский  республиканский союз потребительских обществ)

Основными функциями Белкоопсоюза являются:

- формирование экономической, социальной, кадровой и научно-технической программ развития потребкооперации;

- разработка прогнозов развития  потребкооперации;

- организация  торговой,   производственной, заготовительной, внешнеэкономической деятельности;

- подготовка, переподготовка и  повышение квалификации кадров;

- участие в международном кооперативном  движении.

 

3 Организационно-правовые  формы торговых организаций

В настоящее время коммерческую деятельность в торговле осуществляют организации и предприятия различных организационно-правовых форм (юридические лица) и физические лица (индивидуальные предприниматели).

Юридическое лицо –  это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам.

Юридические лица должны иметь самостоятельный  баланс или смету. Их права и обязанности  фиксируются в учредительных  документах (устав, учредительный договор). Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (участниками) юридического лица. В учредительных документах указывают:

  • наименование юридического лица (с обязательным указанием его организационно-правовой формы, а для коммерческих организаций – фирменного наименования, которое может быть зарегистрировано в определенном порядке),
  • место нахождения юридического лица (оно, как правило, определяется местом его государственной регистрации),
  • порядок управления деятельностью юридического лица (закрепляется порядок назначения или избрания высшего органа управления, представительного, исполнительного и других органов, круг решаемых ими вопросов и т.д.),
  • другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Коммерческая организация, как юридическое лицо, считается созданной с момента ее государственной регистрации.

Физические лица - субъекты КД, за которыми закреплено право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Эта деятельность регулируется теми же правилами, что и деятельность коммерческих организаций.

В зависимости от формы  собственности юридические лица делятся на:

  • государственные;
  • коллективные;
  • частные.

В государственной торговле юридические  лица представлены в основном унитарными предприятиями.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником и является подотчетным ему лицом.

Коммерческие организации в  целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Главной задачей торговых и торгово-промышленных ассоциаций является координация деятельности входящих в них предприятий по организации торговли и социальному  развитию трудовых коллективов.

Ассоциации выступают от имени  своих предприятий при заключении договоров, организуют работу по экспортно-импортным  операциям и другим видам внешнеэкономической деятельности, участвуют в создании совместных предприятий,  представляют интересы своих членов при возникновении спорных вопросов, осуществляют правовую защиту.

Прогрессивной формой управления сферой обслуживания являются концерны – объединения предприятий и организаций с различными формами собственности, осуществляющие совместную деятельность по производству и оказанию услуг на основе договора, объединения финансовой и других сфер деятельности для эффективного использования имеющегося потенциала. Концерны образуются с целью предоставления комплекс производственно-коммерческих услуг, организации внешнеэкономической и научно-производственной деятельности. Кроме торгово-хозяйственной деятельности концерны могут заниматься выпуском ценных бумаг, строительством жилых домов, координировать действия предприятий – членов концерна в решении трудовых вопросов и социальной защите трудящихся.

В условиях перехода к рыночной экономике  возникли новые организационные формы коммерческой деятельности в торговле в лице различных организаций и предприятий, имеющих правовой статус юридического лица. Наибольшее распространение в нашей стране получили коммерческие организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенными учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников ООО не должно превышать предела, установленного Законом об ООО. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество (АО) в течение года. Фирменное наименование ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Уставный капитал составляется из стоимости вкладов его участников. Высшим органом управления ООО является общее собрание  его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

К исключительной компетенции общего собрания участников ООО относятся:

- изменение устава общества, изменение  размера его уставного капитала,

- образование исполнительных органов  общества и досрочное прекращение  их полномочий,

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределение прибылей и убытков,

- решение о реорганизации  или ликвидации общества,

- избрание ревизионной  комиссии и др.

Участник ООО вправе в любое время выйти из него независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере, кратном  стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам ОДО распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Фирменное наименование ОДО должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Фирменное название АО должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

АО, участники которого могут отчуждать  принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым (ОАО). ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, соответствующих законодательству. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым – ЗАО. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, другими акционерами этого общества. Высшим органом управления АО является собрание акционеров. К исключительной компетенции общего собрания относится:

- изменение устава общества, изменение его уставного капитала,

Информация о работе Лекции по "Экономике"