Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:41, курс лекций

Краткое описание

Тема 2 Организационное построение торговли РБ
Тема 2 Организационное построение торговли РБ
2 Система потребительской кооперации
3 Организационно-правовые формы торговых организаций
4 Организация контроля за работой торговых организаций

Файлы: 1 файл

Тема 2 Организационное построение торговли РБ.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

- избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной  комиссии (ревизора) общества и досрочное  прекращение их полномочий,

- образование исполнительных органов  общества и досрочное прекращение  их полномочий,

- утверждение годовых отчетов,  бухгалтерских балансов, отчетов  о прибылях и убытках,

- решение о реорганизации или  ликвидации общества.

В АО с числом акционеров более 50 создается  совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство  деятельностью общества и подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

В хозяйственной практике могут  также создаваться дочерние и зависимые общества.

Дочерним обществом считается такое, в уставном капитале которого преобладает другое (основное) хозяйственное общество, имеющее право влиять на принятие решений. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

Зависимым считается хозяйственное общество, если другое общество (преобладающее) имеет более 20% голосующих акций АО или 20% капитала ООО.

По основным целям деятельности юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Основная цель коммерческих организаций - получение прибыли. К некоммерческим организациям относят потребительские кооперативы, общественные, религиозные и благотворительные организации и фонды. Они осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в том объеме, в  каком это служит достижению цели их функционирования.

Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

 

4 Организация контроля за работой торговых организаций

Контроль над торговлей устанавливается  государством для обеспечения защиты прав потребителей, а также для  увеличения поступления в государственный  бюджет денежных средств от товарооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения – применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.

Основным государственным органом, осуществляющим контроль над торговлей в РБ, является Комитет государственного контроля. Им осуществляется проверка соблюдения предприятиями торговли установленных норм и правил торговли, порядка применения цен по отдельным группам товаров, а также контроль качества и безопасности товаров народного потребления.

Задачами госконтроля также  являются искоренение злоупотреблений  в торговле, недопущение поступлений  на потребительский рынок недоброкачественных  товаров. Объектами контроля являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие, производящие товары или услуги (продавцы, изготовители).

Комитету госконтроля подчинены  территориальные управления по областям. В их обязанности входит выполнение следующих функций:

  • проверка соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца,
  • контроль порядка применения цен по отдельным группам товаров на предприятиях торговли,
  • контроль правильности пользования весовыми измерительными приборами и другим торгово-технологическим оборудованием,
  • принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений,
  • выявление товаров, не соответствующих требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества людей, и приостановка их реализации.

Органы госконтроля имеют право:

  • осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями,
  • производить контрольные покупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества,
  • осуществлять контроль качества товаров (услуг), проверять соблюдение правил продажи и оказания услуг, а также наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям,
  • давать по просьбе продавца, потребителя  заключение о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, но вызывающих сомнения  в соответствии их стандарту,
  • получать от министерств, ведомств, предприятий, НИИ и лабораторий, а также граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на них функций,
  • составлять акты и давать обязательные для исполнения продавцом, изготовителем предписания:

- об устранении выявленных нарушений  правил торговли и технологической  дисциплины при производстве  товаров,

- о снятии с реализации товаров,  опасных (вредных) для жизни,  здоровья, имущества граждан,

- о приостановлении или введении  особых условий приемки и реализации  товаров, изготовленных с нарушениями  требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения органов контроля,

  • передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуск и реализацию недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей,
  • выступать одной из сторон в органах суда и арбитражного суда,
  • выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу (изготовителю) за реализацию товаров (услуг), произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).

Контрольные проверки правильности отпуска  товаров на розничных торговых предприятиях по их стоимости, мере, весу, качеству, а также соблюдению правил торговли могут проводить штатные инспекторы госконтроля. Они действуют на основании постоянных служебных удостоверений.

Проверяющие могут сами осуществить  контрольную покупку либо установить количество, вес и стоимость товара, отпущенного покупателю, а также  подготовленных к продаже товаров, расфасованных в магазине.

Проверка правильности отпуска  товаров и расчета с покупателями проводится после получения продавцом  кассового чека и передачи товаров  покупателю, а в магазине самообслуживания – после получения денег кассиром-контролером. При этом купленные товары не уносят с прилавка или контрольно-кассового узла. Для перевешивания или перемеривания они могут быть перенесены в другое место только в присутствии продавца и представителя администрации проверяемого предприятия.

Если в процессе проверки не будут  установлены нарушения, то акт или  другие документы не составляются, а делается соответствующая отметка  в контрольном журнале.

Факты обмера, обвеса или обсчета  покупателей, другие нарушения правил торговли фиксируются в соответствующем акте, составляемом в 2 экземплярах. Первый экземпляр акта остается у проверяющего.  Он обязан вместе с другими материалами передать его в установленный срок руководителю органа госконтроля, по поручению которого проводилась проверка. Второй экземпляр акта под расписку оставляют на предприятии для устранения выявленных нарушений.

На основании выявленных нарушений, отраженных в акте, составляется протокол об административном правонарушении, который подписывается представителем органа госконтроля и нарушителем.

Продавцы, изготовители обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом органам госконтроля в установленные  сроки.

Кроме госконтроля государственный  контроль над торговлей осуществляют органы санитарного надзора, налоговой службы, МВД, Госстандарта и другие органы государственного управления в пределах своей компетенции.

Закон РБ «О торговле» ст. 27 «В случаях выявления в ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности (сроками службы) или без указания сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно, а равным образом в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии) контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров».

Закон РБ «О торговле» ст. 28 «Нарушение законодательства РБ о торговле влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Контролирующие органы и их должностные лица за необъективность и искажение результатов проводимых проверок (ревизий), а также за разглашение государственных секретов и коммерческой тайны субъектов торговли несут ответственность в соответствии с законодательством».


Информация о работе Лекции по "Экономике"