Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:41, курс лекций
Тема 2 Организационное построение торговли РБ
Тема 2 Организационное построение торговли РБ
2 Система потребительской кооперации
3 Организационно-правовые формы торговых организаций
4 Организация контроля за работой торговых организаций
- избрание членов совета
- образование исполнительных
- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках,
- решение о реорганизации или ликвидации общества.
В АО с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.
В хозяйственной практике могут также создаваться дочерние и зависимые общества.
Дочерним обществом считается такое, в уставном капитале которого преобладает другое (основное) хозяйственное общество, имеющее право влиять на принятие решений. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.
Зависимым считается хозяйственное общество, если другое общество (преобладающее) имеет более 20% голосующих акций АО или 20% капитала ООО.
По основным целям деятельности юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Основная цель коммерческих организаций - получение прибыли. К некоммерческим организациям относят потребительские кооперативы, общественные, религиозные и благотворительные организации и фонды. Они осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в том объеме, в каком это служит достижению цели их функционирования.
Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
4 Организация контроля за работой торговых организаций
Контроль над торговлей
Основным государственным
Задачами госконтроля также
являются искоренение злоупотреблений
в торговле, недопущение поступлений
на потребительский рынок
Комитету госконтроля
Органы госконтроля имеют право:
- об устранении выявленных
- о снятии с реализации товаров,
- о приостановлении или
Контрольные проверки правильности отпуска товаров на розничных торговых предприятиях по их стоимости, мере, весу, качеству, а также соблюдению правил торговли могут проводить штатные инспекторы госконтроля. Они действуют на основании постоянных служебных удостоверений.
Проверяющие могут сами осуществить контрольную покупку либо установить количество, вес и стоимость товара, отпущенного покупателю, а также подготовленных к продаже товаров, расфасованных в магазине.
Проверка правильности отпуска
товаров и расчета с
Если в процессе проверки не будут установлены нарушения, то акт или другие документы не составляются, а делается соответствующая отметка в контрольном журнале.
Факты обмера, обвеса или обсчета покупателей, другие нарушения правил торговли фиксируются в соответствующем акте, составляемом в 2 экземплярах. Первый экземпляр акта остается у проверяющего. Он обязан вместе с другими материалами передать его в установленный срок руководителю органа госконтроля, по поручению которого проводилась проверка. Второй экземпляр акта под расписку оставляют на предприятии для устранения выявленных нарушений.
На основании выявленных нарушений, отраженных в акте, составляется протокол об административном правонарушении, который подписывается представителем органа госконтроля и нарушителем.
Продавцы, изготовители обязаны давать
объяснения, связанные с результатами
проверок, принимать меры по устранению
вскрытых нарушений и сообщать об
этом органам госконтроля в
Кроме госконтроля государственный контроль над торговлей осуществляют органы санитарного надзора, налоговой службы, МВД, Госстандарта и другие органы государственного управления в пределах своей компетенции.
Закон РБ «О торговле» ст. 27 «В случаях выявления в ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности (сроками службы) или без указания сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно, а равным образом в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии) контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров».
Закон РБ «О торговле» ст. 28 «Нарушение законодательства РБ о торговле влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Контролирующие органы и их должностные лица за необъективность и искажение результатов проводимых проверок (ревизий), а также за разглашение государственных секретов и коммерческой тайны субъектов торговли несут ответственность в соответствии с законодательством».