Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 22:47, курс лекций

Краткое описание

1. Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация институцоналистами. 1. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Экономическое поведение людей рационально. Иными словами, люди всегда четко осознают свои цели, однозначно их ранжируют и последовательно стремятся к их удовлетворению. ИНДИВИДУАЛИЗМ.

Файлы: 1 файл

institutsionalnaya.docx

— 71.92 Кб (Скачать)
  1. Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация институцоналистами.  1.  РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Экономическое поведение людей рационально. Иными словами, люди всегда четко осознают свои цели, однозначно их ранжируют и последовательно стремятся к их удовлетворению. ИНДИВИДУАЛИЗМ. Индивид всегда преследует свою собственную, а не чью-то иную выгоду, свои собственные, а не навязанные ему извне цели. ОПТИМИЗАЦИЯ. Это достаточно условное понятие означает, что, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов, индивид способен правильно их отбирать и ранжировать с целью максимального удовлетворения своих потребностей (иными словами, он способен правильно решить, какие ресурсы употребить в первую очередь). УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Считается, что у каждого индивида есть устойчивые критерии, что он не меняет их каждый раз при выходе на рынок. КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (поведенческая предпосылка). В условиях ограниченности ресурсов начинается борьба за них. Борьба за ресурсы у людей-индивидуалистов - это конкуренция. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ТОВАРА (исключительно важная предпосылка). Товар, по мнению неоклассиков, имеет только два измерения - цену и количество. Например, есть стол. У него есть своя цена, и есть количество этих столов. Именно оно позволило неоклассикам утверждать, что рынок подает совершенные ценовые сигналы. Т.е. в каждый данный момент времени на рынке устанавливается равновесная цена на тот или иной товар, и она служит сигналом, надо ли его покупать, или надо подождать, когда на рынок придут другие производители данного товара. ГИПОТЕЗА ПОЛНОЙ ИНФОРМАЦИИ (предпосылка, резюмирующая все вышесказанное). Она означает, что индивид все время сталкивается с привычными повторяющимися ситуациями выбора, по отношению к которым его предпочтения хорошо разработаны.
  2. Модификация институциональной теорией неоклассических предпосылок.

Институциональная теория возникла в ответ на неограниченность, абстрактность и нереалистичность следующих неоклассических предпосылок анализа: 
1)полнота информации(информация всегда не полна, ассиметрична, фрагментарна, её сбор и анализ связаны с издержками; инф всегда затратная); 2)равновесие(во взаимодействии и во всех рынках как результат экономического взаимодействия); 3)неспецифичность ресурсов (существуют активы, кот обладают в определённой степени специфичности. Специфичность означает определённую предназначенность для конкретного использования. Это означает, что любое альтернативное использование специфического ресурса связано с издержками и потерями его ценности); 4)два измерения товара (институциональная теория расширяет параметризацию ресурсов) В центре исследований Веблена не “рациональный”, а “живой” человек и попытки определить чем определяются поведение человека. “Экономический человек” - человек с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и знающий в чем эта выгода. Появление термина “экономический человек” связывается с именем А. Смита. В. поставил под сомнение два положения классической школы: –положение о суверенитете потребителя; –положение о рациональности его поведения. Он доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их принимать неразумные решения.  
В. ввел понятие “престижное или показное потребление” (“эффект Веблена”). Делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности. Движущие мотивы человеческого поведения - не максимизация выгоды, а инстинкты:1)родительское чувство (формирует облик экономики в целом) – т.е. инстинкт продолжения рода, заботы о потомстве. 
2)инстинкт праздного любопытства – основа всех изобретений и открытий. 3)инстинкт мастерства – основа создания полезных благ, проявл-ся как вкус к хорошо сделанной работе, означает предрасположение чел-ка к эффективным действиям. 4)инстинкт соперничества – основа института частной собственности.  5)завистливое сравнение – играет важную определяющую роль в поведении людей, объясняет склонность к накоплению, «престижному потреблению».

 

 

 

 

 

 

3.Содержание, особенности  методологии и анализа, основные  направления и место институциональной  экономической теории в современной  экономической науке. Отличительными особенностями ИЭТ явл введение в эконом анализ институтов и учёт факторов неопределённости. ИТ зародилась на рубеже XIX-XX вв и в своём развитии прошла ряд этапов. 1)(20-30е годы ХХвека) Торстейн Веблен(1898(9))основоположник институционализма - «Теория праздного класса». Впервые вводит в научный оборот категорию «институт» и высказывает идеи о несоверш.рациональности индивидов. Он поставил в центр исследований не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке. 2)В 30-е годы ХХв Джон Коммонс и Коуз вводят в научный оборот понятия «трансакция»( обмен правами собственности на ресурсы) и «трансакционные издержки»(сопровождают процесс любого эк взаимодействия). 3)Во 2-ой половине ХХв появляются и развиваются разработки неоинституционалистов: «Теория трансакционных издержек» (-происхождение фирмы, как иерархической эконом. организации. Коуз; -затратность трансакций; -эффективность эконом системы в целом, институциональных соглашений и структур управления, стимулы и предпочтения индивидов; -предпочтения институц механизмов и направлений деят-ти эк агентов);«Теория контрактов» (-контракт-важнейший институт, регулирующий конкретное эконом взаимодействие в заданных институц рамках); «Теория прав собственности» (доказывает: -конфигурация прав собственности оказывает решающее влияние на эконом поведение, стимулы и мотивацию индивидов). Методология институционалистов предусматривала: 1)широкое использование описательно–статистического метода; 2)историко-генетический метод; 3)как исходное – категорию института. Осн уровни институц анализа: 1)макроуровень-институциональная среда - задаёт общие рамки и напрвления эк взаимодействия; 2)микроуровень-институц соглашения и структуры управления; 3)индивид-3уровень предполагает исп. методологического индивидуализма. Зарождение институционализма. В начале XX века в связи с ростом монополизма, антитрестовской политикой ученые-экономисты США разработали ряд теорий, которые положили начало новому направлению экономической мысли - институционализму. Институционализм - альтернатива неоклассическому направлению, качественно новое направление экономической мысли. Т. Веблен (1857-1929 гг.) принадлежит к первому этапу в развитии институционализма. В центре исследований Веблена не “рациональный”, а “живой” человек и попытки определить чем определяются поведение человека. “Экономический человек” - человек с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и знающий в чем эта выгода. Появление термина “экономический человек” связывается с именем А. Смита. Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их принимать неразумные решения. Веблен ввел понятие “престижное или показное потребление” (“эффект Веблена”). Делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности. Движущие мотивы человеческого поведения - не максимизация выгоды, а инстинкты: 1)родительское чувство (формирует облик экономики в целом). 2)инстинкт праздного любопытства. 3)инстинкт мастерства. 4)инстинкт соперничества. 5)завистливое сравнение.

4.Эволюция институциональной  теории.

Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция неоклассическому «экономиксу». Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу — классический либерализм. Он сформировался на американской почве, вобрал в себя многие идеи немецкой исторической школы, английских фабианцев, французской социологической традиции. Нельзя отрицать и влияние марксизма на институционализм. Старый институционализм возник в конце XIX в. и оформился как течение в 1920-1930 гг. Он пытался занять "среднюю линию" между неоклассическим "экономиксом" и марксизмом. В 1898 г. Торстейн Веблен (1857-1929) выступил с критикой Г. Шмоллера, представителя немецкой исторической школы, за чрезмерный эмпиризм. В 1918 г. появляется понятие "институционализм". Его вводит Уилтон Гамильтон. Он определяет институт как "распространенный способ мышления ". В 1899 г. выходит книга Торстейна Веблена "Теория праздного класса. Экономическое изучение институтов». Уэсли К. Митчел оказался первым институционалистом анализирующим реальные процессы "с цифрами в руках". Он исследовал разрыв между динамикой промышленного производства и динамикой цен. Большой вклад в развитие старого институционализма внес Джон Ричард Коммонс. В центре его внимания находился поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом.

 

 

 

5. Понятие и функции  институтов, их социально-экономическое  содержание и влияние на эффективность  экономической системы. Институциональная  структура и институциональная  среда.

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом. В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта: Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. Институты это: 1)привычный образ мысли и действия; 2)соц. организация, кот через традицию, обычай или законодательное ограничение ведёт к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения; 3)правила игры в общ-ве, а организации и индивиды-игроки;4)совокупность формальных правил, неформальных норм и механизмов принуждения. 5)нормативно-законодательные установления. Институц. среда - исторически сложившаяся устойчивая система базовых общественных институтов, которая задаёт направление развития общ-ва. Институцион структура-определённый упорядоченный набор матрицы экономического поведения. 1)Институты выполняют главную задачу экономической теории – обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. 2)Институты наследуются, благодаря свойственному им процессу обучения. Обучением может заниматься специализированная организация. Но обучение может идти и на уровне «learning by doing», когда люди в ходе работы следят за действиями их более опытных коллег и делают так же, как они. 3)Институтам присуща система стимулов, без которой они существовать не могут. Института просто нет, если нет системы стимулов позитивных (вознаграждения за следование определенным правилам) и негативных (наказания, которого люди ожидают за нарушение определенных правил). 4)Институты обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в определенных рамках, что исключительно высоко ценится экономическими агентами. Есть большая институциональная рамка - рамка N 1, в пределах которой ты свободен в действиях и тебя не накажет закон. И есть рамка N 2, в пределах которой ты свободен в действиях и тебя не накажет общественное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Поведенческие предпосылки институционального анализа

Прежде всего, под большим вопросом была поставлена возможность отвлечения от системы предпочтений, которая формируется внутри человека. Это система ценностей, целевых установок, стереотипов поведения, привычек индивидов, психологического и религиозного типов, что напрямую говорит о том, что индивид осуществляет выбор сам. То есть институционалисты определяют скорее характер ситуации, в которой выбор осуществляется, а не рассматривают полученный результат в рамках взаимодействия многих людей. Поэтому такой подход предполагает подключение исторического аспекта, который просматривает эволюцию человека привязанного к конкретной культуре, общества, группе и существующего в определенное время. Следующая особенность институциональной теории вытекает из предыдущей: так как предположение об экзогенности системы ограничений неверно, то, следовательно, если человек не имеет полный объем информации необходимой для свободной ориентации в окружающем мире, то он и не в состоянии отразить в полной мере процессы индивидуальной и общественной жизни. Для того чтобы проследить процесс осуществления отбора реальности и их расшифровку как предпосылку осуществления выбора в рамках современной неоинституциональной экономики используются две поведенческие предпосылки – ограниченная рациональность и оппортунизм. Саймон предлагает заменить принцип максимизации – принципом удовлетворенности, так как в сложных ситуациях следование правилам удовлетворительного выбора выгоднее, чем попытки глобальной оптимизации. Он отмечает, что в экономической теории понятие удовлетворенности не играет такой роли как в психологии и теории мотивации, где оно является одним из самых важных. Согласно психологическим теориям побуждение к действию происходит из неудовлетворенных стремлений и исчезает после их удовлетворения. Условия удовлетворенности в свою очередь зависят от уровня устремлений, который зависит от жизненного опыта.Придерживаясь этой теории можно предположить, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и определенного объема продаж.Это подтверждается статистическими данными. Это также согласуется с исследованиями Холла и Хитча (ценообразование по формуле издержки плюс стандартная надбавка), а также Сайерта и Марча (фирмы положение которых на рынке стабильно, действуют менее энергично).Поэтому мы считаем необходимым замену понятия рациональности понятием субъективной обоснованности действия. Исходя из этой предпосылки, нас интересует два факта: 1) чем обосновано то или иное решение, 2) степень свободы принятия этого решения (т.е. в какую систему координации экономической деятельности интегрирован субъект). Таким образом, принятие решения является «равновесным» решением в результате оценки обоснованности и ограничений принятия решения.

 

 

 

 

 

 

7. Определение и функции институтов.

В литературе можно встретить несколько различных определений институтов:

1. институты определяются  как «правила игры», которые структурируют  поведение организаций и индивидов  в экономике;2. институты определяются  как культурные нормы, вера, менталитет;3. институты определяются как организационные  структуры, например, финансовые институты — банки, кредитные учреждения;

4. понятие «институт»  может использоваться применительно  к личности или к определенному  посту (например, институт президентства);5. теоретико-игровой подход рассматривает институты как равновесие в игре.Неоинституциональная экономическая теория использует определение, которое принадлежит Д. Норту:  «Институты — это «правила игры» в обществе, или, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (политические, экономические и социальные). Они включают неформальные ограничения (санкции, обычаи) и формальные правила (конституции, законы), а также механизмы, обеспечивающие их выполнение».Функции институтов. 1.Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. 2.Мотивационная функция институтов – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях. 3.Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами.Функции институтов:Регулирование поведения людей. Институты в целом регулируют деятельность участников экономических отношений путем ограничения набора доступных альтернатив. Обеспечение предсказуемости и стабильности. Институты выполняют важнейшую задачу — обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий.Обеспечение свободы и безопасности. Институты обеспечивают свободу и безопасность действий в определенных рамках, что исключительно высоко ценится участникам экономических отношений. Минимизация затрат на обеспечение сделок. В интересах участников отношений минимизировать усилия по поиску партнеров, и институты призваны облегчить им эту задачу. Передача знаний. Передача знаний происходит путем формального или неформального обучения правилам. Пример формального обучения правилам — институт высшего образования. А пример неформального обучения правилам — институт семьи.

 

 

 

 

 

 

8. Институциональная  структура. Институты формальные  и неформальные и их взаимоотношения.

Институциональная структура – это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.(Институциональная структура— это совокупность взаимосвязанных институтов).Институциональная структура развитого общества включает  формальные и неформальные правила, и эти группы правил взаимодействуют друг с другом.Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила,т.е. правила, которые создаются преднамеренно, зафиксированные в письменной форме и обеспечены легальной защитой государства. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, т.е. правила, которые являются ограничителями поведения, но не зафиксированы в письменной форме. Основные типы взаимоотношений между формальными и неформальными правилами.1. Формальные правила могут находиться в гармонии с правилами неформальными. Тесная увязка, соответствие формальных правил неформальным нормам поведения способствует эффективному функционированию организации или всей экономики. Находясь в гармонии, формальные и неформальные правила взаимно усиливают друг друга. Издержки общественного контроля значительно снижаются,

Информация о работе Лекции по "Экономике"