Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 22:47, курс лекций
1. Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация институцоналистами. 1. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Экономическое поведение людей рационально. Иными словами, люди всегда четко осознают свои цели, однозначно их ранжируют и последовательно стремятся к их удовлетворению. ИНДИВИДУАЛИЗМ.
поскольку часто бывает достаточно неформального контроля и принуждения.2. Формальные и неформальные правила могут быть не согласованы друг с другом, в этом случае люди будут действовать, руководствуясь неформальными правилами. Формальные и неформальные правила при этом существуют как параллельные системы общественного контроля, действующие независимо друг от друга. Неформальные правила могут полностью контролировать поведение людей, не оставляя места для правила формального, поэтому выбор того или иного формального правила никак не повлияет на поведение людей.3. Формальные правила могут противоречить неформальным, находиться с ними в конфликте. В этом случае неформальные правила подталкивают людей к сопротивлению правилам формальным. Примером здесь может служить формальное правило, обязывающее людей сообщать о незаконных действиях своих коллег, которое вступает в противоречие с неформальным правилом, осуждающим доносы на сослуживцев и обязывающим хранить молчание.
9. Понятие трансакционных издержек и их основные виды.
Трансакционные издержки — есть издержки, возникающие в процессе поиска партнера, ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом ее выполнения, , не связаны с самим процессом создания стоимости. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. 1. Издержки поиска информацииИздержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации. 2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактовиздержки на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов.,потери из-за неудачно заключенных соглашений…3. Издержки измеренияИногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.4. Издержки спецификации и защиты прав собственностиВ эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.5. Издержки оппортунистического поведения.Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном - недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок:Отлынивание представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.Вымогательство наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений. 6. Издержки "политизации".издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций путем голосования (Если участники наделены равными правами) или вышестоящие принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих( если располагаются на разных ступенях иерархической лестницы). К ним следует отнести издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры.
10 Классификация трансакционных затрат (издержек)
Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:1) издержки поиска информации (затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, имеющихся товарах, поставщиках и потребителях);2) издержки ведения переговоров;3) издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг;4) издержки по спецификации и защите прав собствен-ности (расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав);5) издержки оппортунистического поведения, под которым понимается недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или направленное на получение односторонних выгод.Проблеме оппортунистического поведения в теории трансакционных издержек принадлежит одно из центральных мест. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок. Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обяза-тельно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвести-ции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы. Трансакционные издержки, возникающие по ходу взаимодействия экономических агентов, противопоставляются трансформационным (производственным) издержкам, связанным с физическим преобразованием ресурсов.
11. Координационные и мотивационные трансакционные издержки.П. Милгром и Дж. Робертс делят трансакционные издержки на координационную и мотивационную составляющие. К первой категории они относят затраты на временное и пространственное соответствие участников трансакции, а ко второй – затраты на обеспечение стимулов их эффективного взаимодействия. Издержки координации могут возникать как в рыночных трансакциях, так и внутри фирмы. На рынке издержки координации обусловлены определением цен и других деталей трансакции, характеристик потенциальных партнеров, необходимостью сведения их вместе. Внутри иерархической структуры издержки координации представляют собой издержки передачи информации по различным организационным уровням, выработки эффективного плана деятельности фирмы, доведения этого плана до работников и его последующего осуществления. Кроме того, издержки координации включают в себя альтернативные издержки потерянного времени. Издержки мотивации так же, как издержки координации, могут возникать и на рынке, и внутри фирмы. И в том, и в другом случае они обуславливаются двумя факторами: несовершенством информации, а также недостоверностью обязательств сторон. В силу несовершенства информации возникают издержки контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами своих взаимных обязательств в рамках того или иного контракта. Кроме того, несовершенство информации может значительным образом снижать стимулы агентов к вступлению в сделку и необходимы существенные затраты по созданию дополнительной стимулирующей инфраструктуры. Склонность же к оппортунизму также способна порождать издержки, выражающиеся в издержках контроля, составления контракта, принуждения.
12. Проблемы количественной оценки трансакционных издержек в экономике. Впервые попытку систематической оценки трансакционных издержек в экономике в целом предприняли Д. Норт и Дж. Уоллис. Ее результаты нашли отражение в статье «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870—1970 годах». По сей день эта работа Д. Норта и Дж. Уоллиса остается актуальной.Определенность трансакционных издержек и их эмпирического прототипа представлена через анализ четырех типов отношений и соответствующих им видов деятельности: отношения между отдельными покупателями и продавцами; внутрифирменные отношения; производство услуг фирмами - посредниками различных видов; отношения, связанные с защитой прав собственности.А. Издержки трансакции для отдельных покупателей и продавцов.Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже дома.При продаже дома к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал его сам себе. Именно ценность права пользования, владения домом является вмененными издержками его продажи. В трансакционные издержки продажи дома включают: 1) наем агента по продаже недвижимости, 2) расходы на рекламу, 3) издержки, связанные с доказательством надежности для контрагента (репутация), 4) время, затрачиваемое на демонстрацию дома потенциальным покупателям, 5) страхование титула собственности.Видимые, наблюдаемые и измеряемые элементы трансакционных издержек будут называться трансакционными услугами.В дополнение к этому следует отметить, что речь здесь идет о трансакционных услугах в легальном секторе экономики. Таким образом, за пределами данной модели количественной оценки остаются и трансакционные услуги в теневой экономике. Более того, вполне возможно выделение как промежуточных, так и конечных трансакционных услуг, что оказывается необходимым во избежание двойного счета.Б. Внутрифирменные трансакционные услуги.Переходя от анализа трансакционных издержек в связи с поведением отдельных экономических агентов (покупателей и продавцов) к анализу их в связи с поведением групп, следует отметить, что наряду с общими моментами, когда фирма выступает как один из субъектов рынка, возникают и специфические, когда рассматриваются трансакционные издержки в связи с внутрифирменными отношениями, осуществлением внутрифирменных трансакций.Предлагаются два варианта оценки трансакционных издержек.В. Трансакционные отрасли.Существует особая категория фирм, основная деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. Таким образом, если в рамках их деятельности используются трансформационные услуги ресурсов, на уровне экономики в целом они все равно оцениваются как часть трансакционных издержек. К данной категории фирм относятся посредники. Однако можно предложить и более точную спецификацию отраслей, в которых сгруппированы фирмы, оказывающие чистые трансакционные услуги или трансакционные услуги по преимуществу.В так называемые трансакционные отрасли включены следующие группы фирм:1. Финансы и операции с недвижимостью. Основная функция данных фирм — обеспечение передачи прав собственности, включая поиск альтернатив, подготовку и осуществление сделок.2. Банковское дело и страхование. Основная функция — посредничество в осуществлении обменов, зависящих от специфических обстоятельств и требований.3. Правовые услуги. Основная функция соответствующих организаций состоит в обеспечении координации, направления и контроля выполнения условий контрактов.4. Оптовая и розничная торговля.
13. Теорема Коуза и проблема внешних эффектов(экстерналий). Выводы из теоремы.
Внешние эффекты, или экстерналии, – это издержки или выгоды, которые не отражены в системе цен. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг и связаны с взаимозависимостью функций полезности и производственных функций. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные. Приносящие выгоду внешние эффекты называются положительными, они увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Внешний эффект является отрицательным, если он снижает производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта, т.е. связан с издержками.
Теорема Коуза-при нулевых тран
14. Понятие контракта в неоинституциональной экономической теории. Контракт - правила, структурирующие в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими агентами посредством определения прав и взятых обязательств и определения механизма их соблюдения.Любой акт обмена понимается в неоинституционализме как обмен «пучками прав собственности». Каналом, по которому они передаются, служит контракт. Он фиксирует именно правомочия и на каких условиях они подлежат передаче. Некоторые сделки могут совершаться мгновенно, прямо на месте. Но очень часто передача прав собственности представляет собой длительный процесс. Контракт в таких случаях превращается в обмен обещаниями. Контракты бывают явные и неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и не нуждающиеся в третейской защите и т.д. Согласно неоинституциональному подходу, выбор типа контракта всегда диктуется соображениями экономии трансакцион-ных издержек. Контракт оказывается тем сложнее, чем сложнее вступающие в обмен блага и чем сложнее структура относящихся к ним трансакционных издержек.Разные контрактные формы подпадают под действие разных «регуляционных структур». Механизмом, регулирующим простейшие контракты, О. Уильямсон считает рынок, механизмом, регулирующим сложные контракты, — иерархическую организацию (фирму). Примером «классического контракта» служит покупка на бирже партии зерна или нефти, примером «отношенческо-го контракта» - сотрудничество между фирмой и проработавшим в ней много лет и накопившим уникальные навыки работником (наглядный пример из другой сферы — брачный контракт).В примитивных обществах даже простейший обмен носил личностный характер, был погружен в плотную сеть долговременных неформальных отношений между участниками. Только так можно было избежать опасностей оппортунистического поведения. Однако по мере совершенствования юридических и организационных инструментов, контролирующих ход выполнения контрактов, относительно простые сделки приобрели безличный и формализованный характер. Одновременно в зону «отношенческих» контрактов попадали все более сложные сделки, которые прежде всего были вообще непред-ставимы — из-за запретительно высоких трансакционных издержек.
15. Ограниченная рациональность и неполнота контракта.
Ограниченная рациональность— предпосылка относительно экономического поведения человека, которая означает, что люди ведут себя преднамеренно рационально, стараясь добиться лучшего решения при данных ограничениях, однако результат, которого они достигнут, не будет оптимальным вследствие лимитированных познавательных способностей человека в получении и обработке информации. Является основной причиной неполноты контракта.
Неполнота контрактов - следствие радикальной неопределенности, состоящее в невозможности учета всех возможных в будущем событий и структуризации на этой основе взаимоотношений между экономическими агентами.
Причина неполноты контрактов – положительная величина трансакционных издержек. .В реальном мире имеет место неполнота информации, обусловленная ее дороговизной. А с неполнотой информации связаны такие явления, как оппортунистическое поведение, моральный риск и неблагоприятный отбор. Стороны должны нести дополнительные издержки измерения для обеспечения лучшей информированности, получения фоновой и целевой информации.
16. Асимметрия информации и оппортунистическое поведение. Виды оппортунистического поведения.
Ассиметрия инф-ии-это неравномерное распределение инф-ии, необходимой для заключения соглашения между потенц-ми контр-агентами.
Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:проблема неблагоприятного отбора;проблема риска недобросовестности;проблема дорогостоящей верификации состояния Оппортунистическое поведение - это поведение человека, заключающееся в стремлении реализовать собственные интересы, которое сопровождается проявлениями коварства и обмана. Для о. п. характерны преднамеренные нарушения контрактного соглашения, направленные на достижение личной выгоды за счет ущемления интересов партнера посредством лжи, мошенничества, воровства и проч.Виды оппортунистического поведения:1. Трудовой оппортунизм («отлынивание от работы»).Пример: человек, нанятый сторожем, уходит во время работы со своего поста, что бывает сплошь и рядом, поскольку никто не станет нанимать сторожа и его контролировать. 2. Оппортунизм и на уровне менеджеров. Пример: расширенное потребление менеджеров, когда последние говорят, что для имиджа компании им обязательно нужно проводить отпуск на Багамах, и проводят его там, пользуясь тем, что акционеры компании не могут их контролировать. Или, если менеджер вкладывает средства корпорации в рискованные проекты.