Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:19, курс лекций
Современные условия хозяйствования ставят предприятия перед необходимостью решения проблемы их выживания в долгосрочной перспективе. При этом функционирование предприятия должно быть финансово устойчивым и рентабельным. Инструментом, помогающим перевести управление предприятия на качественно новый уровень, является контроллинг.
Контроллинг – это система управления процессом достижения всех целей, стоящих перед предприятием.
Концепция контроллинга как инструмента управления предприятием.
Классификация издержек предприятия.
Характеристика методов деления издержек на постоянные и переменные.
Цели, задачи и возможности операционного анализа.
Метод расчета сумм покрытия.
Анализ возникающих в организации узких мест.
Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства.
АВС – анализ.
Анализ и оценка отклонений в системе текущего контроллинга.
Бюджетное планирование.
Характеристика приемов и инструментов стратегического контроллинга и особенности их использования.
Методы ценообразования, базирующиеся на затратах.
Содержание:
Концепция контроллинга как инструмента управления предприятием.
Классификация издержек предприятия.
Характеристика методов деления издержек на постоянные и переменные.
Цели, задачи и возможности операционного анализа.
Метод расчета сумм покрытия.
Анализ возникающих в организации узких мест.
Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства.
АВС – анализ.
Анализ и оценка отклонений в системе текущего контроллинга.
Бюджетное планирование.
Характеристика приемов и инструментов стратегического контроллинга и особенности их использования.
Методы ценообразования, базирующиеся на затратах.
Тема: «Концепция контроллинга, как инструмента управления
предприятием»
1. Сущность, задачи и функции контроллинга
Современные условия хозяйствования ставят предприятия перед необходимостью решения проблемы их выживания в долгосрочной перспективе. При этом функционирование предприятия должно быть финансово устойчивым и рентабельным. Инструментом, помогающим перевести управление предприятия на качественно новый уровень, является контроллинг.
Контроллинг – это система управления процессом достижения всех целей, стоящих перед предприятием.
Контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, кибернетики, социологии. Это позволяет решать нестандартные экономические проблемы, комбинируя различные подходы и методы.
Поскольку контроллинг новое явление в теории и практике управления, то единого мнения о сущности и функциях контроллинга пока не выработано.
Сам термин зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, в России интерес к контроллингу начал проявляться в начале 90-х годов, когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования.
В определении термин объединяет две составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент управления.
Основные постулаты современной философии контроллинга можно сформулировать следующим образом:
1. Главенство рентабельности (объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п. являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы предприятия в целом и его подразделений);
2. Рост объемов бизнеса предприятия (организации) оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности;
3. Мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования предприятия уровни рисков.
Целевая задача контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.
Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей чтобы по возможности избежать ошибок отклонений просчетов как в настоящем, так и в будущем. Отсюда назначение контроллинга – предупреждение возникновения кризисных ситуаций.
Основными задачами контроллинга являются:
1. Выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис (анализ, прогнозирование, выявление причин отклонений, поиск узких мест, обеспечение устойчивого финансового состояния).
2. Контроль и регулирование (предприятие-внешняя среда-координация и контроль).
3. Информационное сопровождение процесса планирования (разработка методик и инструментария, предоставление информации, учет и контроль затрат и результатов, установление допустимых границ отклонений и анализ их причин).
Функции контроллинга:
– сервисная – обеспечение аналитической информацией для принятия управленческих решений;
– принятия решений – обеспечение рациональности управленческого процесса, которое реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия;
– внутреннего контроля и анализа– сводится к контролю и анализу экономической работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений.
Контроллинг ориентирован на текущие и будущие результаты деятельности. Его функции реализуются посредством планирования, управленческого учета, контроля и регулирования.
Принципы контроллинга: принцип движения и торможения (рост-развитие – инновации – торможение), принцип своевременности (временной интервал от обнаружение шансов и рисков и конкретным действиями), принцип стратегического сознания (тактические решения должны соответствовать стратегическим программам), принцип документирования (создание условий для проверки).
Внедрение системы контроллинга предполагает процесс, включающий следующие этапы:
– описание существующей информационной (бухгалтерской) системы предприятия, выявление ее особенностей и недостатков;
– определение требований к необходимой управленческой информации, выявление пробелов в существующей информационной системе, причин их возникновения, оценка объема изменений;
– построение формализованной системы, способной обеспечить менеджеров необходимой управленческой информацией (выделение центров ответственности, внедрение управленческого учета);
– построение системы управленческой отчетности, т.е. совокупность отчетов и сводок, составляемых центрами ответственности;
– построение системы внутрипроизводственного анализа, целью которого является оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработка рекомендаций по ее совершению, а также своевременное устранение недостатков и выявление резервов улучшения его финансового состояния и платежеспособности;
– построение системы финансового планирования, включающей систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и систему сводного бюджетного планирования деятельности предприятия.
Система бухгалтерского учета должна быть максимально интегрирована в систему контроллинга. Это позволит исключить дублирование документации, повысить производительность и снизить издержки, связанные с обслуживанием системы.
2. Виды контроллинга и их сущность
Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: стратегические (долгосрочные, перспективные) и оперативные (краткосрочные). Контроллинг, как система управляющая достижением целей, включает в себя, таким образом, два основных аспекта: стратегический и оперативный.
Цель стратегического контроллинга – обеспечение долговременного существования предприятия на рынке, поддержание потенциала успеха. Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия и обеспечение краткосрочного успеха в виде получения прибыли.
Тема « Классификация издержек предприятия»
1) классификация для калькулирования себестоимости, оценки запасов и незавершенного производства, определения прибыли.
1. По экономическому содержанию выделяют следующие группировки: по элементам затрат и по статьям калькуляции.
Для определения объемов используемых предприятием материальных, трудовых, финансовых ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность не зависимо от их назначения и использования пользуются классификацией по экономическим элементам. Номенклатура элементов одинакова для всех предприятий. Производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов: материальных затрат (за вычетом стоимости возвратных отходов), затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации основных средств, прочих затрат. По статьям калькуляции группируют затраты для формирования себестоимости отдельных видов продукции. Перечень статей устанавливается для отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии и организации производства.
2. По степени однородности затраты бывают одноэлементными и комплексными.
Одноэлементные затраты – те, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые (зарплата основных рабочих, зарплата всех работников). Комплексные – состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные), в которые входят почти все элементы.
3. Для расчета себестоимости единицы продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делят на прямые и косвенные.
Прямые – прямые материальные, прямые трудовые, т.е. те, которые можно прямо и экономично перенести на определенный вид продукции. Прямые материальные – затраты основных материалов, которые становятся частью готовой продукции. Прямые трудовые – расходы по оплате труда основных производственных рабочих, т.е. затраты рабочих, занятых непосредственно изготовлением изделий. Остальные затраты труда, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий – косвенные. Это механики, контролеры и другие вспомогательные рабочие.
Косвенные (общепроизводственные) – нельзя отнести на готовый продукт прямо, они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики (пропорционально основной заработной плате, количеству отработанных машино-часов, часов отработанного времени и т.п.). Они не зависят от объема производства. Это вспомогательные материалы и комплектующие изделия, косвенные расходы на оплату труда, содержание затрат, ремонт оборудования, арендная плата на имущество, амортизация зданий, оборудования, нематериальных активов.
4.По связи затрат с технологическим процессом затраты бывают основные и накладные. Основные – затраты всех видов ресурсов (сырье, материалы, полуфабрикаты, амортизация основных производственных фондов, заработная плата основных производственных рабочих), которые непосредственно связаны с выпуском продукции. Это важнейшая часть затрат. Накладные – связаны с обслуживанием и управлением. Делятся на две группы: 1) накладные общепроизводственные – организация, обслуживание и управление производством; 2) накладные общехозяйственные – организация и управление предприятием.
5. По сфере возникновения все затраты делят на производственные и внепроизводственные. Первая группа отражает расходы, связанные с производством продукции, а вторая – затраты, формируемые в процессе реализации.
2)классификация для принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;
1. С точки зрения степени охвата планом затраты принято делить на планируемые и не планируемые. Планируемые расходы составляют основу плановой, нормативной и других калькуляций, составляемых заранее. Эти затраты обусловлены нормальными условиями хозяйственной деятельности предприятия. Не планируются недостачи и порча сырья, материалов и других продуктов при хранении, потери от простоев и другие расходы, вызванные недостатками в технологии, организации, управлении производством. Не планируемые затраты отражаются только в фактической калькуляции.
2.По отношению к объему производства – переменные и постоянные.
Переменные затраты в сумме изменяются прямо пропорционально изменению объема производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции являются постоянными. Например, затраты сырья, материалов, зарплата основные производственных рабочих. Постоянные затраты – в сумме не изменяются при изменении объема производства, но рассчитано на единицу продукции. Изменение обратно пропорционально изменению объема производства. Это расходы на рекламу, арендная плата, амортизация ОС, нематериальных активов. В реальной жизни редко можно встретить издержки, которые являются исключительно постоянными или переменными. Следовательно затраты часто являются условно – переменными (условно – постоянными, смешанными, полупеременными). Например, плата за пользование телефоном, которая состоит из постоянной и переменной частей; ряд налогов (подоходный налог – до определенного предела постоянная ставка, далее – прогрессивная ставка). Аналогично представительские расходы, расходы на рекламу, затраты на электроэнергию, отопление.
3. При выработке определенных решений целесообразно выделять затраты принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Это означает, что при принятии определенного управленческого решения, целесообразно принимать во внимание не все затраты, а только те, которые имеют отношение к данной хозяйственной ситуации. При принятии управленческих решений из рассмотрения необходимо исключать безвозвратные затраты – затраты прошлых периодов, не являются существенными для принятия управленческих решений (сумма накопленного износа). В тоже время, необходимо учитывать при принятии решений временные затраты. Это категория, существующая только в рамках управленческого учета. Руководитель в процессе разработки решения может приписать какие – либо затраты, которые могут в будущем и не состояться. В бухгалтерском учете обычно не признаются, они позволяют лучше отразить в учете реальные ситуации. При разработке решений по дополнительному выпуску продукции руководитель должен принимать во внимание приростные и предельные затраты, т.е. дополнительные затраты, которые появляются в результате изготовления или продажи дополнительной партии и, соответственно, единицы продукции. Альтернативные затраты – величина, которая теряется или приносится в жертву, когда в условиях ограниченных ресурсов выбор одного альтернативного варианта требует отказа от другого.
3)классификация для осуществления контроля и регулирования.
А) полностью регулируемые затраты — затраты, отражающие четкую взаимосвязь между началом и концом процесса производства (основные материалы);