Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:19, курс лекций

Краткое описание

Современные условия хозяйствования ставят предприятия перед необходимостью решения проблемы их выживания в долгосрочной перспективе. При этом функционирование предприятия должно быть финансово устойчивым и рентабельным. Инструментом, помогающим перевести управление предприятия на качественно новый уровень, является контроллинг.
Контроллинг – это система управления процессом достижения всех целей, стоящих перед предприятием.

Оглавление

Концепция контроллинга как инструмента управления предприятием.
Классификация издержек предприятия.
Характеристика методов деления издержек на постоянные и переменные.
Цели, задачи и возможности операционного анализа.
Метод расчета сумм покрытия.
Анализ возникающих в организации узких мест.
Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства.
АВС – анализ.
Анализ и оценка отклонений в системе текущего контроллинга.
Бюджетное планирование.
Характеристика приемов и инструментов стратегического контроллинга и особенности их использования.
Методы ценообразования, базирующиеся на затратах.

Файлы: 1 файл

контроллинг.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

 

В течение отчетного периода не ожидается изменения затрат на единицу продукции. Желаемая величина прибыли, которую предприятие хочет достичь в этом периоде,— 110 625 ДЕ. Общая стоимость активов предприятия составит 921 875 ДЕ. Ожидается, что рентабельность акти­вов составит 12%.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО МЕТОДУ ПЕРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ. Дан­ный метод состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная на­ценка (надбавка) к переменным производственным затратам для каждо­го вида продукции.

Этот метод целесообразно использовать, если соблюдены два ус­ловия:

1) стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции, в компании одинакова;

2) отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для каждого вида продукции.

Для расчетов нужны две формулы:

процент наценки = (желаемая величина прибыли + суммарные постоянные производственные затраты + коммерческие, общие, административные расходы) /суммарные переменные производственные затраты;                     (1)

цена на основе переменных затрат = переменные производственные затра­ты на единицу + (процент наценки (надбавки) • переменные производственные затраты на единицу).                                                 (2)

 

Процентная надбавка к переменным производственным затратам должна покрыть всю сумму затрат и желаемой прибыли, указанную в формуле (1). Проиллюстрируем использование этого метода на примере предприятия, производящего автомобильные моторы

Процент наценки = (110 625 +154 875 +132 750 /199125 + 398 250 /199 125 = 200;

            цена на основе переменных затрат = 13,50+(13,50 • 200%) = 40,50 (ДБ).

Таким образом, цена продажи должна составлять 40,50 ДЕ, в этом случае будут покрыты все затраты и получена желаемая прибыль.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ. По это­му методу в качестве расчетной базы используется валовая прибыль-разница между объемом реализации продукции (выручки от реализации) и себестоимостью реализованной продукции. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и по­крыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. Этот метод легко применимый, поскольку информацию о производ­ственных затратах, операционных расходах на единицу продукции про­сто получить из учетных данных, нет необходимости подразделения за­трат на постоянные и переменные.

При этом методе используются следующие формулы:

процент наценки = (желаемая величина прибыли + коммерческие, общие, административные расходы) /суммарные производственные затраты;       (3)

цена на основе валовой прибыли = суммарные производственные затраты на единицу + (процент наценки • суммарные производственные затраты).     (4)

Рассчитаем цену на основе валовой прибыли для нашего примера:

Процент наценки = (110 625 + 132 750) / (199 125 +154 875) = 243 375 / 354 000 = =68.75;                       

         цена на основе валовой прибыли = 13,50 +10,50 + (24,00 • 68,75%) = 40,50 (ДЕ).

Отметим, что цена, рассчитанная на основе переменных затрат, совпадает с ценой, рассчитанной на основе валовой прибыли. Различие в этих методах состоит в том, что в первом используются только пере­менные затраты, а во втором — все производственные затраты, но эта разница компенсируется процентной наценкой.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО МЕТОДУ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ. В этом случае процентная наценка включает только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты следует рас­пределить по единицам продукции. Поскольку коммерческие, общие, административные расходы труднее отнести на конкретные виды продук­ции, чем переменные и постоянные производственные затраты, для их распределения используют произвольные методы. Однако такое произ­вольное распределение коммерческих, общих и административных рас­ходов может привести к ошибкам в определении цены изделия. Посколь­ку такие внешние факторы, как конкуренция и положение на рынке. нужно учесть до установления окончательной цены, данный метод мож­но использовать для определения исходной цены в процессе ценообра­зования.

Для расчетов служат две формулы:

            процент наценки = желаемая величина прибыли / суммарные затраты; (5)

            цена на основе рентабельности продаж & суммарные затраты на единицу + + (процент наценки • суммарные    затраты на единицу).                   . (6)

Для нашего примера:

процент наценки =110 625/(199125+154 875+132 750)= 110625/486 750= =22,73;

         цена на основе рентабельности продаж = 13,50 + 10,50 + 9,00 + (33,00 • 22,73%)= 40,50 (ДЕ).

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ АКТИ­ВОВ. Такое установление цен должно обеспечить предприятию опреде­ленный уровень рентабельности активов. Предполагая, что предприятие имеет минимальную желаемую ставку рентабельности активов (для на­шего примера 12%), можно использовать следующую формулу для рас­чета цены:

цена на основе рентабельности активов = суммарные затраты на единицу + + (желаемая ставка рентабельности активов • общую стоимость активов: ожидае­мый объем производства в единицах).                         (7)

В нашем примере:

цена на основе рентабельности активов = 13,50 + 10,50 + 9,00 + [12% • (921 875:14 750)] = 40,50 (ДЕ).

Четыре описанных метода в приведенном примере дали один и тот же уровень цены—40,50 ДЕ, поскольку они применялись при одних и тех же данных. Предприятие в процессе определения цены может использо­вать любой из этих методов. Затратами, на основе которых рассчитыва­ется цена, могут быть: 1) переменные производственные затраты на еди­ницу; 2) суммарные производственные затраты на единицу; 3) суммар­ные затраты на единицу. Часто суммарные производственные затраты на единицу продукции легко определить, что делает метод установления цены на основе валовой прибыли хорошим инструментом ценообразова­ния. Установление цены на основе рентабельности активов также хоро­ший метод, если стоимость активов, участвующих в производстве дан­ного вида продукции, можно точно определить. В противном случае этот метод даст неправильный результат.

 

 

1

 



Информация о работе Лекции по "Экономике"