Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:19, курс лекций

Краткое описание

Современные условия хозяйствования ставят предприятия перед необходимостью решения проблемы их выживания в долгосрочной перспективе. При этом функционирование предприятия должно быть финансово устойчивым и рентабельным. Инструментом, помогающим перевести управление предприятия на качественно новый уровень, является контроллинг.
Контроллинг – это система управления процессом достижения всех целей, стоящих перед предприятием.

Оглавление

Концепция контроллинга как инструмента управления предприятием.
Классификация издержек предприятия.
Характеристика методов деления издержек на постоянные и переменные.
Цели, задачи и возможности операционного анализа.
Метод расчета сумм покрытия.
Анализ возникающих в организации узких мест.
Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства.
АВС – анализ.
Анализ и оценка отклонений в системе текущего контроллинга.
Бюджетное планирование.
Характеристика приемов и инструментов стратегического контроллинга и особенности их использования.
Методы ценообразования, базирующиеся на затратах.

Файлы: 1 файл

контроллинг.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Суть анализа заключается в том, что определяется доля вклада в общий доход или оборот каждой группы продуктов, поставщиков, клиентов, материалов и т.д. Группы получают название А,В,С. К группе А относятся, например, продукты, которые принесли доход выше среднего, В – продукты со средним вкладом, к С- продукты ниже среднего.

Пример: На основе АВС-анализа определите, каким поставщикам организации целесообразно уделить наибольшее внимание, если затраты по закупкам должны быть небольшими.

 

Число поставок в месяц

Объем поставок за 1 раз, тыс.руб.

Затраты по закупкам, тыс.руб.

1

0,5

12000

6000

2

2

5000

10000

3

7,5

1000

7500

Классификация поставщиков

 

Доля в обороте (стоимостная доля), %

Доля в объеме поставок (количественная доля), %

А

66

2

В

27

20

С

5

75

 

 

Тема: «Анализ и оценка отклонений в системе текущего контроллинга»

 

              В системе текущего контроллинга рассматриваются экономические процессы в рамках одного года. Значит, если речь идет о краткосрочном периоде, исходя их имеющихся ресурсов регулирование производственного процесса осуществляется путем сопоставления плановых данных с фактитческими и с нормативными для целей выявления и определение отклонений. В результате бюджетирования устанавливаются плановые значения контролируемых величин. Фактические значения контролируемых величин выявляются на основе данных статистического, финансового и управленческого учета.

Отклонения плановых и фактических величин могут возникать по всем параметрам, определенным в бюджете: а) стоимостные параметры, параметры организационной структуры, временные параметры.

Виды отклонений:

1.     Абсолютные отклонения. Определяется как разница вычитания одной величины из другой.

2.     Относительные отклонения. Рассчитываются по отношению к другим величинам и выражаются в процентах. Применение относительных отклонений повышает уровень информативности проводимого анализа и позволяет более отчетливо оценить изменения. Н-р, величина абсолютного отклонения оборота (10-8)=2, воспринимается не так остро как относительное отклонение (10-8)/8*100%=25%.

3.     Селективные отклонения. Этот метод расчета отклонений предполагает сравнение контролируемых величин во временном разрезе. Сравнение контролируемых величин за месяц текущего года с тем же месяцем прошлого года может быть гораздо информативнее сравнения с предыдущем месяцем. Актуально для сезонного бизнеса.

4.     Кумулятивное отклонение. Суммы, исчисленные нарастающим итогом (кумулятивные суммы), и их отклонения позволяют оценить степень достижения за прошедшие пеиоды и возможную разницу к концу планового года.

5.     Отклонения во временном разрезе. Для аналитических целей может представлять интерес не сравнение «план-факт», что является типичным в контроллинге, а сравнение «факт-факт». Такой подход особенно важен при негативных отклонениях плановых величин от фактических.

Тотальный анализ всех возникающих отклонений не является задачей контроллера. Возникающие отклонения должны взвешиваться по определенным критериям: а)  случайный или разовый характер; б) оценка по допустимым пределам; в) оценка отклонений по влиянию на прибыль.

Задача контроллера заключается в подготовке данных о величине отклонений и проведении анализа с точки зрения выявления причин отклонений.

При анализе отклонений следует различать контролируемые и неконтролируемые причины (связанные со внешней средой). Отклонения чаще всего возникают из-за ошибок при планировании (недостаточность информации, недостоверный прогноз, неподходящие методы), либо из-за ошибок, связанных с реализацией плана.

При выявлении причин отклонений используются методы статистического анализа: регрессионный, корреляционный, факторный.

На практике различают анализ отклонений: 1) ориентированный на прошлое, 2) ориентированный на будущее.

 

 

 

 

Тема: «Бюджетное планирование»

 

Бюджет – финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. Его часто называют финансовым планом действий. Бюджет – понятие западное, аналогичное нашему «смета». Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличии от отчета о прибылях и убытках или баланса не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета, размера предприятия, квалификации разработчиков и т.д.

Избыток информации в бюджете затемняет значение и точность данных, а недостаточность информации может привести к непониманию. Бюджет может не содержать данных о доходах и расходах, они могут быть не сбалансированы, могут быть в неденежном выражении: в часах, ед. продукции и т.д. Бюджет может рассчитываться как для организации в целом, так и для отдельных подразделений.

Функции бюджета: планирование, координирование, стимулирование, контроль, оценка, средство обучения менеджеров.

До недавнего времени принято было  сравнение текущих результатов с результатами за прошлый месяц, но здесь имеется недостаток: не учитываются изменения в направлении деятельности и планируемых программах на следующий год. Сравнение фактических данных с бюджетными указывает области куда следует направить внимание и необходимые действия. Анализ отклонений между реальными и бюджетными данными позволяет: а) Выявить проблемную область, которая требует первоочередного внимания; б) Выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета; в) Показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени нереален.

Общий бюджет представляет собой скоординированный план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов: оперативного и финансового.

Оперативный бюджет называется текущим, периодическим. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. Включает в себя следующие виды бюджетов:

1.                  Бюджет продаж. Определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Прогноз объема продаж является критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

2.                  Бюджет расходов по продаже. В нем детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом в будущем периоде. За его разработку и исполнение несет ответственность отдел продаж.

3.                  Производственный бюджет. Разрабатывается на основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и количестве единиц продаж.

4.                  Бюджет закупки\ использования материалов. В нем определяются сроки закупки и количество материалов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.

5.                  Бюджет трудовых затрат определяет необходимое рабочее время в часах, получаемое умножением количество единиц продуктов на норму затрат труда в часах на единицу.

6.                  Бюджет ОПР – план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем.

7.                  Бюджет общих и административных расходов – план текущих операционных расходов отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Необходим для подготовки бюджета наличных средств.

Финансовый бюджет – это план в котором отражается предполагаемые источники финансовых средств и направление их использования включая:

1.Бюджет капитальных затрат – план долгосрочных капиталовложений. Проблема состоит в том чтобы решить какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связанно с определением рентабельности инвестиции.

2.Бюджет денежных средств – план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта смета показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого ее разрабатывают. При подготовке бюджета денежных средств необходимо концентрироваться на времени фактического поступления денежных средств, а не на времени исполнения хозяйственных операций.

Информация о работе Лекции по "Экономике"