Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:19, курс лекций

Краткое описание

Современные условия хозяйствования ставят предприятия перед необходимостью решения проблемы их выживания в долгосрочной перспективе. При этом функционирование предприятия должно быть финансово устойчивым и рентабельным. Инструментом, помогающим перевести управление предприятия на качественно новый уровень, является контроллинг.
Контроллинг – это система управления процессом достижения всех целей, стоящих перед предприятием.

Оглавление

Концепция контроллинга как инструмента управления предприятием.
Классификация издержек предприятия.
Характеристика методов деления издержек на постоянные и переменные.
Цели, задачи и возможности операционного анализа.
Метод расчета сумм покрытия.
Анализ возникающих в организации узких мест.
Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства.
АВС – анализ.
Анализ и оценка отклонений в системе текущего контроллинга.
Бюджетное планирование.
Характеристика приемов и инструментов стратегического контроллинга и особенности их использования.
Методы ценообразования, базирующиеся на затратах.

Файлы: 1 файл

контроллинг.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Б) частично регулируемые (произвольные) — возникают в результате решений, принимаемых руководителем периодически. Жёсткая связь между «входом» и «выходом» процесса производства отсутствует (затраты на рекламу, маркетинг)

В) слабо регулируемые (заданные) — на их величину невозможно воздействовать в краткосрочном периоде (затраты на строительство производственно корпуса).

В заключении следует отметить, что цель классификации затрат — выделить из общей массы релевантную часть (часть, на которую можно повлиять в данный момент). Поэтому способ классификации будет зависеть от конкретной задачи, стоящей перед руководителем. Следовательно, классификация затрат должна быть увязана со спецификой конкретных задач.

 

Тема: « Характеристика методов деления издержек на постоянные и переменные»

 

Многие затраты являются полупеременными, т.е. ведут себя и как постоянные (одна компонента), и как переменные (другая компонента). В целях планирования и контроля такие затраты следует разделять на постоянные и переменные компоненты. Для разделения смешанных издержек на постоянные и переменные части используют различные методы.

1. Метод, основанный на записях в бухгалтерских регистрах (в этом случае анализируются бухгалтерские проводки по регистрам). В частности, по главной книге. Каждая из сумм, относящаяся на производственные счета классифицируется как переменные, постоянные и смешанные затраты. После определения типа затрат определяется их сумма. Этот метод очень трудоёмкий.

2. Метод высшей и низшей точки. Основан на наблюдении затрат при максимальных и минимальных объёмах производства. Методика расчета состоит из следующих этапов:

1) определяют разницу между максимальным и минимальным уровнем объёма производства за анализируемый период.

2) определяют разницу между суммой затрат при максимальном объеме производства и суммой затрат при минимальном объеме производства. 

3) определяют ставку переменных затрат на единицу продукции как отношение п.2/п.1

4) определяют сумму переменных затрат для максимального и минимального уровней. 

Для максимального: ставка переменных издержек * максимальный объем производства.

Для минимального: ставка переменных издержек * минимальный объем производства.

5) находят величину постоянных затрат: суммарные затраты минус переменные затраты.

3. Метод корреляции или визуальный. Основан на использовании корреляционного анализа, хотя сами коэффициенты корреляции не определяются. Методика расчета состоит из следующих этапов:

1) составляется график на основе наблюдений о совокупных издержках;

2) все точки наносятся на график, заполняя корреляционное поле;

3) затем проводится визуальная линия совокупных затрат, которая пересекается с осью ординат и показывает величину постоянных затрат, зная величину постоянных затрат находим переменную часть. Недостаток: очень приблизительный метод.

4. Метод наименьших квадратов. Согласно этому методу прямая затрат строится таким  образом, чтобы сумма квадратов отклонений до всех точек теоретической линии регрессии была бы минимальной.

Y = a+bx (называется уравнением регрессии).

Где а – постоянные затраты, bx — переменные затраты на одну единицу.

Необходимо решить следующую систему уравнений.

xy=ax+bx2

y=na+ bx

n – количество наблюдений

Алгоритм:

1.                  рассчитываем сумму x и y, сумму xy, x2

2.                  рассчитанные величины подставляем в уравнение

3.                  система уравнений решается относительно одного параметра, чаще всего – b.

4.                  зная b, находим a. Преимущество: наиболее точный метод.

 

 

 

 

Тема: «Цели, задачи и возможности операционного анализа»

 

Операционный (внутренний) анализ является одним из самых простых и эффективных методов финансового анализа. Основная его цель сводится к оперативному и стратегическому планированию. Операционный анализ также носит название анализ «Издержки-Объем-Прибыль». Операционный анализ – анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь издержек, выручки, объема производства и прибыли. Указанные взаимосвязи  формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы при изменении одного из вышеперечисленных параметров: издержки, объем производства, прибыль.

Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически. Графическое построение модели приведено на рис.

Рис. График расчета «мертвой точки»

«Мертвая точка» или критическая точка, или точка безубыточного объема производства, т.е. такой объем производства продукции при котором предприятие еще не имеет прибыли, но уже не имеет убытков.

Рассматриваемая взаимосвязь также может быть выражена и аналитически следующей формулой:

ВР=ПЗ+ФЗ+П, где ВР - выручка от реализации продукции, ПЗ -переменные затраты, ФЗ –постоянные затраты, П – прибыль. В критической точке прибыль предприятия равна нулю и задача проведения операционного анализа сводится к определению критического объема производства (порог рентабельности) и определению запаса финансовой прочности предприятия (имеющийся объем производства минус порог рентабельности).

Операционный анализ сводиться также к такому понятию как операционный (производственный) рычаг (ОР), действие которого проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики ПЗ и ФЗ на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень ФЗ, тем больше ОР. Сила ОР свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия. Это еще одно достоинство данного анализа.

 

Порядок расчета ключевых элементов операционного анализа.

Проведение операционного анализа сводится к расчету его ключевых элементов:

a.      Валовая маржа= Выручка – Переменные издержки

b.     Коэффициент валовой маржи = валовая маржа/выручка

Процент валовой маржи = валовая маржа/выручка * 100%

c.      Порог рентабельности = Постоянные издержки/Коэффициент валовой маржи

d.     Запас финансовой прочности:

в рублях = Выручка – Порог рентабельности

в процентах к выручки = Запас финансовой прочности в рублях / Выручка

5. Прибыль = Запаса финансовой прочности * Коэффициент валовой маржи

6. Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа / Прибыль

Действие силы операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики ПЗ и ФЗ на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень ФЗ, тем больше ОР. Сила ОР свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

 

Тема: «Метод расчета сумм покрытия»

 

Сумма покрытия представляет собой разность между выручкой от продажи и переменными затратами. Таким образом, прибыль возникает в том случае, если, накопленные суммы покрытия по всей проданной продукции становятся больше величины постоянных затрат предприятия. Эту взаимосвязь можно выразить следующим образом:

 

              Существует одноступенчатый и многоступенчатый расчет суммы покрытия издержек.

1. Одноступенчатый. ВР (3000) – ПЗ (1000) = СП (2000) – ФЗ (500) = П (1500)

2. Многоступенчатый.

I   А: ВР – ПЗ = СП 1 = ФЗ А = СП 2     

      Б: ВР – ПЗ = СП 1 = ФЗ Б = СП 2

II   А: ВР – ПЗ = СП 1 = ФЗ А = СП 2    

      Б:  ВР – ПЗ = СП 1 = ФЗ Б = СП 2

Многоступенчатый расчет покрытия издержек особенно важен при оптимизации и планировании производственной программы, так как позволяет ответить на следующие вопросы: собственное производство или поставки со стороны, какие продукты, в каких количествах, с использованием каких технологических процессов, в течении какого периода, с какой выручкой, с какими ПЗ, ФЗ, СП, П, рентабельностью?

 

Тема: «Анализ возникающих в организации узких мест»

 

Задача текущего планирования производственной программы заключается в определении номенклатуры и объемов производства. Для этого должны быть известны следующие данные: цены, затраты на производство, загрузка мощностей каждым видом продукции, располагаемые производственные мощности.

Проблематика планирования производственной программы определяется прежде всего видом и количеством узких мест в производстве. Если на предприятии таких мест нет, то критерием принятия решения является абсолютная величина суммы покрытия, которая должна быть положительной. Когда в организации возникает узкое место, для оптимизации производственной программы необходимо использовать относительную сумму покрытия, которую определяют в единицу времени узкого места.

Относительная сумма покрытия = Абсолютная сумма покрытия единицы продукции / Время изготовления единицы продукции

Таким образом, необходимо определить, сколько минут и часов необходимо для обработки отдельных продуктов на участке, являющемся  узким местом. Если время изготовления известно, следует ранжировать продукты по величине относительной суммы покрытия. В соответствии с этим рангом продукты до тех пор включаются в производственную программу в максимально возможном для продажи количестве, пока не будут использованы имеющиеся мощности в узком месте.

 

 

Тема: «Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства»

 

Цель проведения предельного анализа состоит в определении оптимальной суммы затрат, прибыли и цены, что достигается при оптимальном количестве производимой продукции.

Объем производства продукции, цена продукта и издержки (затраты на производство продукции) находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможно при определенных сочетаниях между этими величинами. В связи с этим основными задачами предельного анализа является определение суммы предельного дохода и суммы предельных издержек. Приравнивая данные величины в ходе проведения последующего анализа можно определить оптимальный объем производства. Предельный доход – это прирост выручки от реализации на единицу прироста количества производимого продукта. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на производство продукции, приходящемуся на единицу прироста количества продукта.

Чтобы прибыль была максимальной, необходимо равенство предельных издержек и предельного дохода. Это соотношение позволяет найти оптимальный размер объема производства при известных (или заданных) функциях спроса и издержек. Неизвестные параметры также находятся по методу наименьших квадратов на основе составления и решения системы нормальных уравнений.

Анализ зависимости между ценой продукта и его количеством в динамике позволяет выбрать для функции спроса линейную форму вида Р = а0 + ai · Q. По методу наименьших квадратов определяются неизвестные параметры а0 и ai на основе составления и решения системы нормальных уравнений вида

                                          (1)

где: п – число наблюдений (лет);

Рi – цена единицы продукта;

Qi – количество продукции в натуральном выражении.

Анализ зависимости между издержками и количеством выпускаемой продукции в динамике позволяет для функции издержек выбрать также линейную форму связи вида С = b0 + bi · Q

Неизвестные параметры b0 и b1 также находятся по методу наименьших квадратов на основе составления и решения системы нормальных уравнений вида

                                          (2)

где условные обозначения соответствуют принятым ранее.

Приравнивая друг к другу С и Р, находят величину оптимального выпуска продукции Q.

Зная оптимальный размер выпуска, можно определить цену продукта, выручку, прибыль и издержки производства.

 

 

Тема: «АВС – анализ»

 

В контроллинге АВС-анализ имеет особое значение, поскольку позволяет проводить целенаправленные и экономичные мероприятия. При АВС-анализе сопоставляются показатели в натуральном и стоимостном выражении. Исследования, проводимые в организациях показывают, что относительно небольшие величины в натуральном выражении, взятые из некоторой совокупности, дают относительно большие стоимостные значения. Поэтому руководство должно выявить в организацуии те небольшие величины в натуральном выражении, которым соответствуют большие стоимостные значения. Тогда можно относительно быстро воздействовать на всю совокупность в соответствии с целевыми представлениями.

АВС-анализ может быть применен в области материально-технического снабжения, производстве и сбыте. Так в области в области материально-технического снабжения рассматривается количество и стоимость деталей по поставщикам. В производстве может быть проведено исследование изменения постоянных затрат, исследование затрат по элементам, местам возникновения и объектам калькулирования. В области сбыта интерес представляют поступающие заказы и продаваемая продукция. АВС-анализ используется также для оценки степени важности задач, решаемых руководителями подразделений, для организации работы с клиентами, то есть АВС-анализ позволяет выявить тех клиентов, с которыми необходимо работать в первую очередь и соответственно решить вопрос о скидках.

Информация о работе Лекции по "Экономике"