Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:05, курс лекций
Введение в экономику
Экономическая теория: предмет, методы, функции. Основные методологические принципы
Две последних стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой — большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.
Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или юристов, парикмахерские и косметические услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок — к монополистической конкуренции.
Важнейшие макроэкономические показатели произведенного продукта, доходов и расходов тесно связаны между собой. Принципиальная идея о связи макроэкономических показателей отражена в системе национальных счетов, которые рассчитываются в каждой стране.
Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.
Система национальных счетов играет особую роль в экономике:
Важнейшими разделами СНС являются счет производства товаров и услуг, счет использования валового внутреннего продукта, счет образования доходов. Данные системы национальных счетов России ежегодно публикуются Государственным комитетом по статистике РФ в книге «Национальные счета России. Статистический сборник».
Главные макроэкономические показатели системы национальных счетов являются:
Разница между ВВП и ВНП небольшая — это чистая стоимость продукции (чистый доход), созданной на территории России с помощью ресурсов, принадлежащих иностранцам.
Существуют и другие показатели СНС, используемые в макроэкономике, в частности к ним относятся следующие показатели:
Стоимость ВВП включает все доходы, созданные в обществе, плюс потребление основного капитала, то есть амортизационные отчисления. Последняя часть стоимости ВВП участвует в его создании, но не является доходом. Поэтому, чтобы перейти к показателю национального дохода, необходимо вычесть из ВВП величину амортизационных отчислений, чистый доход, созданный в стране иностранными факторами производств, косвенные налоги на бизнес. В результате мы получим сначала показатель чистого внутреннего продукта, а затем показатель национального дохода.
Чистый внутренний продукт (NDP) — это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве.
Вычтя из стоимости чистого внутреннего продукта величину чистого дохода, полученного иностранцами, мы получим более реальную величину национального дохода, созданного в стране. Кроме этого, из валового внутреннего продукта необходимо вычесть и косвенные налоги на бизнес. Они не являются платой за использование того или иного фактора производства и не входят в состав произведенного национального дохода. В результате в составе национального дохода остаются: заработная плата наемных работников, доход самостоятельно занятых, прибыль предприятий, процент, рентные доходы.
Национальный доход (NI) представляет собой совокупный доход общества, произведенный в экономике и полученный владельцами всех факторов производства. Он рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.
Если представить, что национальный доход распределен между домашними хозяйствами — владельцами ресурсов, то они будут выплачивать индивидуальные налоги. Вычтя индивидуальные налоги из национального дохода и добавив трансфертные платежи, то есть различные социальные выплаты, мы получим макроэкономический показатель располагаемого дохода. (Разницу между индивидуальными налогами и трансфертными платежами называют чистыми налогами.) Остающийся располагаемый доход в свою очередь используется на потребление и сбережения.
Располагаемый доход (YD) — это доход, остающийся в распоряжении домашних хозяйств после вычета чистых индивидуальных налогов из национального дохода.
Соотношение между показателями системы национальных счетов можно представить в виде простейших уравнений:
Совокупный спрос ( ) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен.
Совокупное предложение ( ) — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.
Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.
Основным фактором, влияющим на , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.
Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.
Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.
Последствия увеличения AD зависят от того, на каком отрезке AS оно проходит:
Сокращение AD должно привести к следующим последствиям:
Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия снижения AD на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение AD из положения в (рис. 2.4) может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Рассмотрим действие этого эффекта с помощью рис. 2.4.
Эффект храповика
Первоначальный рост AD, до состояния привел к установлению нового макроэкономического равновесия в точке , для которой характерен новый равновесный уровень цен и объем производства . Падение совокупного спроса от состояния до , не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия , поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне . В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние , а реальный уровень производства снизится до уровня .
Как мы выяснили эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде.
Почему же цены не имеют тенденции к снижению?
Однако в долгосрочном периоде при падении цены будут понижаться, но даже в этом случае экономика вряд ли сможет вернуться в первоначальную точку равновесия.
2.6 Последствия падения AS
2.5 Последствия роста AS
Смещение кривой AS. При увеличении совокупного предложения экономика перемещается в новую точку равновесия, для которой будет характерно снижение общего уровня цен при одновременном росте реального объема производства. Снижение совокупного предложения привезет к росту цен и уменьшению реального ЧНП (рис. 2.5 и 2.6).
Безработица – вынужденная незанятость, которая возникает по причине нарушения равновесия между спросом и предложением на труд(термин Британия 1911г.)
Безработица
— социально-экономическое явление, когда
часть экономически активного населения
не находит себе работу и становится «лишним».
По определению Международной организации
труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным
считается любой, кто на данный момент
времени не имеет работы, ищет работу и
готов приступить к ней, т.е. только тот
человек, который официально зарегистрирован
на бирже труда. Численность безработных
в каждый конкретный период зависит от
цикла и темпов экономического роста,
производительности труда, степени соответствия
профессионально-
Коэффициент занятости — удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны.
Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы.