Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:05, курс лекций
Введение в экономику
Экономическая теория: предмет, методы, функции. Основные методологические принципы
Концепция цены, то есть суть ее понимания различными экономистами трактуется неоднозначно.
Марксисты под ценой понимают денежное выражение стоимости товара. Основой стоимости является труд, а его величина определяется теми затратами времени, которые общество при данных условиях признает необходимым. Цена может отклоняться от стоимости под воздействием спроса и предложения. Но в основе цены лежит стоимость товара. Следовательно, цена имеет объективную основу – стоимость.
Маржиналистская трактовка. По их мнению, цена есть субъективная оценка покупателем полезности данного товара. Или другими словами, цена – это ценность, выражаемая в определенном количестве денег. Для определения цены – оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.
«Компромиссный подход», предложенный западным ученым А. Маршаллом. Суть его: цена определяется двумя факторами – полезностью и издержками производства. Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть, по крайней мере, ниже издержек производства. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне. Равновесная цена по А. Маршаллу – это та максимальная цена, которую потребитель признает исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар, исходя из издержек на его производство.
Функции цены
Учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей.
Информационная – дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия.
Стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса.
Распределительная – производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода.
Балансирующая – связь спроса и предложения через цену.
Социальная – цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества.
Все функции тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной из них отрицательно сказывается и на других.
Процесс производства материальных благ и услуг предполагает функционирование совокупности различных факторов. Среди них согласно современной экономической теории обычно выделяются четыре основные группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Данные факторы, без которых невозможно производство, можно объединить как факторы предложения.
Земля, являясь естественным фактором, выступает в качестве всеобщего средства производства. К этому фактору относятся сельскохозяйственные земли, залежи полезных ископаемых, леса и другие природные богатства.
Капитал в своей материально-вещественной форме выступает в виде производственных основных фондов, используемых для производства товаров и услуг, играет решающую роль в интенсификации производства и повышении его экономической эффективности.
Труд представляет собой деятельность, связанную с затратой человеческого капитала (совокупность интеллектуальных, профессиональных, физических, психических и других способностей человека) и направленную на изготовление материальных благ и оказание услуг. Инвестиции в человеческий капитал, способствующие повышению общеобразовательного и профессионального уровня личности, являются весьма эффективными и быстро окупаются, хотя и увеличивают заработную плату.
Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли (или личного дохода), осуществляемую от своего лица, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Данная деятельность предполагает предпринимательскую способность как особый вид человеческого капитала, состоящий в организации соединения факторов производства для создания товаров и услуг, приносящих доход и удовлетворяющих общественные потребности.
Взаимодействие факторов
Любое производство может осуществляться только с помощью определенной совокупности взаимосвязанных факторов, будь то земля, труд, капитал и т.п. Поэтому, как правило, только в абстракции можно представить изолированный фактор производства, даже если таким фактором является труд.
В реальном производстве все факторы взаимодействуют друг с другом.
Может
случиться даже, что если в некоторых
технологических процессах
В результате взаимодействия факторы усиливают друг друга, когда комбинируются в надлежащей пропорции. Поэтому только надлежащее сочетание факторов в определенном соотношении может обеспечить выпуск дополнительного продукта.
Современное производство требует совокупного использования факторов. При этом следует учитывать, что факторы обладают таким свойством, как взаимозамещение. Это означает возможность использования различных факторов в разнообразных структурных комбинациях и количественных пропорциях. Целесообразность и эффективность взаимозамещения обусловлена возможностью использования менее редких факторов производства, имеющих низкую цену.
Так, в результате снижения цены на технику становится выгодным уменьшить применение живого труда. При высоких ценах на технику более выгодно использовать дешевую рабочую силу. Однако в условиях НТР все большее значение приобретает применение капитала, воплощенного в высокопроизводительных основных фондах. Предприниматель должен выбрать самую доходную технику и технологию производства, при которых дорогой и редкий фактор, повышающий издержки производства, замещался бы более дешевым и эффективным, чтобы успешнее решать в условиях рынка триединую проблему — «что», «как» и «для кого» производить.
Производственная функция – функция, описывающая зависимость количества продукта, которое может произвести фирма, от объемов, затраченных ресурсов.
Производственная функция показывает зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции, позволяя определить максимально возможный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов, или минимально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного объема выпуска продукции. Производственная функция суммирует только технологически эффективные приемы комбинирования ресурсов для обеспечения максимального выпуска продукции. Любое усовершенствование в технологии производства, способствующее росту производительности труда, обусловливает новую производственную функцию.
Производственная функция во многом похожа на функцию полезности, в теории потребления. Это объясняется тем, что по отношению к ресурсам фирма является потребителем и производственная функция характеризует именно эту сторону производства – производство как потребление.
В теории производства традиционно используются двухфакторная производственная функция, в которой объем производства, является функцией использования ресурсов труда и капитала:
Q = f (L,K).
Анализ производства будет с помощью изоквант неполным, поскольку здесь используются натуральные показатели: затрат ресурсов и выпуска продукции.
Максимизировать выпуск продукции при данных издержках позволяет изокоста.
Изокоста показывает все комбинации ресурсов, приобретение которых требует равных затрат:
С — Бюджет производителя, Р1, P2 — цена ресурсов.
C = K*P1 + L*P2.
Точка касания изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных денежных средствах на покупку ресурсов (K и L).
Принцип снижающейся предельной производительности
Если один фактор является постоянным, а другой – переменным, то по мере наращивания переменного фактора наступает такой момент, когда дополнительные затраты переменного фактора дают все меньшую отдачу.
Фирма использует ресурсы только тогда, когда их производительность положительна. Фирма несет затраты на ресурсы и заинтересована в их окупаемости.
Совершенная
(свободная) конкуренция основана на
частной собственности и
а) наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
б) однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью или полной заменяемостью с точки зрения потребителя. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
в) отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него);
г) доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка. Продавцы действуют независимо друг от друга.
В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис., и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы.
В
силу однородности продукции и наличия
большого количества совершенных заменителей,
ни одна фирма не может продавать
свой товар по цене, хоть немного
превышающей цену равновесия, Ре. С
другой стороны, отдельная фирма
очень мала по сравнению с совокупным
рынком, и она может продать
всю свою продукцию по цене Ре, т.е.
у нее нет необходимости
Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.
1. Совокупный доход (TR) — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,
представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем на величину, равную рыночной цене Ре.
2. Средний доход (AR) — доход от реализации единицы продукции,
определяется рыночной ценой равновесия Ре, а кривая совпадает с кривой спроса фирмы. По определению
3. Предельный доход (MR) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска,
Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска.
По определению
так как
Все функции дохода представлены на рис.
Рис. Доход фирмы-конкурента
Определение оптимального объема выпуска
При
совершенной конкуренции
Исходя из существующих в данный момент времени рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный объем выпуска, т.е. объем выпуска, обеспечивающий фирме максимизацию прибыли (или минимизацию издержек, если получение прибыли невозможно).
Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума:
1. Метод
совокупных издержек —
Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC будет максимально большой.