Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:05, курс лекций

Краткое описание

Введение в экономику
Экономическая теория: предмет, методы, функции. Основные методологические принципы

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 987.12 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">Рыночные  системы

Экономика свободной конкуренции или, как  ее нередко называют, чистый капитализм (Рыночная экономика)

Отличительные черты

  • частная собственность на все виды инвестиционных ресурсов;
  • рыночный механизм действует на основе свободной конкуренции, т.е. конкуренция ничем не ограничена;
  • существует множество самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого вида товара и услуги (вход и выход в систему ничем не ограничивается), каждый из которых руководствуется только своими целями и интересами. Результат их деятельности зависит от объема предлагаемых на рынке производственных ресурсов, численности и состава трудовых ресурсов и, естественно, от величины спроса на производимую продукцию;
  • цена складывается на основе спроса и предложения;
  • низкая социальная защищенность.

Экономика свободной конкуренции  сформировалась в середине XVIII в. и  просуществовала до конца XIX — начала XX столетия. Кроме вышесказанного, для нее характерным было рассеяние экономической власти, когда никто из субъектов рынка не мог ущемить интересы друг друга: только ограниченность ресурсов и конкуренция производителей и потребителей выступали теми реальными факторами, с которыми приходилось считаться субъектам рыночных отношений. Государство в этой системе не вмешивалось в экономическую жизнь. Его задача сводилась к тому, чтобы гарантировать право частной собственности, соблюдать строгий правовой порядок в обществе. Подобную ситуацию на рынке А.Смит характеризовал как Laissez faire, что в буквальном смысле означает «пусть идет, как идет» или «пусть идет своим чередом».

В настоящее время классического  капитализма или системы чистого  рынка свободной конкуренции  уже нет ни в одной стране.

Современная рыночная экономика, называемая также «современным капитализмом»

Основные черты:

    1. возникновение и развитие государственной собственности;
    2. активное вмешательство государства в экономическую деятельность;
    3. создание достаточно сильной системы социальной защищенности, в т.ч. государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения.

К смешанной относится экономика, в условиях которой существуют предприятия  и структуры, относящиеся к разным типам и видам собственности и использующие разнообразные формы хозяйствования. Такая экономика была и в нашей стране в 20-е гг., в период НЭПа, когда в народном хозяйстве функционировали пять общественно-экономических укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм, или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм, как и социалистический уклад, олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной; наконец, патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Связующим звеном в этой сложной и весьма противоречивой системе хозяйства выступал рыночный механизм.

Смешанной экономикой являются национальные хозяйства современных цивилизованных стран. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах существуют государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, индивидуальные частные фирмы. Эти сферы экономики находятся под влиянием рыночного регулирования и под государственным воздействием. В то же время существует множество национальных моделей смешанной экономики.

  1. Рынок: понятия, условия  возникновения, функции

Рынок – механизм саморегулирования с использованием трех индикаторов: спроса, предложения и цены.

Рынок – форма организации хоз. жизни, способ взаимодействия двух хоз. субъектов продавца и покупателя (спроса и предложения) на основе свободы предпринимательской деятельности, конкуренции, свободы цен и частной собственности.

Рынок – это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.

Рынок – сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства.

Рынок – совокупность товарно-денежных отношений

Рынок обусловлен некоторыми принципами, которые основываются на свободе человека, его предпринимательским таланам, на справедливом отношении к ним государства.

Функции рынка

  1. Через рынок осуществляется регулирование общественного производства ( что, как, для кого производить);
  2. Посредническая. Через рынок устанавливается связь между производителем и потребителем;
  3. Ценообразующая. Функция установления цен;
  4. Через рынок происходит учет затрат на производство продукции;
  5. Согласование производства и потребления, поддержание сбалансированного спроса и предложения по объему и структуре;
  6. Установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов;
  7. Экономическая эффективность производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с минимальными затратами;
  8. Стимулирование НТП;
  9. Обеспечение пропорционального развития регионов и областей. (распределение и перераспределение экономических ресурсов между отраслями и субъектами хоз. деятельности);
  10. Обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления;
  11. Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений необходимых хоз. субъектам;
  12. Санирующая. Очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хоз. единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм;
  13. Социальная. Рынок дифференцирует производителей. Предоставляет государству лучшие возможности для достижения соц. справедливости в национальной экономике.

Условия возникновения рынка

  1. Общественное разделение труда возникшее в древности (по полу, скотоводство/земледелие, появление классов(купцов, мануфактурщиков, ремесленников))
  2. Экономическая и географическая обособленность производителей (то что нужно на юге не нужно на севере)
  3. Самостоятельность производителя

Условия существования рынка: Товар, Деньги, Собственность, Экономические агенты, Конкуренция

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

 

 

Разновидности структур рынка:

  • Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты. Барьеров входа, выхода нет. Много потребителей много продавцов.
  • Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка. Барьеров входа есть, выхода нет. Много потребителей немного продавцов.
  • Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
  • Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
  • Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги. Барьеров входа, выхода есть. Много потребителей 1 продавцец.
  • Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
  • Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
  • Совершенная конкуренция теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса. Барьеров входа, выхода нет. Много потребителей много продавцов.
  1. Товар: сущность, свойства, классификация

Товар является одним из элементов комплекса маркетинга, наряду с ценой, методами распространения и продвижения. Товар — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть не только физические объекты, но и услуги, лица, места, организации, идеи и т.д.

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Продукты, произведённые для личного потребления, товарами в экономическом смысле не являются.

Товар имеет меновую (пропорция, в которой один товар обменивается на другой) и общепотребительскую стоимость.

Существует три уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением.

1. Товар по замыслу — сердцевина понятия товара в целом. На этом уровне дают ответ на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар — это заключенная в упаковку услуга, для решения какой-то проблемы. Например, покупатели приобретают не сверла определенного диаметра, а отверстия того же диаметра. Поэтому, задача деятеля рынка — выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.

2. Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Губная помада, компьютеры и т.д. — все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: качеством, свойствами, внешним оформлением, марочным названием и упаковкой.

3. И, наконец, разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод (поставку и кредитование, монтаж, послепродажное обслуживание, гарантии), составляющих товар с подкреплением. Если рассматривать компьютер, то подкреплением к товару служат инструкции, рабочие программы, услуги по доставке, программированию, ремонту, гарантии и др. Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом.

Классификация товаров в условиях маркетинга. Группы товаров:

1. Товары длительного пользования — выдерживают многократное использование;

2. Товары кратковременного пользования — потребляются за один или несколько циклов использования;

3. Услуги.

Классификация товаров широкого потребления:

1. Товары повседневного спроса: приобретаются без раздумий и сравнения; 
- Основные товары повседневного спроса — зубная паста, кетчуп; 
- Товары импульсивной покупки — журнал, жевательная резинка; 
- Товары для экстренных случаев — зонтики, лопаты. 
2. Товары предварительного выбора: перед приобретением сравниваются варианты: 
- Схожие — одно качество, разные цены; 
- Несхожие — должны иметь широкий ассортимент. 
3. Товары особого спроса: имеют уникальные характеристики и марочные предпочтения, не сравниваются; 
4. Товары пассивного спроса: об их покупке не задумываются (страхование жизни, энциклопедии). Требуют личной продажи.

Потребительские свойства товара:

    1. Свойства социального назначения: востребованность товара потребителями, зависит от платежеспособности и общественных норм потребления. Кроме того, от сезона, стиля и моды.
    2. Функциональные свойства: способность удовлетворять потребности покупателя. Делятся на три группы:

Информация о работе Лекции по "Экономике"