Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:05, курс лекций
Введение в экономику
Экономическая теория: предмет, методы, функции. Основные методологические принципы
Экономика свободной конкуренции или, как ее нередко называют, чистый капитализм (Рыночная экономика)
Отличительные черты
Экономика свободной конкуренции сформировалась в середине XVIII в. и просуществовала до конца XIX — начала XX столетия. Кроме вышесказанного, для нее характерным было рассеяние экономической власти, когда никто из субъектов рынка не мог ущемить интересы друг друга: только ограниченность ресурсов и конкуренция производителей и потребителей выступали теми реальными факторами, с которыми приходилось считаться субъектам рыночных отношений. Государство в этой системе не вмешивалось в экономическую жизнь. Его задача сводилась к тому, чтобы гарантировать право частной собственности, соблюдать строгий правовой порядок в обществе. Подобную ситуацию на рынке А.Смит характеризовал как Laissez faire, что в буквальном смысле означает «пусть идет, как идет» или «пусть идет своим чередом».
В настоящее время классического
капитализма или системы
Современная рыночная экономика, называемая также «современным капитализмом»
Основные черты:
К смешанной относится экономика,
в условиях которой существуют предприятия
и структуры, относящиеся к разным типам
и видам собственности и использующие
разнообразные формы хозяйствования.
Такая экономика была и в нашей стране
в 20-е гг., в период НЭПа, когда в народном
хозяйстве функционировали пять общественно-экономических
укладов: социалистический, частнокапиталистический,
государственно-
Смешанной экономикой являются национальные
хозяйства современных
Рынок – механизм саморегулирования с использованием трех индикаторов: спроса, предложения и цены.
Рынок – форма организации хоз. жизни, способ взаимодействия двух хоз. субъектов продавца и покупателя (спроса и предложения) на основе свободы предпринимательской деятельности, конкуренции, свободы цен и частной собственности.
Рынок – это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.
Рынок – сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства.
Рынок – совокупность товарно-денежных отношений
Рынок обусловлен некоторыми принципами, которые основываются на свободе человека, его предпринимательским таланам, на справедливом отношении к ним государства.
Функции рынка
Условия возникновения рынка
Условия существования рынка: Товар, Деньги, Собственность, Экономические агенты, Конкуренция
Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Разновидности структур рынка:
Товар является одним из элементов комплекса маркетинга, наряду с ценой, методами распространения и продвижения. Товар — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть не только физические объекты, но и услуги, лица, места, организации, идеи и т.д.
Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Продукты, произведённые для личного потребления, товарами в экономическом смысле не являются.
Товар имеет меновую (пропорция, в которой один товар обменивается на другой) и общепотребительскую стоимость.
Существует три уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением.
1. Товар по замыслу — сердцевина понятия товара в целом. На этом уровне дают ответ на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар — это заключенная в упаковку услуга, для решения какой-то проблемы. Например, покупатели приобретают не сверла определенного диаметра, а отверстия того же диаметра. Поэтому, задача деятеля рынка — выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.
2. Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Губная помада, компьютеры и т.д. — все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: качеством, свойствами, внешним оформлением, марочным названием и упаковкой.
3. И, наконец, разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод (поставку и кредитование, монтаж, послепродажное обслуживание, гарантии), составляющих товар с подкреплением. Если рассматривать компьютер, то подкреплением к товару служат инструкции, рабочие программы, услуги по доставке, программированию, ремонту, гарантии и др. Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом.
Классификация товаров в условиях маркетинга. Группы товаров:
1. Товары длительного пользования — выдерживают многократное использование;
2. Товары кратковременного пользования — потребляются за один или несколько циклов использования;
3. Услуги.
Классификация товаров широкого потребления:
1. Товары повседневного спроса: приобретаются
без раздумий и сравнения;
- Основные товары повседневного спроса
— зубная паста, кетчуп;
- Товары импульсивной покупки — журнал,
жевательная резинка;
- Товары для экстренных случаев — зонтики,
лопаты.
2. Товары предварительного выбора:
перед приобретением сравниваются варианты:
- Схожие — одно качество, разные цены;
- Несхожие — должны иметь широкий ассортимент.
3. Товары особого спроса: имеют уникальные
характеристики и марочные предпочтения,
не сравниваются;
4. Товары пассивного спроса: об их покупке
не задумываются (страхование жизни, энциклопедии).
Требуют личной продажи.
Потребительские свойства товара: