Главным показателем инфляции выступает
темп (или уровень) инфляции который
рассчитывается как процентное отношение
разницы уровней цен текущего и предыдущего
года к уровню цен предыдущего года:
где Pt — общий уровень цен (дефлятор
ВВП) текущего года, а Pt
– 1 — общий уровень цен (дефлятор ВВП)
предыдущего года. Таким образом, показатель
темпа инфляции характеризует не темп
роста общего уровня цен, а темп прироста
общего уровня цен.
Рост уровня цен приводит к снижению
покупательной способности денег.
Под покупательной способностью
(ценностью) денег понимают количество
товаров и услуг, которое можно купить
на одну денежную единицу. Если цены на
товары повышаются, то на одну и ту же сумму
денег можно купить меньше товаров, чем
раньше, поэтому ценность денег падает.
Виды инфляции
Если критерием служит темп (уровень) инфляции,
то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую
инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию.
- Умеренная
инфляция измеряется процентами в год,
и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот
вид инфляции считается нормальным для
современной экономики и даже считается
стимулом для увеличения объема выпуска.
- Галопирующая
инфляция также измеряемую процентами
в год, но ее темп выражается двузначными
числами и считается серьезной экономической
проблемой для развитых стран.
- Высокая
инфляция измеряется процентами в месяц
и может составить 200-300% и более процентов
в год (заметим, что подсчете инфляции
за год используется формула «сложного
процента»), что наблюдается во многих
развивающихся странах и странах с переходной
экономикой.
- Гиперинфляцию,
измеряемую процентами в неделю и даже
в день, уровень которой составляет 40-50%
в месяц или более 1000% в год. Классическими
примерами гиперинфляции являются ситуация
в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда
темпы роста уровня цен составили 1012 и
в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где
уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при
среднемесячном росте в 198 раз.
По сбалансированности:
- Сбалансированная
– цены различных товаров изменяются
относительно друг друга (не страшна для
бизнеса (увеличилась цена на сырье =>
увеличились цены на конечный продукт));
- Несбалансированная
– цены различных товаров постоянно изменяются
по отношению друг к другу, причем в различных
пропорциях. (Представляет большую угрозу
для экономики).
По степени ожидаемости:
- Ожидаемая
– прогнозируется заранее с достаточной
степенью надежности, зачастую является
прямым результатом действия правительства;
- Неожидаемая
– внезапный скачек цен, что негативно
сказывается на системе налогообложения
и денежного обращения.
По форме проявления инфляции различают:
- Открытая
(явная) инфляция проявляется в наблюдаемом
росте общего уровня цен.
- Подавленная
(скрытая) инфляция имеет место в случае,
когда цены устанавливает государство,
причем на уровне ниже, чем равновесный
рыночный (устанавливаемый по соотношению
спроса и предложения на товарном рынке)
(рис. 1.). Главная форма проявления скрытой
инфляции – дефицит товаров.
PM – равновесная рыночная цена,
при которой спрос равен предложению,
PG – цена, установленная государством,
YS – величина совокупного выпуска
(количество продукции, которое
произведено и предложено к
продаже производителями), YD – величина
совокупного спроса (количество продукции,
которую хотели бы купить потребители).
Разница между YD и YS есть не что иное, как
дефицит. Главная форма проявления скрытой инфляции
– дефицит товаров Дефицит служит формой
проявления инфляции, поскольку одной
из характерных черт инфляции является
снижение покупательной способности денег.
Дефицит означает, что деньги вообще не
обладают покупательной способностью,
поскольку человек не может на них ничего
купить.
Темп инфляции равен разнице в темпах
прироста денежной массы и реального выпуска.
Отсюда можно сделать вывод, который носит
название «монетарного правила»: чтобы
уровень цен в экономике был стабилен,
правительство должно поддерживать темп
прироста денежной массы на уровне средних
темпов роста реального ВВП.
Если инфляция вызвана сокращением
совокупного предложения (что происходит
в результате увеличения издержек),
то такой тип инфляции называется инфляцией
издержек. Инфляция издержек ведет к уже
известной нам ситуации стагфляции —
одновременному спаду производства и
росту уровня цен и, следовательно, увеличение
безработицы (рис. 3.) . Стагфляция тесно
связана с инфляцией предложения и спроса
Таким образом, стагфляция
— наихудшее из всех зол инфляции, сочетающее
в себе проблемы инфляционного спроса
и издержек, поэтому борьба с этим явлением
крайне сложна. На практике, часто виды
инфляции переплетаются, поэтому многие
экономисты, как за рубежом, так и в нашей
стране рассматривают инфляцию как многофакторное
явление, противостоящее росту производства
и полноценному экономическому развитию
страны. Борьба с ней не может быть рассчитана
на какой-либо конкретный срок и составлять
экономическую программу нового лидера,
но является постоянной, повседневной
обязанностью правительства.
Социально-экономические
последствия инфляции
Инфляция оказывает сильное воздействие
на занятость. Эмпирические исследования
показали, что между уровнем занятости
и инфляцией существуете определенная
взаимосвязь. Инфляция держится на низком
уровне при высокой безработице,
и наоборот. В 1958 году английский экономист
А. Филлипс предложил графическую модель
инфляции спроса, выражающую связь между
уровнем безработицы и темпами роста средней
заработной платы. Таким образом, правительство
может использовать увеличение инфляции
для борьбы с безработицей. Позднее из
этой зависимости американскими экономистами
П. Самуэльсоном и Р. Солоу был
сделан вывод, что кривая Филлипса
описывает выбор между инфляцией и безработицей,
когда уменьшить одну можно лишь увеличив
другую. Причиной такой зависимости
заключается в том, что при высокой безработице
заработная плата держится на низком уровне,
что вызывает замедление роста цен.
Р – темп роста цен, U – уровень
безработицы
В долгосрочном плане приемлемый
уровень инфляции возможен только при
естественном уровне безработицы.
Последствия
инфляции заключаются в следующем
:
- она приводит к
перераспределению национального дохода
и богатства между различными группами
общества, экономическими и социальными
институтами произвольным и неподдающимся
прогнозированию образом. Дефицит государственного
бюджета , являющийся одним из факторов
инфляции, покрывается через инфляционный
налог . Его уплачивают все держатели денежных
остатков. Он показывает снижение стоимости
реальных денежных остатков.
- Высокие темпы
инфляции и резкие изменения структуры
цен усложняют планирование фирм и домохозяйств.
В результате увеличивается неопределённость
и риск ведения бизнеса. Платой за это
является рост процентной ставки и прибыли.
Инвестиции начинают носить краткосрочный
характер, снижается доля капитального
строительства в общем объёме инвестиций
и повышается удельный вес спекулятивных
операций.
- Уменьшается политическая
стабильность общества, возрастает социальная
напряжённость.
- Относительно более
высокие темпы роста цен в «открытом»
секторе экономики приводят к снижению
конкурентоспособности национальных
товаров. Результатом будет увеличение
импорта и уменьшение экспорта , рост безработицы
и разорение товаропроизводителей.
- Возрастает спрос
на более стабильную иностранную валюту.
Увеличивается утечка капиталов за границу,
спекуляции на валютном рынке, что в свою
очередь ускоряет рост цен.
- Снижается реальная
стоимость сбережений, накопленных в денежной
форме, повышается спрос на реальные активы.
В результате цены на эти товары растут
быстрее, чем изменяется общий рост цен.
Ускорение инфляции подстёгивает рост
спроса в экономике, приводит к бегству
от денег.
- Изменяется структура
и уменьшаются реальные доходы государственного
бюджета. Возрастает бюджетный дефицит
и государственный долг.
- В экономике, функционирующей
в условиях неполной занятости, умеренная
инфляция, незначительно сокращая реальные
доходы населения, заставляет его лучше
и больше работать. В результате «ползучая»
инфляция является одновременно платой
за экономический рост и стимулом для
него.
- В условиях стагфляции
высокий уровень инфляции сочетается
с большой безработицей. Значительная
инфляция не даёт возможности увеличить
занятость.
- Происходит разнонаправленное
движение относительных цен и объёмов
производства различных товаров.
Антиинфляционная
политика
Антиинфляционная политика представляет
собой совокупность инструментов государственного
регулирования, направленных на снижение
инфляции.
Прямое регулирование проводилось
в рамках политики доходов. Условно можно
выделить два направления политики доходов:
- установление
ориентиров для роста заработной платы,
цен. Ориентиры представляют собой набор
правил, которым необходимо следовать
добровольно. В качестве ориентиров применялись
максимальные пределы роста цен и ставок
заработной платы Изменения последних
обычно привязаны к темпам роста производительности
труда во всей экономике; цены же могли
изменяться таким образом, чтобы компенсировать
изменение затрат на оплату труда.
- прямой
контроль. Контроль носит силу законодательных
актов.
Сущность данного подхода заключается
в том, что доходы работников по найму
регулируются непосредственно, а прибыль
— косвенно, через цены.
К косвенным методам воздействия
на цены относятся дефляционные мероприятия
монетарной и фискальной политики. По
мере усиления инфляции Центральный банк
вводит ограничения на рост денежной массы,
объём предоставляемых кредитов, повышение
учётной ставки и норм обязательных резервов
продажи государственных ценных бумаг
на открытом рынке.
В целях замедления инфляции могут
применяться и инструменты валютной
политики: ограничение притока коротких
денег из-за границы, повышение курса национальной
валюты
Во временном аспекте
у правительства существует две
альтернативы проведения антиинфляционной
политики: осуществлять её постепенно,
ориентируясь на длительный период, или
проводить резко (шоковая терапия).
Налогово-бюджетная
политика: цели, свойства, виды. Особенности
реализации в России
Бюджетно-налоговая (фискальная – служащая
интересам «фиска» — казны) политика государства
— важное направление его финансовой
политики, которое играет большую роль
в регулирование экономики посредством
налогов и политики доходов и расходов.
В условиях рыночной экономики
особенно важно знание сущности, функций,
видов и инструментов фискальной
политики, а также механизма ее
действия для более правильной ориентации
в существующей ситуации в стране с
целью правильного принятия управленческого
решения.
Налоги и государственные расходы
являются основными инструментами
фискальной политики, поэтому далее мы
рассмотрим их более детально.
Фискальная политика может как
благотворно, так и достаточно болезненно
воздействовать на стабильность национальной
экономики. Она значительно видоизменяется
в зависимости от поставленных стратегических
задач, как, например, антикризисное регулирование,
обеспечение высокой занятости, борьба
с инфляцией.
Современная фискальная политика определяет
основные направления использования финансовых
ресурсов государства, методы финансирования
и главные источники пополнения казны.
Среди многочисленных задач фискальной
политики, образующих так называемое
дерево целей,
основными являются:
- устойчивый
рост национального дохода,
- умеренные
темпы инфляции,
- полная
занятость,
- сглаживание
циклических колебаний экономики.
Инструментарий фискальной
политики включает: манипуляцию различными
видами налогов и налоговых ставок,
кроме того, трансфертные платежи и другие
виды государственных расходов. Важнейшим
комплексным инструментом и показателем
эффективности фискальной политики является
государственный бюджет, объединяющий
налоги и расходы в единый механизм.
Виды фискальной политики
Фискальная (бюджетно-налоговая политика)
— это система регулирования экономики
посредством изменений государственных
расходов и налогов.
Различают дискреционную и автоматическую
форму фискальной политики.
- Под дискреционной политикой
понимается маневрирование налогами и
государственными расходами с целью изменения
реального объема национального производства,
контроль уровня занятости и темпа инфляции.
- Стимулирующую
(экспансионистскую) фискальную политику
проводят в периоды спада производства,
когда необходимо увеличивать государственные
расходы, снижать налоги или делать и то
и другое. В краткосрочном периоде она
смягчает экономический цикл. В долгосрочном
— снижение налогов может привести к стимулированию
экономического роста.
- Сдерживающую
(рестрикционистскую) фискальную политику
проводят в целях снижения темпов инфляции.
Она заключается в сокращении государственных
расходов, увеличении налогов или в сочетании
тех и других мер. В краткосрочном периоде
сдерживающая политика позволяет сократить
совокупный спрос и тем самым помогает
снижению инфляции спроса. В долгосрочном
периоде она может привести к спаду производства
и росту безработицы.
- «Автоматизм»
— это «встроенная стабильность», основанная
на обеспечении налоговой системой бюджетных
поступлений в зависимости от уровня экономической
активности. Автоматическая фискальная политика — экономический механизм, позволяющий
снизить амплитуду циклических колебаний
уровней занятости и выпуска, не прибегая
к частым изменениям экономической политики
правительства. Присущие ей встроенные
стабилизаторы, в качестве которых выступают
подоходные налоги, пособия по безработице,
расходы на программы переподготовки
работников и др., в принципе нужны, они
уменьшают амплитуду колебаний в ходе
экономического цикла.