Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:14, курс лекций
Цель курса – дать целостное представление о товарной политике как одном из важнейших элементов комплекса маркетинга фирмы. Основной акцент в рамках курса делается на процесс разработки товарного предложения фирмы, формирование товарного ассортимента, его товарную поддержку. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества и конкурентоспособности предлагаемой фирмой товаров. Рассматривается законодательные акты РФ в области товарной политики.
Введение 4
Конспект лекций 5
Лекция 1 «Теоретические основы понятия «ТОВАР» 5
Лекция 2 «Товар и его коммерческие характеристики» 7
Лекция 3 «Классификация товаров» 10
Лекция 4 «Управление жизненным циклом товара» 12
Лекция 5 «Управление ассортиментом и номенклатурой» 19
Лекция 6 « Управление конкурентоспособностью товара» 31
Лекция 7 «Российское законодательство в области товаров» 35
Список литературы 41
Согласно статье 10 « Информация о товарах (работах, услугах)»,
изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1037 установлены меры по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
-обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
-сведения об
основных потребительских
-цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
-гарантийный
срок, если он установлен; правила
и условия эффективного и
-срок службы или срок годности товаров (работ),
-место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
-информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг),
-указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
-указание на
использование фонограмм при
оказании развлекательных
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Информация
о товаре доводится до сведения
потребителей в технической
Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
Важным представляется право потребителя на безопасность товара, установленную статьей 7: « Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке»
Статья 18 Закона устанавливает последствия продажи товара ненадлежащего качества:
Потребитель,
которому продан товар
-безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
-соразмерного уменьшения покупной цены;
-замены на
товар аналогичной марки (
-замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-расторжения договора купли – продажи.
По требованию
продавца и за его счет
Контроль за качеством и безопасностью товара осуществляют следующие органы власти:
-федеральные
органов исполнительной власти (их
территориальные органы), а именно
федеральный орган по
стандартизации, метрологии и сертификации,
федеральный орган санитарно
– эпидемиологического
анализируют договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей и т.д.)
Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
При достижении обществом достаточного уровня сознательности, граждане могут объединяться в соответствующие ассоциации по защите прав потребителей. Такие объединения также наделяются особыми правами.
Данный закон направлен в первую очередь, на обеспечение безопасности товаров и услуг, используемых в повседневной жизни. Соответствие таких товаров государственным стандартам является в глазах потребителя серьезным основанием для доверия его качеству.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее -требования) в целях обеспечения:
-безопасности
продукции, работ и услуг для
окружающей среды, жизни,
-технической
и информационной
-качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, -техники и технологии;
-единства измерений;
-экономии всех видов ресурсов;
-безопасности
хозяйственных объектов с
обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Закон состоит из пяти разделов и 16-ти статей.
4. Закон о товарных знаках, знаках обслуживания , наименования мест происхождения товара
Закон имеет ценность, как для потребителей, так и для
производителей и продавцов. Возможность применения официально
зарегистрированной на территории РФ и защищаемой им торговой марки
(или товарного знака) создает для потребителей условия для быстрого
распознавания и выделения из массы товаров зарекомендовавших себя с
положительной стороны. Для производителя это возможность более
беспрепятственно продвигать свои новые товары на рынок под своей
известной маркой. Кроме того, психология потребителя такова, что он
предпочитает именно марочный товар (естественно, при финансовых
возможностях)
Товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее – товары) других юридических или физических лиц.
Наименование места происхождения товара – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее – географический объект), используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта.
Охрана товарного знака и наименования места происхождения товара, зарегистрированных в определенном законом порядке, происходит при оговоренных законом условиях, в том числе при оплате пошлины. Все стандартные операции относящиеся к товарным знакам осуществляются Государственным Патентным ведомством РФ
За совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, взимаются пошлины. Пошлины уплачиваются в Патентное ведомство. Перечень действий, за совершение которых взимаются пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания воз пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Сертификация продукции и услуг
Основные положения по сертификации изложены в соответствующем законе «О сертификации продукции и услуг». В нем устанавливаются правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в РФ, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
-создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно -техническом сотрудничестве и международной торговле;
-содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
-защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
-контроля безопасности
продукции для окружающей
-подтверждения
показателей качества
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в соответствии с законом называется системой сертификации.
В результате сертификации на продукцию или услугу выдается сертификат и знак соответствия.
Сертификат соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Обязательной сертификации подвергаются товары и услуги, оговоренные в государственном реестре. Прежде всего, это мероприятие направлено на недопущение выхода за рамки свойств товаров, последствия которого могут нанести вред жизни и здоровью людей. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания.