Курс лекций "Товарная политика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:14, курс лекций

Краткое описание

Цель курса – дать целостное представление о товарной политике как одном из важнейших элементов комплекса маркетинга фирмы. Основной акцент в рамках курса делается на процесс разработки товарного предложения фирмы, формирование товарного ассортимента, его товарную поддержку. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества и конкурентоспособности предлагаемой фирмой товаров. Рассматривается законодательные акты РФ в области товарной политики.

Оглавление

Введение 4

Конспект лекций 5

Лекция 1 «Теоретические основы понятия «ТОВАР» 5

Лекция 2 «Товар и его коммерческие характеристики» 7

Лекция 3 «Классификация товаров» 10

Лекция 4 «Управление жизненным циклом товара» 12

Лекция 5 «Управление ассортиментом и номенклатурой» 19

Лекция 6 « Управление конкурентоспособностью товара» 31

Лекция 7 «Российское законодательство в области товаров» 35

Список литературы 41

Файлы: 1 файл

Товарная политика_конспект лекций.doc

— 349.00 Кб (Скачать)
 

1. Понятие ассортимента  и номенклатуры

 

  Одной из важнейших характеристик  товаров является ассортиментная, которая  определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

  Ассортимент товаров — группа товаров, связанных между собой либо в силу схожести сферы их функционирования ( применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен.

  Ассортимент товаров согласно ГОСТ Р51303-99 – набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

  Термин  произошел от французского слова  «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров.

  Товарная  номенклатура —совокупность всех ассортиментных групп, предлагаемых фирмой

  Номенклатура  характеризуется:

  • Широтой – числом ассортиментных групп,
  • Насыщенностью – общим количеством товарных единиц во всех ассортиментных группах
  • Гармоничностью – степенью близости различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения.

  Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназначенных для экспортно-импортных операций. Номенклатура продукции, подлежащей подтверждению соответствия по показателям безопасности, предназначена для целей обязательной сертификации.

  Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что  они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение — для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения.

2.Классификация  ассортимента товаров

  Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы по местонахождению, на подгруппы — по широте охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.

  1. По местонахождению  товаров различают  ассортимент промышленный и торговый.

Промышленный (производственный) ассортимент —  набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

  Промышленный  ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.

Торговый  ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

   В отличие  от промышленного торговый ассортимент  включает, как правило, товары .разных изготовителей

  2. Широта охвата  товаров, входящих  в ассортимент,  определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.

   В зависимости  от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

   Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.

   Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

  Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.

  Видовой ассортимент набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.

  Марочный  ассортимент — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных.

  Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.

  Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

  Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

  3. По степени удовлетворения  потребностей различают  рациональный и  оптимальный ассортимент.

  Рациональный  ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

  Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

  Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп ), который рассчитывается для конкретного товара по формуле (1)

        Коп= 100%                  (1) 

        где Эп — полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;

  3 — затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб.

  Полезный  эффект (Эп ) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию.

  4. В зависимости  от характера потребностей  ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

  Реальный  ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

  Прогнозируемый  ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

  Учебный ассортимент — перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

 

3. Показатели ассортимента

 

  Показатель  ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

  При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента

   Широта  ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

   Это свойство характеризуется двумя абсолютными  показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

   Действительная  широта (Шд ) — фактическое количество видов, разновидностей наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

   Базовая широта (IIIб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное..

   Коэффициент широты (Кш ) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

   Широта  может служить косвенным показателем  насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.

   Широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.

   Полнота ассортимента способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

   Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

   Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров

   Коэффициент полноты (Кп ) — отношение действительного показателя полноты к базовому.

  Повышенная  полнота ассортимента может служить  одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

  Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.

  Устойчивость  ассортимента способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

  Коэффициент устойчивости — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Ш д).

  Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

  Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как  «консерваторы во вкусах и привычках».

  Новизна (обновление) ассортимента способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

  Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн ), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

  Обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.

  Потребителями новых товаров являются так называемые «новаторы», потребности которых часто меняются из-за желания ощутить новизну объектов. Зачастую новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности.

  Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

  Показатели  структуры ассортимента могут иметь  натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

  Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном  выражении, отличается от структуры  того же ассортимента в денежном выражении.

  Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

  Ассортиментный  минимум/ перечень/ —минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Информация о работе Курс лекций "Товарная политика"