Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.
На начало 1996 г. в России уже действовало около 37 лизинговых компаний. Все они различны по своей специализации — от универсальных, как «Балтлиз», до узкоспециализированных, как лизинговая компания «Гарант». Объемы подобных операций еще невелики — несколько миллиардов рублей. Около 60 % сдаваемого в лизинг имущества составило промышленное оборудование; около 17 % — дорожная техника; 10 % — компьютеры и конторское оборудование; 10 % — транспорт. На начало 1998 г. лицензии на осуществление лизинговой деятельности в России получили около 200 компаний, однако из них к активно работающим специалисты относили всего 25—30.
Тенденция активизации лизинговой деятельности налицо. К 2002 г. около 2100 компаний имели лицензию на лизинговую деятельность, из них реально работают — около 500.
Первым нормативным документом, посвященным правовому регулированию лизинговых отношений, явился Указ Президента РФ № 1929 от 17 сентября 1994 г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Этот указ определил приоритеты развития лизинга в нашей стране на ближайшие годы.
Во исполнение этого Указа Правительство РФ 29 июня 1995 г. приняло Постановление № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Этим постановлением утверждено Временное положение о лизинге, которое являлось основным методологическим документом при характеристике лизинговых взаимоотношений.
Значение применения лизинга может быть представлено его основными функциями: внутрипроизводственными и внешними. Среди внутренних — производственная, ресурсосберегающая, финансовая и сбытовая функции.
Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Поэтому лизинг наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения техники, а также в отношении предприятий с сезонным характером производства.
Справедливо рассматривать и роль лизинга в рациональном распределении ресурсов на предприятии. Арендодатель решает дилемму: либо использовать предлагаемое для лизинга имущество силами самого арендодателя, но не столь эффективно по значительному кругу причин, либо сдать его в лизинг пользователю — лизингополучателю, который сможет использовать его с большей отдачей, и, следовательно, в виде только арендной платы принесет собственнику доход больший, нежели тот, который собственник мог бы получить, используя это оборудование самостоятельно. В этом смысле важнейшая ресурсосберегающая функция лизинга на предприятии — рационирование дефицитного ресурса, производительных активов.
Финансовая функция выражена наиболее четко, поскольку лизинг, согласно приведенным его определениям, является формой вложения средств в основные фонды. С развитием технического прогресса инвестиционные потребности народного хозяйства уже не могут в полной мере удовлетворяться только за счет традиционных каналов финансирования, каковыми выступают бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, долгосрочный банковский кредит и прочие источники. При этом не только происходит смещение приоритетов в источниках, но и появляются потребности в принципиально новых каналах финансирования. В этих условиях лизинг становится дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий.
Не вызывает сомнений и значение сбытовой функции лизинга. Однако пока полностью она не может быть реализована. Ограничение роли лизинга как дополнительного канала сбыта произведенной продукции определяется общим падением уровня производства и разбалансированностью рынка машино-технической продукции. Сбытовая функция лизинга имеет значение, естественно, только в том случае, если к нему прибегают в целях расширения круга потребителей и завоевания новых рынков сбыта. С помощью лизинга в число потребителей вовлекаются те предприятия, которые либо не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в собственность, либо в силу особенностей производственного цикла не нуждаются в постоянном владении им. В некоторых случаях к лизингу единичного оборудования обращаются перед закупкой его партий с тем, чтобы опробовать образцы в конкретных условиях производства.
Не менее показательны и внешние, народнохозяйственные функции лизинга — финансовая и воспроизводственная. Здесь важно подчеркнуть, что финансовая функция среди внешних функций лизинга — это не повторение его внутрипроизводственной функции. С этой точки зрения лизинг как особая форма инвестирования, делающая этот процесс привлекательным для всех его участников, безусловно стимулирует инвестиционную деятельность не только на микроуровне.
Воспроизводственная функция лизинга не всегда отмечается в специальной литературе, несмотря на то, что значение этой функции представляется довольно существенным. Эту функцию можно охарактеризовать, с точки зрения процесса воспроизводства, в общеэкономическом масштабе: в результате применения лизинга во всей цепи взаимоотношений участников лизингового бизнеса формируются новые взаимосвязи в отношениях собственности и обеспечивается эффективное сочетание экономических интересов различных сфер экономического оборота на различных стадиях воспроизводства всех хозяйственных субъектов, участвующих в общем цикле производства, использования, воспроизводства вообще и воспроизводства данного товара (объекта лизинга) в частности.
Характеристика
Для продавцов объектов лизинга его преимущества заключаются в следующем:
Не менее ощутимы преимущества для сторон, участвующих в лизинговом бизнесе в качестве инвесторов средств в производство через лизинг (среди таких участников — и институциональные, и частные инвесторы, и лизингодатели непосредственно, а именно):
Выгода для лизингополучателей должна быть самой чувствительной, иначе весь процесс аренды теряет привлекательность. Среди таких выгод:
И наконец, для государства лизинг важен как средство:
Лизинг как особая, достаточно сложная, форма инвестирования через арендный механизм имеет целый ряд разновидностей, изучение которых требует особого рассмотрения.
Классическому лизингу
свойственен трехсторонний
Будущий лизингополучатель
нуждается в некотором
Состав участников сделки сокращается до двух, если продавец и лизингодатель или продавец и лизингополучатель являются одним и тем же лицом. В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т. п.).
Заметим, что в российском гражданском праве отдельно рассматривается лишь договор финансовой аренды. При этом сделка признается договором финансовой аренды (лизинга), если:
Таким образом, договор финансовой аренды отражает все общепризнанные мировой практикой требования, которым должен удовлетворять договор лизинга.
Несмотря на то, что вышеупомянутый Указ Президента сформулировал законодательную базу лизинга в России, преимущества его сегодня во многом еще не реализованы.
Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:
высокий уровень налогов и запутанность системы налогообложения;
Существенным шагом в преодолении отмеченных препятствий может стать вступивший с 2 февраля 2002 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге», который устранил многочисленные юридические коллизии закона 1998 г., а также добавил в него новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга.
9.3. Франчайзинговая форма организации бизнеса
С точки зрения процессов изменений в общеэкономической структуре производства, процессов интеграции и кооперации в ней, широкое распространение получила такая форма организации предпринимательства, как франчайзинг. Франчайзинг как форма хозяйственной интеграции мелкого и крупного бизнеса получила свое название от французского слова «франшиз» — льгота, привилегия. Основное содержание этой формы взаимоотношений заключается в том, что мелкая самостоятельная фирма (оператор, франчайзи) функционирует прежде всего за счет долгосрочного договора с крупным предприятием (франчайзером), согласно которому франчайзер предоставляет оператору исключительное право на разработку, производство и сбыт под торговой маркой франчайзера на определенном рынке какого-то конкретного товара, работы, услуги.