Кредитная политика банка. Оформление и учет операций по кредитованию юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Кредитная система в Российской Федерации состоит из нескольких уровней, где коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Одной из функций коммерческого банка является выдача кредитов, как одна из активных операций приносящая наибольший доход. Кредит, являясь важным инструментом платежа, применяется для удовлетворения разнообразных потребностей заемщика, распределения и потребления валового продукта. Это ссуда в денежной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, платности за пользование ссудой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Теоретические основы кредитной политики банка
1.1 Понятие и сущность кредитной политики коммерческого банка………...………………………………………………………………… 6
1.2 Оценка экономических показателей деятельности банка………………9
1.3 Основные методы оценки кредитных рисков заемщика ……….……..14
2.Организация кредитной политики коммерческого банка на примере ООО Юниаструм банка
2.1 Общая характеристика Банка ……………………………….………..…24
2.2 Структура кредитного портфеля банка.…………..………………...…..28
2.3 Основные кредитные риски коммерческих банков……………………41
3.Учет кредитных операций коммерческого банка
3.1 Кредитные операции коммерческого банка……………………………45
3.2 Порядок отображения кредитных операций в бухгалтерском учете………………………………………………………………………...…46
3.3 Порядок погашения основного долга, начисления и взимание процентов по предоставленным кредитам………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………58
Список литературы…………………….………………………………….….61
Приложения………………………………………………………………..….63

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

                            В работах экономистов, изучающих проблематику рисков, управление риском рассматривается, как правило, в качестве специфического вида деятельности, состоящего из последовательности определенных этапов.

                            Управление риском включает следующие этапы: идентификацию риска, оценку риска, выбор стратегии риска (принятие решения о принятии риска, отказе от действий, связанных с риском или снижения степени риска), выбор и применение способов снижения степени риска, контроль уровня риска.

                            В условиях отсутствия возможности свести риск к нулю, задачей управления риском является ограничение его негативного влияния. Перед сотрудниками кредитного подразделения банка ставится задача ограничить размер потерь в результате реализации кредитного риска на допустимом для банка уровне, являющемся естественной платой за совершение активных операций.

                            Управление кредитным риском является основным содержанием работы банка в процессе осуществления кредитных операций и охватывает все стадии этой работы - от анализа кредитной заявки потенциального заемщика до завершения расчетов и рассмотрения возможности возобновления кредитования. Управление кредитным риском составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом.

                            В структуру кредитного риска входят риск конкретного заемщика и риск порт              феля. Факторы кредитного риска носят как внешний характер по отношению к банку, так и внутренний. Факторы, носящие внешний характер, связаны с возможностью реализации кредитного риска по причине, не зависящей от деятельности персонала кредитного подразделения банка. Заемщик может не вернуть кредит, несмотря на добросовестные действия сотрудников банка. Напротив, факторы, носящие внутренний характер связаны с ошибками персонала, допущенными в ходе оформления кредитной документации, ошибками при оценке кредитоспособности заемщика, нарушениями должностных инструкций и ошибками, заложенными в самих правилах осуществления кредитования. Характеристика факторов, вызывающих кредитный риск представлена в таблице 1.

 

    Таблица 1. Факторы кредитного риска

   Вид кредитного риска             

    Внутренние факторы кредитного риска

    Внешние факторы кредитного риска

риск индивидуального заемщика

  ошибки персонала, вызванные допущенными отклонениями от должностных инструкций при осуществлении кредитных операций

отказ заемщика выполнить обязательства по кредиту вследствие недобросовестности или отсутствии такой возможности (в результате ухудшения финансового положения)

 

             

   злоупотребления персонала

 

 

методологические ошибки, содержащиеся в должностных инструкциях

 

   риск портфеля

 

  достижение значения показателя эффективности кредитного портфеля ниже запланированного уровня вследствие неисполнения заемщиками своих обязательств

  

 

                            Таким образом, в рамках кредитного процесса управлению подлежат следующие виды объектов: кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внешними факторами, кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внешними факторами.

                            Организация управления кредитным риском в рамках кредитного процесса обеспечивается за счет информационного обмена, осуществляемого его участниками на постоянной основе. Взаимодействие участников процесса управления кредитным риском, рассматриваемое как обмен информацией, представлено на схеме 1.

                            Схема 1. Информационное поле процесса управления кредитным риском

                            Непосредственное взаимодействие банка с заемщиком обеспечивается в процессе выполнения служебных обязанностей группой сотрудников кредитного подразделения, представителя которой мы условно обозначаем “кредитный инспектор”. Взаимодействие заемщика и кредитного инспектора носит характер двустороннего информационного обмена, обозначенного на схеме стрелками 1 и 2. Взаимодействие кредитного инспектора с лицом, принимающим решение (ЛПР - должностное лицо, кредитный совет, или какой-либо орган в системе управления банком, в компетенцию которого входит принятие решения о выдаче/отказе в выдаче кредита, изменении условий кредитного соглашения, санкционирование применения мер воздействия на заемщика, нарушившего условия кредитного соглашения и т.п.) основано на предоставлении кредитным инспектором информации, необходимой для принятия того или иного решения в рамках кредитных операций, и доведении до сведения кредитного инспектора принятого решения. Принятие ЛПР решения означает для кредитного инспектора руководство к действию. Кредитный инспектор информирует ЛПР об условиях кредитной сделки, доводит до его сведения результат проведенной оценки кредитного риска данного потенциального заемщика, а также предоставляет сведения об изменении оценки кредитного риска заемщика в период между выдачей кредита и сроком завершения кредитной операции (стрелка 3 на схеме). Кредитный инспектор предоставляет ЛПР сведения о выполнении заемщиком условий кредитного соглашения, либо невозврате кредита. ЛПР предоставляет руководство к исполнению по каждому факту его информирования со стороны кредитного инспектора (стрелка 4 на схеме).

                            Взаимодействие кредитного инспектора и должностного лица, анализирующего состояние банковского портфеля как совокупности кредитных вложений, условно обозначаемого “управляющий портфелем”, носит однонаправленный характер. Кредитный инспектор предоставляет информацию о параметрах рассматриваемой кредитной сделки, оценке кредитного риска заемщика, динамике кредитного риска заемщика и фактах выполнения заемщиком условий сделки или реализации кредитного риска (стрелка 5 на схеме). Данная информация необходима для оценки влияния потенциальной кредитной сделки на риск портфеля, а также для оценки динамики показателей, характеризующих кредитный риск портфеля. Полученные оценки доводятся на сведения ЛПР (стрелка 6 на схеме) и трансформируются в руководство к действию, доводимое до сведения кредитного инспектора.

                            Взаимодействие должностного лица, в служебные полномочия которых входит осуществление общего управления деятельностью сотрудников кредитного подразделения банка, обозначаемого как “старший кредитный инспектор”, с кредитным инспектором и управляющим портфелем носит двусторонний характер. Кредитный инспектор и управляющий портфелем предоставляют учетные данные о текущем состоянии и динамике показателей кредитного риска (стрелка 7). Старший кредитный инспектор информирует об изменениях, касающихся организации их деятельности (стрелка 8).

                            Совокупные учетные данные, характеризующие эффективность применяемых методов управления кредитным риском, подлежат анализу на предмет необходимости внесения изменений в используемого кредитным инспектором и управляющим портфелем инструктивно-методического обеспечения их деятельности. В случае необходимости полученная информация трансформируется в техническое задание, которое адресуется старшим кредитным инспектором разработчику инструктивно-методического обеспечения кредитной деятельности в банке (стрелка 9 на схеме).

                            Управление кредитным риском представляет собой организованную определенным образом последовательность действий, разделяемых на следующие этапы: выявление факторов кредитного риска; оценка степени кредитного риска; выбор стратегии (принятие решения о принятии риска, отказе от выдачи кредита или применении способов снижения риска); выбор способов снижения риска; контроль изменения степени кредитного риска. Рассмотрим особенности каждого этапа, применительно к двум видам кредитного риска банка.

                            Последовательность этапов процесса управления кредитным риском представлена на схеме 2.

 

    Схема 2. Последовательность этапов процесса управления кредитным риском

                            Разделение кредитного риска на риск конкретного заемщика и риск портфеля предполагает учет особенностей каждого вида риска в процессе управления. Управление каждым видом кредитного риска, помимо общих черт имеет и ряд специфических особенностей (См. табл. 2). Важным обстоятельством является различие целей управления. Целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному соглашению и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита. Цель управления риском совокупности кредитных вложений банка - поддержание на определенных уровнях показателей, характеризующих эффективность организации кредитных операций банка.

                            Оценка кредитного риска может быть получена в зависимости от типа заемщика. Методы первого типа применяются для больших однородных групп заемщиков, например для владельцев кредитных карточек, физических лиц или малых предприятий. Уровень кредитного риска оценивается объективно, путем расчета дисперсии и построения распределения вероятностей убытков на основе исторических данных по каждой группе заемщиков в кредитном портфеле. Эти результаты используются в дальнейшем для оценки риска при выдаче каждого нового подобного кредита. Методы второго типа применяются для разнородных групп заемщиков, при этом отличие от первого типа методов заключается в индивидуальном подходе к присвоению кредитного рейтинга и расчету величины возможного ущерба банка. Данный подход является доминирующим при оценке кредитных рисков средних и крупных предприятий.

                            Кредитный риск оценивается на уровне отдельного заемщика на основе специального анализа его кредитоспособности. При этом обобщающей оценкой вероятности реализации риска выступает кредитный рейтинг заемщика, который рассматривается в качестве индикатора вероятности дефолта.

                            Проблемы определения кредитоспособности заемщика достаточно глубоко изучены и широко освещены в экономической литературе. При этом экономисты приводят во многом схожие оценки. Так, в общем случае под кредитоспособностью заемщика понимается “наличие предпосылок для получения кредита и способности возвратить его”. К числу необходимых факторов для признания заемщика кредитоспособным относят:

правоспособность;

готовность погашать задолженность;

наличие обеспечения возврата ссуды;

способность заемщика получать доход.

                            Предлагается следующая последовательность анализа кредитной заявки заемщика. Во-первых, необходимо оценить характер клиента и искренность его намерений, а также выяснить “чувство ответственности при использовании банковского кредита” и “придерживался ли клиент условий кредитного договора”. Для этого проводится собеседование представителя заемщика с кредитным сотрудником банка, анализируется кредитная история заемщика. Также проверяются полномочия лица ведущего переговоры с банком на предмет наличия полномочий относительно проведения с банком переговоров о кредитовании. Во - вторых, анализируется финансовая отчетность предприятия - заемщика с целью определить, располагает ли заемщик достаточным для погашения кредита потоком наличности и активами. Третьим этапом следует проверка имущества или других активов заемщика, предоставляемых в качестве обеспечения, для того, чтобы убедиться, что банк не встретит препятствий в процессе реализации права банка на обеспечение в случае невыполнения заемщиком условий кредитного договора. Необходимым условием принятия положительного решения о кредитовании является последовательное прохождения всех указанных этапов проверки кредитоспособности заемщика.

                            Таким образом оценка кредитоспособности заемщика производится на основе имеющейся у банка информации о готовности заемщика исполнять обязательства, наличия у него возможности погасить кредит и наличия обеспечения, позволяющего банку компенсировать потери в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            2.Организация кредитной политики коммерческого банка на примере Юниаструм банка

                            2.1 Общая характеристика Юниаструм Бнка

                            Юниаструм Банк существует уже более 16 лет. Сегодня Юниаструм Банк — это универсальная кредитная организация, предлагающая своим клиентам широкий спектр современных финансовых продуктов и услуг, одинаково высоких по качеству во всех точках обслуживания. В офисах банка по всей России работает свыше 4 тысяч высококвалифицированных специалистов, а количество постоянных клиентов исчисляется сотнями тысяч.

                            Юниаструм Банк работает на благо своих клиентов и развивается вместе с ними. Среди наиболее востребованных услуг банка — услуги, направленные на удовлетворение потребностей частных лиц, представителей малого и среднего бизнеса.

                            Юниаструм Банк входит в ТОП-30 крупнейших российских системообразующих банков по версии ЦБ РФ, TOП-20 российских банков с наиболее развитой филиальной сетью, занимает 48 место по величине активов, 36 место по величине кредитного портфеля, 21 место по объему розничных депозитов, 8 место по объемам автокредитования и 14 место среди самых динамично развивающихся банков за 2003-2007 гг. (по рейтингам агентства «РосБизнесКонсалтинг»). По данным финансовой отчетности на 1 января 2010 года валюта баланса Юниаструм Банка составила 140 млрд руб., собственный капитал в настоящее время составляет 8,7 млрд руб. Юниаструм Банк имеет долгосрочный кредитный рейтинг Moody’s Investors Service на уровне Вa2 и национальный рейтинг на уровне Aa2.ru. ( Приложение № 1 )

                            31 октября 2008 года завершена сделка по приобретению 80% долей Юниаструм Банка Группой компаний Банка Кипра, являющейся крупной международной холдинговой структурой, основанной в 1899 году и занимающей лидирующие позиции в области оказания банковских и финансовых услуг на Кипре и в Греции (доля на внутреннем банковском рынке превышает 30%). Сумма сделки составила 576 млн долл. США. По результатам сделки уставный капитал Банка увеличен на 50 млн долл. США. Приобретение представляет собой крупнейшее вложение в российский банковский сектор финансовыми институтами Греции и Кипра. Сделка была завершена после получения разрешения со стороны Центрального Банка Кипра и Центрального Банка России, а также Российской Федеральной Антимонопольной Службы.

Информация о работе Кредитная политика банка. Оформление и учет операций по кредитованию юридических лиц