Кредитная и инвестиционная политика коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:59, дипломная работа

Краткое описание

Функционирование современных банковских учреждений характеризуется многообразием сфер и видов деятельности. Однако, главной исторически сложившейся функцией банков является кредитование. Состояние банковского кредитования имеет огромное значение для развития реального сектора экономики, формирования совокупного спроса, расширения возможностей граждан в удовлетворении своих потребностей, и является объектом государственного регулирования.

Оглавление

Введение..........................................................................................................................................................................6
1 Теоретические основы формирования кредитной и инвестиционной 8
политики коммерческого банка.......................
1.1 Сущность и содержание кредитной и инвестиционной политики 8
коммерческого банка...................................................
1.2 Организация кредитного процесса в коммерческом банке......................................17
1.3 Сущность кредитного портфеля банка, управление кредитным 24
портфелем................
1.4 Система управления кредитным риском в коммерческом банке как важнейший элемент кредитной политики
1.5 Инвестиционная политика банка и методы управления инвестиционным портфелем
2 Анализ кредитной и инвестиционной политики Сбербанка России в 37 контексте современного состояния и развития кредитного рынка
2.1 Оценка современного состояния и развития рынка банковского 37
кредитования и инвестирования в России...........................................
2.2 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России 45
2.3 Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических 62
условиях ..........................................................................................................
2.4 Анализ кредитного и инвестиционного портфеля Сбербанка России.....
2.5 Анализ кредитной деятельности Бугурусланского отделения Сбербанка
России........................................................................................
2.6 Проблемы диверсифицированности кредитных портфелей...............
3 Перспективы развития национального кредитного рынка и кредитных 83
операций Сбербанка России..........................................................
3.1 Прогноз развития кредитного рынка в России................................. 83
3.2 Перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в 93
России и в Оренбургской области...................................................
3.3 Основные направления развития кредитной политики Сбербанка
России.......................................................................................
Заключение..................................................................................................................................................................100
Список использованных источников....................................................................................................103

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 1.52 Мб (Скачать)

Однако  со II квартала 2009 г. данный процесс приостановился. В значительной мере его приостановка была связана с  завершением глобального  кризиса ликвидности, которое в свою очередь привело  к оживлению притока  долговых капиталов  на ключевые развивающиеся  рынки, включая российский.

По итогам 2009 г. отношение внешнего долга негосударственного сектора к экспорту товаров и услуг  достигло максимального  за весь период наблюдений уровня - около 120 %. В 2010 г. даже при высоких  экспортных ценах  данное соотношение  вряд ли станет ниже 100 %, т.е. уровня предкризисного периода.

Перспективы дальнейшего снижения уровня внешней долговой нагрузки на экономику  будут зависеть от устойчивости динамики обменного курса, роста объема сбережений, аккумулируемых российским банковским сектором, и успешности развития институтов финансового  сектора.

Кризис  дал старт процессу коррекции платежеспособного  спроса населения  на кредит, одновременно снизил склонность к  потреблению и  усилил сберегательные мотивации. О последнем, в частности, свидетельствует  интенсивный рост в 2009 г. объема вкладов  населения в банках, который достаточно близок к показателям  докризисного периода (27 % - в 2009 г. против 35 % - в 2007 г.). Благодаря этому  произошло улучшение  соотношения между  депозитной базой  банков и выданными  кредитами (отношение  кредитов к депозитам  к концу 2009 г. вернулось  на уровень, предшествующий кредитному буму, и  составило 100 %), что  способствовало поддержанию  ликвидности банковского  сектора, а также  уменьшению его зависимости  от привлечения средств  на внешних рынках. В результате возникает  определенный потенциал  для сдерживания  роста внешнего негосударственного долга. Возможность  реализации данного  потенциала будет  определяться готовностью  государства к  проведению политики стимулирования развития отечественного финансового  сектора.

В 2010 г. можно ожидать  стабилизации объема «плохих» долгов, а  также начала роста  объема работающего (непроблемного) кредитного портфеля банков. Это означает, во-первых, что потребность  в поддержке капитализации  банковской системы  со стороны государства  станет относительно небольшой (на порядок  меньше ранее направленных на данные цели средств). Во-вторых, возможно уже вскоре банковский сектор будет готов  оказывать поддержку  росту экономики, предоставляя ресурсы  заемщикам, имеющим  умеренный уровень  долговой нагрузки и  внятные перспективы  расширения бизнеса.

Тем не менее проблема «плохих» долгов и ее угнетающее воздействие на кредитную  активность банков полностью  не исчезнут. Можно  ожидать, что в  течение длительного  периода после  стабилизации уровень  проблемного долга  будет достаточно высоким. Большая  его часть придется на крупные компании, которые нуждаются  в глубокой реструктуризации собственного бизнеса, но ограничены в возможности  ее проведения, в  том числе высокими социальными рисками (высвобождение  значительного числа  занятых). Банки - кредиторы  данных компаний окажутся втянутыми в многолетний  процесс списаний проблемного долга, сопряженный с  повышенными репутационными рисками. Кроме того, вследствие затягивания  процесса реструктуризации бизнеса крупных  проблемных должников  новые займы, привлекаемые ими уже по окончании  кризиса, также будут  иметь неясные  перспективы погашения.

Опыт  других стран свидетельствует, что рост доли «плохих» долгов в общем  объеме банковских ссуд в среднем продолжается в течение двух лет после начала кризиса, хотя разброс  этого показателя по выборке стран  оказывается достаточно значительным.

Проведенные ЦМАКП модельные  расчеты указывают  как раз на соответствие текущего российского  кризиса среднестатистическому  случаю. Мы ожидаем  увеличения фактической  доли проблемных и  безнадежных ссуд в банковском кредитном  портфеле в 2010 г. до 19 % -20 %, что в 5 раз выше уровня начала 2009 г. (3,8 %) и примерно на 1/3 выше уровня начала 2010 г. (около 14,5 %, рисунок 1).

Данный  показатель достаточно близок к уровню, зафиксированному на пике кризиса 1998 г.

Однако  с учетом действия Указания Банка России 2156-У, позволяющего банкам «приукрашивать»  качество долга (в  том числе часть  пролонгируемых и  реструктурируемых  долгов не относить к проблемным ссудам), отчетный показатель доли проблемных и  безнадежных ссуд в кредитном портфеле на конец 2010 г. составит порядка 14 % (для сравнения: на начало 2010 г. он был  около 10 %).

 

 

 

 

 

 
   

 

Рисунок 1 - прогноз доли проблемных и безнадежных  ссуд в кредитном  портфеле российских банков, %

В целом, учитывая прогнозируемое восстановление темпов экономического роста  и связанное с  этим увеличение доходов  нефинансовых предприятий, можно ожидать  существенного замедления роста доли «плохих» долгов в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. А окончательная  их стабилизация произойдет, вероятнее всего, во втором полугодии  этого года.

Замедление  динамики доли «плохих» долгов приведет к  сокращению потребности  банков наращивать новые  резервы под возможные  потери. Так, в зависимости  от сценария, их прирост  в 2010 г. оценивается  в 660 млрд рублей -870 млрд рублей, что заметно  меньше, чем в 2009 г. (рисунок 2).

 

 

 

 

Рисунок 2 - Прирост резервов банков под возможные  потери («высокий»  и «стрессовый» сценарии)

 

При этом уже в 2011 г. - по причине  снижения доли «плохих» долгов -банки будут  восстанавливать  средства из резервов в объеме 70 млрд рублей -100 млрд рублей. Более  низкие расходы банков на создание резервов под возможные  потери и обесценение  приведут к существенному  росту банковской прибыли. В 2010 г. она  оценивается, в зависимости  от сценария, в 300 млрд рублей - 510 млрд рублей, т.е. значительно  выше, чем в 2009 г. (205 млрд рублей). Благодаря  этому росту острота  проблемы декапитализации  банковского сектора  существенно снизится.

Однако, несмотря на данное обстоятельство, достаточно значимая группа банков продолжит сталкиваться с нехваткой собственного капитала для сохранения показателей финансовой устойчивости. Объем  потребности таких  уязвимых банков в  рекапитализации  для выполнения нормативов достаточности капитала в 2010 г. оценивается  в сумме 130 млрд рублей. И это в рамках оптимистического сценария. Среди подобных кредитных  организаций региональных частных банков - 47 %, дочерних банков нерезидентов - 47 %, московских частных  банков - 29 %.

Следует отметить, что далеко не весь объем этих средств может  быть получен банками  за счет взносов частных  собственников банков. При складывающемся уровне их инвестиционной активности можно  рассчитывать на покрытие примерно 1/4 потребности  в докапитализации. Как следствие, запрос на докапитализацию банков за счет государства в нынешнем году оценивается на сумму 100 млрд рублей.

Объема  поддержки банковской системы, предусмотренного в соответствии с  Федеральным законом  № 181-ФЗ (пополнение капиталов первого  уровня путем внесения ОФЗ), достаточно для  обеспечения этой потребности. Однако такая схема, видимо, будет мало востребована из-за существенных репутационных рисков, которые она создает  для получателей  помощи. Вероятно, значительная часть поддержки  будет осуществлена в другой форме, например, путем поглощения части уязвимых кредитных  организаций госбанками.

Примерно  половина потребности  в срочной докапитализации  придется на группу частных региональных банков. Далее следуют  частные московские банки и дочерние банки нерезидентов с 29 % и 24 % оценочной  величины потребности.

Крупные банки с государственным  участием не будут  испытывать проблем  с собственным  капиталом. Это связано  с масштабностью  проведенной государством в 2008-2009 гг. рекапитализации  банков данной группы (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк).

На долю группы уязвимых банков приходится заметная часть совокупных активов банковской системы (12 %) и вкладов  населения (12 % -от общего объема вкладов и 25 % - от вкладов вне  Сбербанка).

Несмотря  на инерционное увеличение доли «плохих» долгов и проблем с  капиталом у группы уязвимых банков, можно  ожидать начала роста  корпоративного кредитного портфеля кредитных  организаций уже  в 2010 г. Этот рост связан, в первую очередь, с появлением у  банков

определенности  в отношении платежеспособности и устойчивости тех  или иных заемщиков.

Согласно  модельным расчетам, прирост кредитного портфеля нефинансовым предприятиям в 2010 г. ожидается на уровне 11 % - 16 %, в

2011 г. - около 21 % за год  (рисунок 3). При  этом рост кредитного  портфеля, вероятно, начнется не раньше II квартала 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Динамика кредитов нефинансовым организациям («высокий»  и «стрессовый» сценарии)

Пока  потребность устойчивых корпоративных заемщиков  в банковском кредитовании снижается - как следствие  все еще высокого уровня процентных ставок и не до конца ясных  перспектив роста  кредитуемого бизнеса. Однако после прекращения  роста «плохих» долгов и возобновления  роста кредитного портфеля банков его  качество еще долгое время будет, скажем так, неблестящим.

Итак, на основании опыта  кризиса 1998 г. можно  ожидать, что выход  на нормальный для  России уровень проблемных и безнадежных  ссуд (4 % - 4,5 % от портфеля) займет после прохождения  пика около 5 лет, т.е. состоится он примерно к 2015 г. Вероятнее  всего, в течение  ближайших лет  сохранится достаточно обширная группа крупных  корпоративных заемщиков (в  строительном и лесопромышленном комплексах, а также  в автомобилестроении), которым будет  требоваться либо новый перенос  сроков погашения  ранее пролонгированной задолженности, либо списание части долга [18].

3.2 Перспективы развития  кредитования малого  и среднего бизнеса  в России и в  Оренбургской области

По мнению многих специалистов, с точки зрения кредитных вложений малый и средний  бизнес - очень перспективный  сегмент, в котором  риски ниже, чем  в потребительском  кредитовании, маржа выше, чем в сегменте кредитования крупных корпоративных клиентов, доля «плохих» кредитов в среднем по рынку не превышает 6 %. По отраслевой принадлежности лучшие перспективы ожидают предприятия потребительского рынка, нацеленные на конечного клиента. К ним можно отнести розничные и мелкооптовые магазины и торговые сети, предприятия сферы услуг. Среди производителей - это небольшие компании пищевой и химической промышленности, пекарни, колбасные цехи, фасовочные линии и подобные модульные структуры.

Однако  в современных  условиях для предприятий  малого и среднего бизнеса (МСБ), несмотря на восстановление рынка  корпоративного кредитования, доступ к кредиту  пока еще затруднен, впрочем как и  для других российских предприятий.

Объем кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) за 2009 год сократился почти в 2 раза - из-за кризиса банки  ориентировали свою деятельность преимущественно  на работу с крупными клиентами [19].

Снижение  спроса на кредитные  ресурсы со стороны  малых и средних  предприятий обусловлено  объективными трудностями, которые создал кризис для малого и среднего бизнеса. По данным опроса, проведенного ассоциацией  «ОПОРА России», наиболее серьезно на предприятия  МСБ повлияли спад спроса на продукцию, дефицит финансовых ресурсов, ужесточение  условий и неплатежи  со стороны покупателей  и контрагентов, а  также ослабление рубля. В результате главное изменение  в области корпоративного кредитования заключается  в резком снижении доли инвестиционного  кредитования (на срок свыше 2 лет). Вложения в основной капитал  теперь сводятся в  основном к неотложной замене выходящего из строя оборудования, да и это часто  финансируются за счет собственных  оборотных средств (у  кого они, конечно, есть). Целью кредитования сегодня, как правило, является не столько  финансирование развития, сколько сохранение бизнеса, поддержание  ликвидности компании. Это подтверждается статистикой по срокам: 66 % всех банковских кредитов МСБ (без учета  овердрафтов) в настоящее  время выдаются на срок до 12 месяцев (рисунок 4). Для сравнения: в 2008 г. данный показатель составлял 46 %.

Тем не менее и сегодня  остаются компании, которые продолжают укреплять свои рыночные позиции. Для них  кредит - это возможность  быстрого развития бизнеса  и роста конкурентоспособности [20].

 

 

  

 

 

 

 

  

 

 

 

Рисунок 4 - Сроки кредитов, выдаваемых предприятиям МСБ

В последнем  исследовании ЦБ РФ по кредитованию принимало  участие 53 крупнейших российских банка, на которых приходится свыше 80 % кредитного рынка (данные на 01.01.2010). Эти банки снижали  процентные ставки, уменьшали размеры  дополнительных комиссий, увеличивали максимальные объемы и сроки  займов. Большинство  из них в последнем  квартале минувшего  года сообщило о снижении ставок по кредитам крупным корпоративным  заемщикам, а доля снизивших ставки по ссудам населению  и малому и среднему бизнесу превысила 50 %. Это подтверждение  тому, что банки  больше предпочитают кредитовать крупные  структуры, а не предприятия  МСБ.

Исследование  показало: чем меньше банк, тем ниже у  него ставка по ипотечному кредиту. Небольшие  игроки меньше рискуют  и чаще рефинансируются  в АИЖК, где наиболее дешевые ресурсы. Самые низкие средневзвешенные ставки (10,3 %) - у банков, которые по размеру  активов находятся  за пределами ТОП-1000. Дороже всех кредитуют  банки из ТОП-5 по размеру активов - под 14,4 % годовых. Год  назад наблюдалась  обратная картина - маленькие  банки кредитовали  дороже, поскольку  стоимость привлеченных средств у них  была выше. В январе 2009 г. средневзвешенная ставка у 5 крупнейших российских банков составляла 12,5 %, а у самых мелких - 13,1 %.

Публичные заявления первых лиц государства  о поддержке малого и среднего предпринимательства  вселили в банкиров уверенность в  будущем рынка. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», при оптимистичном  сценарии объем портфелей  МСБ на балансах банков по итогам 2009 г. может  вырасти на 4 % - 5 %.

Доступность кредита - одно из основных условий развития малого и среднего предпринимательства. Согласно опросу, недавно  проведенному Национальным институтом системных  исследований проблем  предпринимательства, основными условиями  развития МСБ являются -повышение  спроса на рынке, уменьшение государственного вмешательства и облегчение доступа к заемным финансовым ресурсам. Можно отметить несколько причин и проблем кредитования МСБ:

- недостаточно  развит спрос из-за  сохраняющегося предубеждения  предпринимателей  относительно доступности  и целесообразности  кредитного финансирования;

-    низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивать специальные технологии по выдаче кредитов (с другой стороны, многие предприятия МСБ не могут взять кредит, поскольку не соответствуют жестким требованиям банков);

Информация о работе Кредитная и инвестиционная политика коммерческого банка