Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:59, дипломная работа
Функционирование современных банковских учреждений характеризуется многообразием сфер и видов деятельности. Однако, главной исторически сложившейся функцией банков является кредитование. Состояние банковского кредитования имеет огромное значение для развития реального сектора экономики, формирования совокупного спроса, расширения возможностей граждан в удовлетворении своих потребностей, и является объектом государственного регулирования.
Введение..........................................................................................................................................................................6
1 Теоретические основы формирования кредитной и инвестиционной 8
политики коммерческого банка.......................
1.1 Сущность и содержание кредитной и инвестиционной политики 8
коммерческого банка...................................................
1.2 Организация кредитного процесса в коммерческом банке......................................17
1.3 Сущность кредитного портфеля банка, управление кредитным 24
портфелем................
1.4 Система управления кредитным риском в коммерческом банке как важнейший элемент кредитной политики
1.5 Инвестиционная политика банка и методы управления инвестиционным портфелем
2 Анализ кредитной и инвестиционной политики Сбербанка России в 37 контексте современного состояния и развития кредитного рынка
2.1 Оценка современного состояния и развития рынка банковского 37
кредитования и инвестирования в России...........................................
2.2 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России 45
2.3 Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических 62
условиях ..........................................................................................................
2.4 Анализ кредитного и инвестиционного портфеля Сбербанка России.....
2.5 Анализ кредитной деятельности Бугурусланского отделения Сбербанка
России........................................................................................
2.6 Проблемы диверсифицированности кредитных портфелей...............
3 Перспективы развития национального кредитного рынка и кредитных 83
операций Сбербанка России..........................................................
3.1 Прогноз развития кредитного рынка в России................................. 83
3.2 Перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в 93
России и в Оренбургской области...................................................
3.3 Основные направления развития кредитной политики Сбербанка
России.......................................................................................
Заключение..................................................................................................................................................................100
Список использованных источников....................................................................................................103
Сегодня малому и среднему предпринимательству (МСП) уделяется особое внимание. На повестке дня главный принципиальный вопрос -доступность кредитных ресурсов. Мировой финансовый кризис замедлил темпы кредитования малого предпринимательства, но оно в течение 2009 г. не прерывалось. Каждый четвертый-пятый кредит из общей суммы выдаваемых кредитов в области получает малый и средний бизнес, обеспечивающий значительную долю на определенных рынках (рисунок 5)
Рисунок 5 - Доля малого и среднего бизнеса в экономике Оренбургской области
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, на 01.01.2009 г. количество малых предприятий (без учета микропредприятий) составляло 1887 единиц, или 5 % общего количества организаций, учтенных в составе регистра хозяйствующих субъектов Оренбургской области. Кроме того, в области работают более 6600 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 55000 индивидуальных предпринимателей. Малый и средний бизнес обеспечивает работой практически каждого четвертого из трудоспособного населения.
В целом доля малого бизнеса во внутреннем региональном продукте оценивается на уровне 10 % - 12 %.
Вклад банковского сектора области в развитие малого и среднего бизнеса характеризуется следующими показателями (рисунок 6).
С 2008 г. началось более активное развитие механизмов поддержки МСП в рамках государственных программ, что дало возможность дополнительно увеличить объемы его кредитования.
Рисунок 6 - Динамика объемов кредитов, выданных субъектам МСП
В настоящее время финансово-кредитная поддержка предпринимательства в рамках госпрограмм осуществляется по следующим направлениям:
- развитие системы гарантийного обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства;
- формирование региональной сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
- субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым субъектами МСП в кредитных организациях;
- развитие системы микрокредитования в программах городов и муниципальных образованиях.
Эти направления являются составной частью целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области в 2009-2011гг.».
За последние четыре года расходы областного бюджета на поддержку и развитие предпринимательства увеличились почти в десять раз. Если в
2006 г. финансирование мероприятий областной целевой программы не достигало
18 млн р., то в 2009 г. этот показатель был на уровне 180 млн р. В 2009 г. Оренбургская область была признана победителем конкурса Минэкономразвития России на предоставление субъектам Российской Федерации средств из федерального бюджета для развития малого предпринимательства, благодаря чему было дополнительно привлечено в эту сферу более 300 млн рублей.
Новая
программа является
логическим продолжением
предыдущей программы
«О развитии предпринимательства
в Оренбургской области
на 2006-2008 годы». За время
ее реализации только
по направлению «
В настоящее время в области активно работают два фонда -«Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области» и «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства». Это некоммерческие организации. Благодаря их поручительствам в пределах выделенных бюджетных средств субъекты малого и среднего предпринимательства получают в коммерческих банках ссуды, тем самым решается проблема залогового обеспечения.
Так, «Гарантийным фондом для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области» заключены соглашения о сотрудничестве с региональными банками ОИКБ «Русь» (ООО), ОАО «Банк Оренбург», АКБ «Форштадт» (ЗАО) и тремя филиалами иногородних банков - ОАО АКБ «РОСБАНК», КБ «ЮНИАСТРУМБАНК», ОАО «Промсвязьбанк». Капитализация фонда составляет 272 млн р. К концу 2009 г. фондом было выдано 46 поручительств на сумму 91 млн р., а предприниматели получили средств на сумму 270 млн руб. Срок предоставленных поручительств от 9 до 36 месяцев. Часть кредитов уже вернулась.
Организации
и развитию успешно
действующих
Фондом заключены соглашения о сотрудничестве с 12 кредитными организациями области. Так, на 1 декабря 2009 г. филиалом ОАО «Россельхозбанк» заключены кредитные договоры с 29 сельскохозяйственными кооперативами на общую сумму свыше 67 млн р. под поручительство фонда.
И еще одно направление кредитной поддержки субъектов МСП -микрофинансирование. На развитие этой программы выделены 21 млн р., которые направлены на прямую финансовую поддержку микро- и малых предприятий в виде краткосрочных займов. Они выдаются на срок не более одного года на сумму от 100 тыс. р. до 600 тыс. р. Процентная ставка по займу - в размере ставки рефинансирования Банка России.
Малый бизнес поддерживают администрации городов и районов, муниципальных округов, многие из которых имеют программы развития МСП. На реализацию лучших программ, которые определяются на конкурсной основе, выделяются субсидии. Они образуются путем
софинансирования из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований городов, районов.
В Оренбурге и Орске действуют бизнес-инкубаторы. Их цель -привлечение предпринимателей к созданию новых инновационных технологий. Реализация этих проектов стоит около 200 млн р., которые выделяются из областного и федерального бюджетов. Бизнес-инкубаторы, технопарк - это проекты для крупных городов, но и в ряде небольших городов и поселков работают центры поддержки МСП.
В 2009 г. по инициативе правительства области для оказания прямой финансовой поддержки в реализации инвестиционных проектов предприятий малого и среднего бизнеса создан Фонд смешанных инвестиций. Для реализации данного проекта привлечены из федерального и областного бюджетов по 100 млн р. и из средств управляющей компании — 200 млн р. В итоге все эти средства начали активно работать на рынке инвестиционных проектов.
На реализацию целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 гг.» выделяется только за счет средств областного бюджета 685,15 млн р. Из этой суммы на развитие финансово-кредитной поддержки МСП направляется одна четвертая часть, планируется привлечение средств федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетных финансовых источников, а также собственных средств субъектов МСП.
Приоритетными задачами программы являются:
- сокращение административных барьеров, создание благоприятного предпринимательского климата;
- развитие новых, совершенствование и наращивание существующих механизмов предоставления финансово-кредитной поддержки;
- развитие субъектов МСП, действующих в приоритетных сферах, определенных национальными проектами («Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»), и в высокотехнологичных областях экономики Оренбургской области.
В соответствии с программой государственные средства выделяются по четырем направлениям - опережающее обучение, стажировка, общественные работы и самозанятость.
Например, для пополнения класса предпринимателей малого и среднего бизнеса выделяются государственные средства на самозанятость в сумме
67 тыс. руб. Они предназначены для вчерашних безработных, в разгар кризиса решившихся открыть частные предприятия. Сегодня в Оренбуржье насчитывается более полутора тысяч таких предпринимателей; еще у 1500 безработных областная комиссия одобрила бизнес-планы.
Кроме этого отдельные предприниматели, имея бизнес-планы, могут претендовать еще на гранты областного министерства экономики - до 200 тыс. р. каждый. Чтобы их рационально и грамотно использовать, центры занятости организуют в районах при местных ПТУ краткосрочные курсы с приглашением преподавателей учебных заведений, опытных сотрудников банков и налоговых служб. Большую пользу предпринимателям дает живое общение с новоявленными и опытными предпринимателями на зональных ярмарках вакансий.
Необходимо отметить, что на протяжении ряда лет значительные объемы средств из федерального и регионального бюджетов в рамках государственных программ получает сельское хозяйство независимо от форм собственности, в том числе малый и средний агробизнес.
В принятой областной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» для обеспечения доступности кредитов сельхозпроизводителям предусмотрено выделение средств из областного бюджета на возмещение по ним части процентной ставки независимо от форм собственности. На эти цели выделяются также и средства из федерального бюджета. В реализацию программы включились шесть региональных и шесть инорегиональных филиалов банков.
В сельской местности Оренбуржья проживает 43 % всего населения области, основная экономическая деятельность которого связана с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. Сегодня в области около 240 тыс. сельских жителей ведут личное подсобное хозяйство, более 6,6 тыс. - крестьянских (фермерских) хозяйств. Создано более 260 сельскохозяйственных кооперативов, в том числе 40 -кредитных. Их учредителями выступили около 4 тыс. владельцев личных подсобных хозяйств, 265 крестьянских (фермерских) хозяйств, 130 -юридических лиц (сельхозпроизводители и предприятия переработки).
Интенсивное развитие малых форм агробизнеса по существу начавшееся с 2006 г., потребовало активного привлечения кредитов. Ведущая роль в кредитовании малых форм агробизнеса принадлежит Оренбургскому филиалу ОАО «Россельхозбанк». По направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК» за прошедшие три года представители малых форм хозяйствования, по данным Оренбургского филиала ОАО «Россельхозбанк», получили около 5 млрд руб. кредитов. При этом наибольшее внимание было уделено развитию личных подсобных хозяйств.
В настоящее время банки предлагают новые программы кредитования: филиал ОАО «Россельхозбанк» -«Кредит малому бизнесу под залог», «Кредит малому бизнесу под будущий урожай», ОАО «БАНК ОРЕНБУРГ» - программу кредитования на приобретение сельскохозяйственной техники и другие.
Одним
из перспективных
направлений финансово-
В условиях кризиса кредитные организации совершенствуют технологии кредитования, в том числе посредством внедрения новых программ, позволяющих упростить процедуру кредитования, обеспечить оперативное решение вопроса о предоставлении кредита и одновременно снизить операционные издержки банков, а значит, и процентные ставки.
Начиная с 2001 г. Главное управление Банка России по Оренбургской области проводит мониторинг практики кредитования малого бизнеса с целью принятия рекомендаций по ее совершенствованию. При этом особое внимание уделяется изучению новых программ кредитования малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В процессе мониторинга использовались данные отчетности кредитных организаций, ведомств (в том числе областного управления статистики, фондов предпринимательской деятельности, некоторых министерств правительства области).
По результатам проведенного анализа, количество обслуживаемых предприятий малого бизнеса к общему числу клиентов банков составляло 74,5 %, или три четверти. В то же время эти предприятия меньше пользуются банковскими кредитами. Это подтверждается и статистическими данными: среди общего количества субъектов МСП только 32 % имеют доступ к кредитам.
В 2009 г. среди причин, которые сдерживали расширение кредитования малого и среднего бизнеса, определились следующие:
1 Недостаточное развитие механизмов поддержки малого бизнеса. Отсутствие (низкое качество) залога.
2 Непрозрачность заемщика (высокая доля «теневых», недекларируемых доходов; недостаточность достоверных источников для объективной оценки финансового состояния заемщика, его кредитоспособности, отсутствие оборотов по расчетным счетам, основные потоки выручки проходят наличными деньгами и др.).
Информация о работе Кредитная и инвестиционная политика коммерческого банка