Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа
Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в Беларуси, а также перспективам развития белорусского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.
Введение……………………………………………………………………. 4
1. Теоретические основы организации конкурентных отношений…..........6
1.1. Сущность конкуренции и ее значение…………………………..6
1.2. Виды конкуренции………………………..…………………..........9
1.3. Функции конкуренции………… .………………………………..13
2. Анализ конкурентной среды в Республике Беларусь……………….…15
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке и пути их решения……………………………………………..……………………..20
3.1. Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………....20
3.2. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ……..………..27
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованных источников………….………………………...33
Приложения………………...………………………………………………34
1.2 Виды конкуренции
«Экономическая конкуренция ведет к тому, чтобы производство осуществлялось самым рациональным способом» Людвиг фон Мизес
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
2 основных вида конкуренции:
В экономике принято разделять конкуренцию на несколько основных типов по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости). [5, c.112]
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин-Элмерс» – на 61%, «Хьюлетт – Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства».
К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара. [1, c. 18]
Также, в микроэкономике принято разделять конкуренцию по состоянию на рынке на свободную (совершенную), несовершенную и регулируемую. Несовершенная конкуренция в свою очередь делится на чистую монополию, олигополию, дуополию, монопсонию, монополистическую конкуренцию с дифференциацией продукта и на естественную монополию.
Раскроем вышеперечисленные микроэкономические термины:
Совершенная конкуренция – это гипотетическая модель рынка, согласно которой на цену товара не могут повлиять ни спрос, ни предложение. Рынок признается совершенным, если: 1) объем производства отдельной фирмы незначителен по сравнению с выпуском всей отрасли; 2) свобода входа и выхода из отрасли ничем не ограничена (т.е. любая фирма может в любой момент начать производство или его прекратить без потерь); 3) производимая продукция является однородной; 4) покупатели имеют полную информацию о ценах продавцов; 5) продавцы действуют независимо друг от друга. [6, c. 180]
Несовершенная конкуренция – ситуация на рынке, когда компании, фирмы имеют возможность частично или целиком контролировать цены на продукцию, которую они производят, в отличие от совершенной конкуренции, при которой цены формируются рынком в зависимости от спроса и предложения.
Монополистическая конкуренция делится на монополию, олигополию, дуополию, монопсонию, олигопсонию, дуопсонию, монополистическую конкуренции с дифференциацией продукта и естественную монополию.
Рассмотрим каждое из перечисленных понятий конкретнее. При анализе монополии на рынке важно учитывать неоднозначность самого термина. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полис» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. Согласно микроэкономике под монополией понимается ситуация в отрасли, при которой 1) в отрасли существует только одна фирма, 2) благо, которое она производит, не имеет близких заменителей, 3) отсутствует возможность появления в отрасли других фирм. [7, c. 248]
Олигополия – господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров. Об олигополии обычно говорят тогда, когда господствует малое число фирм на рынке однородного или дифференцированного продукта. Такое положение характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли. Количество субъектов олигополии может быть различным, оно зависит от концентрации продаж продукции в руках той или другой корпорации или фирмы.
Дуополия, термин, применяемый в буржуазной политэкономии для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой существуют только два поставщика.
Монопсония – ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
Олигопсония (от греч. oligos – малочисленный и opsonia – покупка) – рыночная ситуация, для которой характерно значительное превышение количества продавцов (производителей) товара над ограниченным числом представленных на рынке покупателей.
Дуопсония (от лат. duo – два и греч. opsonia – покупка) – рыночная ситуация, при которой на рынке имеются множество продавцов и только два независимых покупателя идентичного товара.
Конкуренция в условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта выражается в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса, их число умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь рынок, а его часть и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значительными.
И наконец, естественная монополия [naturalmonopoly] предполагает ситуацию, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства.
Также, приведем некоторые типы конкуренции, относящиеся к различным категориям.
Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации) и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).
Конкуренция подразделяется на открытую и закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
1.3 Функции конкуренции
В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: I) регулирующую; 2) аллокационную; 3) инновационную; 4) адаптационную; 5) распределительную; 6) контролирующую.
Регулирующая функция
Аллокационная функция,
называемая иначе функцией
Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.
Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
И, наконец, контролирующая функция, которая состоит в том, что конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбор среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.[8, c. 123]
Таким образом, конкуренция
представляет собой соперничество субъектов
хозяйственной деятельности для достижения
наиболее высоких результатов в своих
интересах.
Она существует всегда и везде, где между
субъектами возникает соперничество по обеспечению
своих интересов.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.
В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.
ГЛАВА 2
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РБ
Особенность
переходной экономики
что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво.
Структурные диспропорции,
наличие элементов
системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние
Информация о работе Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях