Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в Беларуси, а также перспективам развития белорусского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 4
1. Теоретические основы организации конкурентных отношений…..........6
1.1. Сущность конкуренции и ее значение…………………………..6
1.2. Виды конкуренции………………………..…………………..........9
1.3. Функции конкуренции………… .………………………………..13
2. Анализ конкурентной среды в Республике Беларусь……………….…15
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке и пути их решения……………………………………………..……………………..20
3.1. Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………....20
3.2. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ……..………..27
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованных источников………….………………………...33
Приложения………………...………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гузаревич.docx

— 204.24 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра «Экономической теории»

Дисциплина «Макроэкономика»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка:

ФБД,   2 курс,

ФК,гр.1111212                                                                         К.М.Гузаревич

 

 

 

Руководитель:

Ассистент                                                                               А.В.Филитович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2012

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 32 страницы, 2 приложения, 2 рисунка

 

КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ, «ДЕТЕРМИНАНТЫ РОМБА», КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ПОЛИТИКА, МОДЕЛЬ ПЯТИ СИЛ КОНКУРЕНЦИИ, СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

Предметом исследования является конкуренция и ее структура, а  также перспективы ее развития в Республике Беларусь.

Объектом исследования является конкурентная среда  Республики Беларусь.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении структуры  конкуренции, анализе конкурентной среды в Республике Беларусь, а также в выявлении проблем развития конкуренции на белорусском рынке и поиске путей их решения.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: изучение научной литературы; анализ и сравнение отечественной и зарубежной литературы, описание различных видов конкуренции.

          Автор работы подтверждает, что  приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно  отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

                                                                                                        подпись  

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….  4

  1. Теоретические основы организации конкурентных отношений…..........6
    1. Сущность конкуренции и ее значение…………………………..6
    2. Виды конкуренции………………………..…………………..........9
    3. Функции конкуренции………… .………………………………..13
  2. Анализ конкурентной среды  в Республике Беларусь……………….…15
  3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке и пути их решения……………………………………………..……………………..20
    1. Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………....20
    2. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ……..………..27

Заключение………………………………………………………………….32

Список использованных источников………….………………………...33

Приложения………………...………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе. Данная тема является весьма актуальной, т.к. стимулирование конкуренции является и будет являться ключевым направлением экономической политики, важнейшим фактором модернизации экономики. Конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений – обеспечивает продавцам и покупателям свободу выбора. В условиях конкуренции покупатель имеет возможность выбрать из нескольких или многих продавцов необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции.     Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Конкуренция – залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства.   
 Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в Беларуси, а также перспективам развития белорусского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.

К основным задачам моей курсовой работы относятся:

  1. Рассмотрение теоретических основ конкуренции;
  2. Выявление роли конкуренции в развитии экономики стран;
  3. Ознакомление со структурой конкуренции;
  4. Рассмотрение проблем развития конкуренции на белорусском рынке и путей их разрешения.

 

Методологической базой  исследования выступают диалектический метод, анализ и синтез, экономический  анализ.

Предмет исследования –  конкуренция и ее структура.

Объект исследования –  конкурентные среда в  Республике Беларусь.

В соответствии с поставленной целью и задачами в первой главе  вводится понятие конкуренции, рассматриваются ее структура и функции. Во второй главе произведен анализ конкурентной среды в Республике Беларусь, а также представлены особенности конкурентных отношений в Беларуси. В третьей главе выявлены проблемы развития конкуренции на белорусском рынке и проведен поиск путей решения данных проблем.

При написании курсовой работы были использованы материалы учебников, учебных пособий, справочников и др. литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

1.1 Сущность конкуренции и ее значение

 

      Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки. Наиболее общим понятием является следующее:

 «Конкуренция — ситуация, когда  существует  несколько   альтернативных

направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы  различные группы  людей,  борющихся  между   собой   за   право   распоряжаться   этим благом».[1, c. 16] А. Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Ф. Найт определял конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они недвижимы. Й. Шумпстер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым.[2, с. 48]

Если говорить с точки  зрения рыночной структуры, конкуренция  – ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего  цену» (price-taker). В этом смысле конкуренцию можно определять как тип рынка, противоположного монополистической структуре.

С другой стороны, конкуренцию  можно определить с помощью ассоциации со словом «конкурировать» (соревноваться, соперничать) как тип поведения фирм – соперников на данном рынке.

Чистая конкуренция возникает  тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели занимаются куплей-продажей гомогенного (идентичного) продукта. Примером такого рынка является рынок финансов, сельского хозяйства. При этом продавцы и покупатели в одиночку не в состоянии влиять на цену. Последняя устанавливается через взаимодействие спроса и предложения.[3, с. 55]

Совершенная конкуренция  – это чистая конкуренция с  двумя дополнительными характеристиками:

  1. совершенная мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствия барьеров для ресурсов на вход/выход из этого рынка,
  2. обладание как продавцами, так и покупателями совершенного знания о рынке.

Суть конкуренции выражают единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать 5 конкурентными силами (рисунок 1.1).[4, с. 13]

 

 




 






 

 

 

Рисунок 1.1 Концепция конкуренции

Источник 4, с. 13

 

Основы теории конкурентного преимущества 

 

Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его  преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или  товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

В общем виде, конкурентоспособность  – это сравнительное преимущество.

Начало создания теории сравнительных  преимуществ относят к концу  XVIII – XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками. Модификация теории сравнительных издержек в теорию сравнительных преимуществ связывают с трудами шведского экономиста Э. Хекшера (1919 г.) и его ученика Б. Олина (1935 г.). Существо выводов, полученных ими, получивших название «теоремы Хекшера-Олина»: страна экспортирует товары в производстве которых наиболее эффективно использованы факторы производства и импортирует товары с дефицитными факторами производства. Математическое описание этой модели принадлежит П. Самуэльсону и В. Стопперу (сороковые годы ХХ века).

Дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ дано в трудах В. Леонтьева (семидесятые  годы ХХ века). Его выводы, получившие название «парадокс Леонтьева» были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина.

Новые тенденции в развитии мирового хозяйства в последние  десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как  наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного преимущества товара: снижение издержек; дифференциация товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей). Первое преимущество заключается в росте прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе – рост прибыли вследствие более высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.

Выбор стратегии зависит  от факторов: 1) структуры стратегического  потенциала фирмы;  2) особенности отрасли.

Как уже было сказано, конкурентоспособность  не является компонентом качества. Поэтому М. Е. Портер считает необходимым  проводить анализ среды. Портер выделил  следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе (рисунок 1.2) и назвал их «детерминанты ромба».[4, с. 68]


 

 

 




 


 

 

 

Рисунок 1.2 Детерминанты «стратегического ромба»

Источник [4, с. 68]

 

Параметры факторов в преломлении  к конкурентоспособности товара представляют собой материальные и  нематериальные условия производства товаров, обеспечивающих те или иные свойства продукта. Стратегии фирм-конкурентов, свойства их товаров представляют собой пятую конкурентную силу рассмотренную ниже. Параметры спроса характеризуются требовательностью покупателей к качеству, эластичностью спроса по цене, уровнем доходов, величиной спроса и т. д. Родственные и поддерживающие отрасли обеспечивают фирму необходимыми материальными, полуфабрикатами, товарами-субститутами, НИОКР. Детерминанты конкурентного преимущества оказывают друг на друга взаимное влияние. Конкурентное преимущество товара и фирма в целом не может быть поддержано без постоянного совершенствования всех детерминант «ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.

Информация о работе Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях