Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа
Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в Беларуси, а также перспективам развития белорусского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.
Введение……………………………………………………………………. 4
1. Теоретические основы организации конкурентных отношений…..........6
1.1. Сущность конкуренции и ее значение…………………………..6
1.2. Виды конкуренции………………………..…………………..........9
1.3. Функции конкуренции………… .………………………………..13
2. Анализ конкурентной среды в Республике Беларусь……………….…15
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке и пути их решения……………………………………………..……………………..20
3.1. Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………....20
3.2. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ……..………..27
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованных источников………….………………………...33
Приложения………………...………………………………………………34
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономической теории»
Дисциплина «Макроэкономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях
Студентка:
ФБД, 2 курс,
ФК,гр.1111212
Руководитель:
Ассистент
ПИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 32 страницы, 2 приложения, 2 рисунка
КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ, «ДЕТЕРМИНАНТЫ РОМБА», КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ПОЛИТИКА, МОДЕЛЬ ПЯТИ СИЛ КОНКУРЕНЦИИ, СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.
Предметом исследования является конкуренция и ее структура, а также перспективы ее развития в Республике Беларусь.
Объектом исследования является конкурентная среда Республики Беларусь.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении структуры конкуренции, анализе конкурентной среды в Республике Беларусь, а также в выявлении проблем развития конкуренции на белорусском рынке и поиске путей их решения.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: изучение научной литературы; анализ и сравнение отечественной и зарубежной литературы, описание различных видов конкуренции.
Автор работы подтверждает, что
приведенный в ней расчетно-
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………….………………………...33
Приложения………………...……………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понятие конкуренции является
фундаментальным в экономической теории
рыночных отношений. Конкуренция проявляется
на всех уровнях экономики — от микроуровня
(фирма) до мировой экономической системы.
Экономический успех субъекта рыночной
экономики в первую очередь зависит от
того, насколько хорошо он изучил законы
конкуренции, ее проявления и формы, и
насколько он готов к конкурентной борьбе. Данная
тема является весьма актуальной, т.к.
стимулирование конкуренции является
и будет являться ключевым направлением
экономической политики, важнейшим фактором
модернизации экономики. Конкуренция
сохраняет равноправное положение участников
экономических отношений – обеспечивает
продавцам и покупателям свободу выбора.
В условиях конкуренции покупатель имеет
возможность выбрать из нескольких или
многих продавцов необходимого ему товара;
такая же возможность имеется и у продавца
— добровольно решить вопрос о географическом
месте, времени и условиях предложения
своей продукции. Конкуренция
является необходимым условием существования,
фундаментом всей рыночной системы –
позволяет цене выполнять координирующие
функции, служить индикатором наличия
излишков или дефицита. Рынок существует
только при наличии конкуренции. Конкуренция
контролирует эффективность частного
предпринимательства – заставляет структуры,
неэффективно использующие имеющиеся
ресурсы, покидать «поле экономической
игры». Конкуренция – залог увеличения
эффективности бизнеса и экономического
роста государства.
Данная работа посвящена основным аспектам
изучения конкуренции – ее понятиям, условиям,
формам, специфике конкурентной борьбы
в Беларуси, а также перспективам развития
белорусского рынка, существующим проблемам
и возможным методам их решения. Значимость
выбранной темы несомненна, так как «конкуренция»
- ключевое понятие при изучении рынка.
К основным задачам моей курсовой работы относятся:
Методологической базой исследования выступают диалектический метод, анализ и синтез, экономический анализ.
Предмет исследования – конкуренция и ее структура.
Объект исследования – конкурентные среда в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью и задачами в первой главе вводится понятие конкуренции, рассматриваются ее структура и функции. Во второй главе произведен анализ конкурентной среды в Республике Беларусь, а также представлены особенности конкурентных отношений в Беларуси. В третьей главе выявлены проблемы развития конкуренции на белорусском рынке и проведен поиск путей решения данных проблем.
При написании курсовой работы были использованы материалы учебников, учебных пособий, справочников и др. литературных источников.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Сущность конкуренции и ее значение
Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки. Наиболее общим понятием является следующее:
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных
направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».[1, c. 16] А. Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Ф. Найт определял конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они недвижимы. Й. Шумпстер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым.[2, с. 48]
Если говорить с точки
зрения рыночной структуры, конкуренция
– ряд условий, которые ставят
фирму в положение «
С другой стороны, конкуренцию можно определить с помощью ассоциации со словом «конкурировать» (соревноваться, соперничать) как тип поведения фирм – соперников на данном рынке.
Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели занимаются куплей-продажей гомогенного (идентичного) продукта. Примером такого рынка является рынок финансов, сельского хозяйства. При этом продавцы и покупатели в одиночку не в состоянии влиять на цену. Последняя устанавливается через взаимодействие спроса и предложения.[3, с. 55]
Совершенная конкуренция – это чистая конкуренция с двумя дополнительными характеристиками:
Суть конкуренции выражают единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать 5 конкурентными силами (рисунок 1.1).[4, с. 13]
Рисунок 1.1 Концепция конкуренции
Источник 4, с. 13
Основы теории конкурентного преимущества
Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.
В общем виде, конкурентоспособность
– это сравнительное
Начало создания теории сравнительных преимуществ относят к концу XVIII – XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками. Модификация теории сравнительных издержек в теорию сравнительных преимуществ связывают с трудами шведского экономиста Э. Хекшера (1919 г.) и его ученика Б. Олина (1935 г.). Существо выводов, полученных ими, получивших название «теоремы Хекшера-Олина»: страна экспортирует товары в производстве которых наиболее эффективно использованы факторы производства и импортирует товары с дефицитными факторами производства. Математическое описание этой модели принадлежит П. Самуэльсону и В. Стопперу (сороковые годы ХХ века).
Дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ дано в трудах В. Леонтьева (семидесятые годы ХХ века). Его выводы, получившие название «парадокс Леонтьева» были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина.
Новые тенденции в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.
М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.
Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного преимущества товара: снижение издержек; дифференциация товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей). Первое преимущество заключается в росте прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе – рост прибыли вследствие более высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.
Выбор стратегии зависит от факторов: 1) структуры стратегического потенциала фирмы; 2) особенности отрасли.
Как уже было сказано, конкурентоспособность
не является компонентом качества.
Поэтому М. Е. Портер считает необходимым
проводить анализ среды. Портер выделил
следующие факторы внешней
Рисунок 1.2 Детерминанты «стратегического ромба»
Источник [4, с. 68]
Параметры факторов в преломлении к конкурентоспособности товара представляют собой материальные и нематериальные условия производства товаров, обеспечивающих те или иные свойства продукта. Стратегии фирм-конкурентов, свойства их товаров представляют собой пятую конкурентную силу рассмотренную ниже. Параметры спроса характеризуются требовательностью покупателей к качеству, эластичностью спроса по цене, уровнем доходов, величиной спроса и т. д. Родственные и поддерживающие отрасли обеспечивают фирму необходимыми материальными, полуфабрикатами, товарами-субститутами, НИОКР. Детерминанты конкурентного преимущества оказывают друг на друга взаимное влияние. Конкурентное преимущество товара и фирма в целом не может быть поддержано без постоянного совершенствования всех детерминант «ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.
Информация о работе Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях