Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в Беларуси, а также перспективам развития белорусского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 4
1. Теоретические основы организации конкурентных отношений…..........6
1.1. Сущность конкуренции и ее значение…………………………..6
1.2. Виды конкуренции………………………..…………………..........9
1.3. Функции конкуренции………… .………………………………..13
2. Анализ конкурентной среды в Республике Беларусь……………….…15
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке и пути их решения……………………………………………..……………………..20
3.1. Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………....20
3.2. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ……..………..27
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованных источников………….………………………...33
Приложения………………...………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гузаревич.docx

— 204.24 Кб (Скачать)

1) выявить природу монополий  и их виды, а также способности  субъектов, владеющих лишней экономической властью;

2) отрешиться от полного  устранения монопольных структур, подходить дифференцированное к монополистам и лишать монопольной власти тех, кто не способствует прогрессивным сдвигам в экономике, её оздоровлению, тормозит развитие НТП, допускает расточительство, производит морально старую продукцию;

3) не столько реорганизовать  функционирующие монополии, сколько  изменить окружающую их экономическую  среду; выполнить разумную либерализацию  государственного рынка, обеспечить  развитие производственной инфраструктуры (транспорта и связи); провоцировать создание продуктов- субститутов и т.Д.[10, c. 259- 260]

Антимонопольному регулированию  в республике обязаны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентоспособной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики обязаны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Нужна разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.

Конкурентоспособная политика и законодательство о конкуренции обязаны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.

Роль страны как регулирующего  органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентоспособные дела, состоит не в запрете монополий как таких, а в разработке системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих бизнес активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.[13, c.110]

Антимонопольное законодательство промышленно развитых государств, предназначенное  для условий превышения предложения  над спросом и призванное охранять налаженную конкурентную среду, не годится для условий полного дефицита и отсутствия конкуренции. Решать вопрос о разрушении давно сложившихся в республике монопольных структур нужно на базе общей реформы принадлежности и организации управления хозяйством.

Таким образом, из имеющегося опыта западного антимонопольного регулирования можно заимствовать только общую идею необходимости борьбы с негативными проявлениями монополии, деформирующей рыночные дела, препятствующими развитию конкуренции, а также некие технические приемы. Республике Беларусь нужна своя концепция, призванная не столько выручать и защищать конкуренцию, сколько создавать условия для её возникновения, способствовать формированию новейших производственных структур, лишенных способности злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также предотвращать сговоры меж предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания собственной воли потребителям, провоцировать диверсификацию компаний, развитие малого бизнеса.[10, c. 261 - 262]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      С учетом  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

      1. Конкуренция  - эффективный, дешевый метод   экономического  контроля.

Они  толкает  производителя  на  сокращение  издержек   производства,   иен,

увеличение объема сбыта, па борьбу за потребителя и улучшение  качества.

      2. Государство  играет активную  роль  в   регулировании  конкуренции   в

национальных границах, руководствуясь общенациональными  интересами.  Именно от  государства  во  многом  зависит  создание  условий  для   благоприятной конкурентной среды.

      3. В  современных   условиях  важна  не  столько   ценовая  конкуренция,

сколько  конкуренция  новых  товаров  и  услуг.   Однако   высокая   степень

экономического  риска  сдерживает  немало  производственников  от  внедрения инноваций в производство.

      4. Несмотря  па то что конкуренция в  силу своего  стихийного  характера

может   вызвать   побочные   отрицательные   экономические   и    социальные

последствия, она все же является главным двигателем современного  прогресса,

производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.

      Можно также  еще раз  подчеркнуть,  что   основу  для  решения  проблемы

формирования  конкурентной  среды  создает  политика  государства   в   этой

области, а полученные возможности  уже в той или  иной  мере  реализуются  на

фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка  государством  наукоемкого сектора; создание  системы  льгот  для  хозяйственников,  применяющих  новые технологии,  повышающих  качество  продукции,  увеличивающих  объемы  продаж своей продукции за рубеж.

      Кроме этого,  поддержка  и  помощь  должны  заключаться  в  развитии  и

укреплении информационной базы потребительского рынка; создании  возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры;  создании кредитной системы,  доступной  всем  субъектам  рынка;  упрощении  процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности  для  частного  предпринимателя; повышении  правовой  культуры  участников  рынка;   обеспечении   соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.

      Только  в этом случае  можно  ожидать   от  субъектов  рынка  отказа  от

неэффективных,   полулегальных   и   недобросовестных   форм   конкурентного

поведения  на  рынке,  повышения  цивилизованных   и   добросовестных   форм.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Экономика: Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К.

Большакова. —М.: «Проспект», 1998. -840 с.

2. Стратегическое управление/ Ансофф И. – М.: Экономика, 2003. – 358 с.

3. Менеджмент качества и конкурентоспособности/ Горбашко Е.А. – СПб.: СПбГУЭФ, 2003. – 207 с.

4. Конкуренция: анализ, стратегия и практика/ Азоев Г.Л. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 248 с.

5. Экономическая теория: учебное пособие- 2-е изд., перераб и доп- М. :

Юрайт, 1999.-384 с.

6. Экономическая теория / Гурко С. П. и др.- Мн., ИП Экоперпектива,

2001-637 с. 

7. Экономическая теория / Базылев Н.Н. - Мн., ИП Экоперпектива, 2001.-

538 с.

8. Основы рыночной экономики/ Рузавин. Г.И.-  М.: ЮНИТИ. 1996.

9. Санько Г.Г.Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой

Экономике/ Санько Г.Г. БЭЖ ,№2,1999г

10. Монополия и конкуренция / Санько Г.Г.,- Мн.,1999.- 237 c.

11. Атамалиева Л. ”Конкуренция  и ее роль в работе предприятий. “ / “ФУА”. - 2000, № 9.

12. Пыко В.Т. “Рыночная деятельность фирмы.” / “Вестник БДЭУ.”-2000, № 5.

13. Санько Г.Г.”Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой

экономике.“/   “БЭЖ”. - 1999, № 2.

14. Целикова Л. ”Конкуренция : методы оценки. “ / “НЭГ”. - 2000,  5  апреля.

15. Открытая энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.wikipedia.org. Дата доступа: 08.11.12.

16. Портер М. Воздействие конкуренции на форму стратегии / В кн.: Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. — СПб.: Питер, 2001. — С. 88. 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

 

Рисунок – Пять угроз и пять сил по Портеру

Источник 16

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Таблица - Характеристика рыночных структур

Модель рынка

Количество фирм

Характер продукции

Входные барьеры

Контроль над ценой

Доступ к информации

Число покупателей

Совершенная конкуренция

Очень большое

Однородная

Низкие

Отсутствует

Равный

Очень большое

Монополия

Одна фирма

Уникальная

Блокировано

Полный

Значительный

Не ограничено

Олигополия

Небольшое число мелких фирм

Однородная или разнородная

Высокие

Частичный

Ограниченный взаимной зависимостью

Не ограничено

Дуополия

Две фирмы

Однородная

Высокие

Частичный

Ограниченный взаимной зависимостью

Не ограничено

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная

Сравнительно низкие

Слабый

Некоторые ограничения

Много

Монопсония

Не ограничено

Однородная или разнородная

Блокировано

Полный

Значительный

Один


 

Источник 15

 


Информация о работе Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях