Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в Беларуси, а также перспективам развития белорусского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 4
1. Теоретические основы организации конкурентных отношений…..........6
1.1. Сущность конкуренции и ее значение…………………………..6
1.2. Виды конкуренции………………………..…………………..........9
1.3. Функции конкуренции………… .………………………………..13
2. Анализ конкурентной среды в Республике Беларусь……………….…15
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке и пути их решения……………………………………………..……………………..20
3.1. Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………....20
3.2. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ……..………..27
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованных источников………….………………………...33
Приложения………………...………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гузаревич.docx

— 204.24 Кб (Скачать)

предпринимательской   деятельности   и   некоторые   другие    условия    ее

возникновения в белорусской  экономике отсутствуют. Более  того,  сохраняется

и усиливается государственный  контроль  над  экономикой,  не  тождественный государственному регулированию. Государство и  его  органы  не  осуществляют регулирующие  функции,  а  выступают  основными  субъектами  хозяйствования.

Именно в этом заключается  экономическая роль  государства  как  монопольного собственника, что обусловливает  формирование  естественной,  искусственной, организационной,     технологической     и     экономической      монополии.

      Становлению  полноценной конкуренции в республике  препятствуют:

      1.  Кризис  экономики, высокая инфляция, финансовая  нестабильность;

      2. Искусственные   административные  барьеры  для   новых  хозяйствующих

субъектов,   устанавливаемые   республиканскими    и    местными    органами

исполнительной власти. Административными  барьерами,  препятствующими  входу на рынок, являются условия регистрации  и  выдачи  лицензий,  предоставления помещений и земельных участков, ввоза и вывоза продукции,  дискриминационное применение нормативных актов в  отношении  негосударственных  предприятий  и т.д.  (Чиновники  допускают   массовые   злоупотребления   при   регистрации предприятий,  запреты  на  виды  коммерческой  деятельности,  необоснованные отказы  на  сертификацию  товара,  ценовую  дискриминацию  негосударственных предприятий, контрольно-проверочный прессинг и т.п.);

      3.   Несовершенство   и    недостаток    статистической    информации,

инфраструктуры поддержки  предпринимательства;

      4.   Несовершенство   законодательств,    касающихся    собственности,

инвестиций, антимонопольного регулирования, банкротства, систем  регистрации и лицензирования;  редкое  использование  процедур  санации  и  банкротства. (Власти  часто не   решаются   ликвидировать   даже   полностью   убыточные предприятия, считая их  акционирование,  слияние,  привлечение  иностранного капитала единственным выходом для них.)

      5.  Формальный  характер   акционирования   белорусских   предприятий,

отсутствие открытого  для всех рынка ценных бумаг;

      6. Создание  концернов и холдингов  на  базе  бывших  министерств,  что

сохраняет и укрепляет  государственную  монополию  (особенно  в  торговле  и

снабжении);

      7.  Отсутствие  в  госбюджете  средств  для   инвестиций;  ограниченные

кредитные возможности коммерческих  банков;  незрелость  финансового  рынка;

отсутствие  рынка   земли,   институциональных   инвесторов,   значительного

капитала и низкая его  мобильность.

      К факторам, тормозящим становление рыночных  конкурентных  отношений  в экономике переходного периода, относятся:

      -   налоговая,   кредитная,   инвестиционная   и   ценовая   политика

        государства,

      - длительные  сроки окупаемости капиталовложений,

      - неплатежи,

      - политика  существующих на рынке структур;

      - неразвитость  рыночной инфраструктуры;

      - ограниченность  ресурсов,  отсутствие  навыков   предпринимательской

        деятельности   у   администрации   негосударственных   предприятий,

        криминальные  барьеры.

      [10, с.250-252 ]

 

      3.2 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ.

 

Механизм сотворения эффективной конкурентоспособной среды на потребительском рынке республики и повышения её уровня интенсивности обязан быть отрегулирован государственными органами. Этот шаг не следует разглядывать как возврат к усилению способов административного действия на субъектов рынка и созданию торговых барьеров. 
[14, c. 7]

Для появления конкуренции  в Беларуси необходимы следующие  условия:

- полное обособление производителей  как собственников средств производства  и произведенного продукта (основная  предпосылка);

- множественность производителей  однородной продукции (достигается  методом сотворения новейших экономических структур в монополизированных отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и остальных объединений;

- заинтересованность субъектов  в предпринимательской деятельности; экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, способов и структур управления созданием, сбытом и т.Д.), отсутствие диктата со стороны правительства (страны);

- наличие рынка земли  и недвижимости, четких правовых  норм, устойчивых денежной и денежной  систем, стимулирующей налоговой,  кредитной, ценовой и внешнеторговой  политики (разумной протекционистской  политики страны в сфере внутреннего  рынка, осуществляемой методом  введения временных количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, особых, антидемпинговых и компенсационных пошлин);

- ликвидация барьеров  для входа на рынок новейших  хозяйствующих субъектов;

- преодоление монополизма  государственных управленческих  структур; контроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и пресечение антиконкурентных действий; государственное регулирование естественных монополий; обеспечение свободного доступа к информации о товарах и ценах; перевоплощение государственного сектора экономики в реального конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной принадлежности. Следовательно, становление конкуренции в трансформационной экономике Беларуси диктует необходимость обеспечения права принадлежности на средства производства, на продукт и на доход, а также обилия форм принадлежности и их равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические структуры не обязаны обхватывать только мелкое создание и бизнес.) 
[10, c. 255- 266]

Не считая этого, для повышения конкурентоспособности белорусским компаниям нужно решить следующие задачи.

Совершенствовать маркетинговую  деятельность. В этих целях:

— проводить мероприятия  по совершенствованию организации  маркетинга 
(сделать службу либо назначить исполнителя по маркетингу; найти должностные обязанности, поделить возможности, найти ответственность и поощрение; провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать твердые квалификационные требования к образованию и специальности);

— осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка, проводить размещение продукта на рынке;

— выявлять потребности  покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность продукции, внедрять новейшие продукты;

— проводить гибкую ценовую  политику, применяя различный уровень  цен на различных рынках, для различных  частей, использовать систему скидок;

— проводить анализ и  осуществлять поиск перспективных  рынков и каналов сбыта; осваивать  внешние рынки;

— осуществлять эффективную  рекламную кампанию, мероприятия  по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.

облагораживать финансовое состояние компании. В этих целях:

— разрабатывать мероприятия, направленные на понижение издержек;

— ускорять оборачиваемость  оборотных средств:

— при выборе управленческих решений проводить оптимизацию  издержек.

Совершенствовать менеджмент. В этих целях:

— верно определять цели;

— выработать стратегии (общую  для компании, маркетинговую, по элементам  комплекса маркетинга, по финансам, производству);

— совершенствовать компанию управления предприятием,

— создать систему мотивации  работников к эффективной деятельности.

Представляется, что решение  этих задач в комплексе дозволит повысить конкурентоспособность российских компаний как на внутреннем, так  и на внешнем рынках, а это, в  свою очередь, дозволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения таковых задач, как поддержка курса государственной денежной единицы, погашение внешнего долга. [15, c.19]

В условиях отсутствия конкуренции конкурентоспособная среда обязана формироваться поэтапно, начиная с появления конкуренции меж субъектами и заканчивая формированием структурных частей по её обеспечению.

На первом этапе происходит становление конкуренции меж  русскими производителями одной  отрасли за рынки сбыта и сырья, меж банками — за долгосрочное кредитование производственных программ, меж торговыми организациями - за установление связей с производителями.

На втором этапе формируется  межотраслевая конкуренция за норму  прибыли, происходит становление нетоварных форм конкуренции меж концернами, холдингами, финансовыми группами за финансовое лидерство.

На третьем этапе предусматривается  обеспечение равно-партнерских отношений меж русскими и иностранными производителями.

Роль страны как регулирующего  органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентоспособные дела, состоит не в запрете монополий как таких, а в разработке системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих бизнес активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.[10, c. 256]

Анализ экономической  ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-1998 it. Дозволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования государственной экономики было бы целесообразно отдать ценность не антимонопольной, а конкурентоспособной политике.

Конкурентоспособная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Её проводят не лишь развитые и развивающиеся страны, но и страны с трансформируемой экономикой. Принципами таковой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (торговца) и потребителя. Она ориентирована на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.[13, c.110]

Основными целями конкурентоспособной политики в развитых странах являются: обеспечение экономического роста и интернациональной конкурентоспособности экономики, содействие техническому прогрессу, контроль за деятельностью монопольных субъектов, вытеснение с рынка нерентабельных компаний. При этом главные стратегические задачки страны заключаются в разработке законодательной базы конкурентных отношений, а также нового хозяйственного механизма, нацеленных на стимулирование конкуренции.

Ведущие направления гос конкурентоспособной политики сводятся к разработке и совершенствованию законодательства о конкуренции, контролю над структурой рынка, предотвращению злоупотреблений рыночной властью, к стимулированию предпринимательской деятельности.[10, c. 258]

Основными направлениями конкурентоспособной политики являются: разработка и улучшение законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. В переходный период принципиально сделать нужные условия для её появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новейшие компании. Во- вторых, процесс приватизации имеющихся компаний обязан предугадывать создание конкурентных рынков. В-третьих, принципиально открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.[13, c. 110]

Высшим органам Республики Беларусь принят пакет законов, обеспечивающих гарантии полноправного чествования конкуренции в отечественной экономике, а также защиты её от ведомственного произвола и разнообразных под законных актов и инструкций, искажающих (порой до неузнаваемости) смысл государственных решений.

Становлению конкурентных отношений  в Беларуси могла бы способствовать реализация механизма банкротства субъектов хозяйствования, чья деятельность признается экономически нецелесообразной.

Исследование зарубежного  опыта реализации конкурентоспособной политики дает основание считать, что в Беларуси также нужно проводить институциональные преобразования - выполнить структурную перестройку экономики, обеспечить рациональное сочетание разных форм принадлежности и эффективное функционирование гос, понижение уровня монополизации экономики и становление конкурентоспособной среды, финансовое оздоровление страны и проведение земельной реформы. Не считая того, следует реструктурировать компании и сделать рыночную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование главных рынков в условиях конкуренции и разумного антимонопольного регулирований А основное - устранить экономические базы 
(условия) злоупотреблений доминирующим положением и сделать условия для конкурентных отношений, для чего нужно:

Информация о работе Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях